Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине XIX века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале XX века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникает с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности. Однако вплоть до середины XIX века подходы к управлению значительно отличались от того, что мы видим в современном мире.
Большинство предприятий реализовывало простые формы управления. Руководящее звено имело небольшую численность, вся власть концентрировалась в руках высшего руководства, представленного часто в лице одного человека – хозяина, собственника предприятия, имеющего небольшое число помощников. С развитием фабричного производства на рубеже XVIII-XIX веков в Западной Европе формируются новые производственные отношения. Увеличение размеров предприятий, привлечение наемного труда, специализация и механизация труда, расширение товарных рынков обуславливают формирование более сложного механизма управленческого труда. Первоначально эти изменения затронули текстильное производство, где проводятся первые эксперименты, направленные на поиск способов повышения производительности труда рабочих. Первые новаторские эксперименты в области оценки и стимулирования труда рабочих, их социального обеспечения связаны с именем известного английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771-1858).
Школа научного управления (1885-1920). Развитие менеджмента как научной дисциплины было обусловлено, прежде всего, экономическим бумом, который переживали США в 80-е годы XIX века. В этих условиях устаревшие методы управления трудом начинают сдерживать развитие производства. Во второй половине XIX века появляются первые систематические разработки в области совершенствования организации труда. Их авторами были инженеры, обладавшие высоким уровнем образования, необходимой подготовкой и практическим опытом работы. В конце XIX века в США создаются первые научные общества по проблемам управления. Наибольшую известность приобрело Американское общество инженеров-механиков (ASME) благодаря участию в его заседаниях Фредерика Уинслоу Тейлора, признанного впоследствии родоначальником школы научного управления.
Тейлор родился в 1856 году в Джемантауие (штат Пенсильвания), в обеспеченной семье. После окончания школы в Экстере и непродолжительной учебы в Гарвардской юридической школе он работает учеником модельщика и механика на небольшом предприятии, принадлежавшем другу его отца. В возрасте 22 лет Тейлор поступает разнорабочим в филадельфийскую сталелитейную компанию. За 12 лет работы в Мидвейле ему удалось достаточно быстро продвинуться по служебной лестнице. Разнорабочий, конторский служащий, механик, бригадир, мастер, старший механик, главный чертежник и, наконец, главный инженер предприятия – этапы его карьерного роста. За это время он заочно обучается на инженерном факультете Stevens Institute и в 1883 году заканчивает его, получив магистерскую степень. Его исследования в области нормирования затрат рабочего времени заложили основу научной системы Тейлора. С 90-х годов Тейлор активно распространяет свои идеи в статьях и книгах, консультирует крупные компании по вопросам организации труда, читает лекции в недавно открытой Гарвардской школе бизнеса.
Основными принципами, положенными в основу системы Тейлора, являются:
1. ^ Принцип разделения труда. Предполагает разделение выполняемой работы на отдельные функции и операции, которые закрепляются за исполнителями. Принцип распространяется на все уровни организационной структуры, в том числе и на управленческий труд.
2. ^ Принцип измерения труда. Оптимизация решения поставленных задач достигается за счет определения рабочего времени путем измерения отдельных элементов трудового процесса.
3. ^ Принцип инструктирования. Выполнение отдельных операций должно сопровождаться подробным инструктированием работника в отношении методов и приемов их выполнения. Таким образом, устанавливаются стандарты, на основе которых осуществляется измерение труда.
4. ^ Принцип стимулирования. Достижение стандартов стимулируется соответствующим денежным вознаграждением. Превышение стандартов сопровождается дополнительными выплатами.
Можно назвать немало известных представителей школы научного управления, внесших существенный вклад в развитие методов совершенствования организации труда. Среди них Г. Гантт – наиболее близкий ученик Тейлора, супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет и многие другие. Наиболее значимый вклад школы научного управления в развитие менеджмента заключается в следующем:
1. Определены роль и функции административного труда.
2. Дано обоснование необходимости выделения управленческого труда в самостоятельный вид профессиональной деятельности в ряду других видов индустриального труда.
3. Предложен функциональный подход к осуществлению управленческой деятельности.
4. Определено значение материального стимулирования для повышения производительности труда рабочего.
5. Разработаны и внедрены в практику работы предприятий системы сдельной оплаты, позволившие в несколько раз увеличить его производительность.
6. Разработаны и предложены к использованию передовые для того времени методы организации труда.
7. Найдены подходы к нормированию труда, разработаны нормативы, стандарты, применение которых способствовало существенному росту производительности труда.
8. Определены роль и функции менеджера, связанные с обучением и развитием работника.
9. Был предложен ряд технических усовершенствований, обеспечивших оптимизацию трудовых процессов.
Достижения школы научного менеджмента оказали существенное влияние на развитие систем управления организациями и нашли широкое применение в практике управления.
Классическая школа управления (1920-1950). Представителями этой школы были заложены основы общей теории менеджмента организации. Наиболее известным представителем классической школы управления является выдающийся французский предприниматель и администратор Анри Файоль (1841-1925). Его труд «Общее и промышленное управление», опубликованный в 1916 году, явился обобщением многолетних наблюдений и собственного опыта управления на посту высшего управляющего – директора французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Фундаментальным положением работы Файоля было выделение основных операций, составляющих суть функционирования промышленного предприятия: технических, коммерческих, финансовых, страховых, учетных и административных. Специфика административной функции заключается в выработке общей программы работы предприятия. В рамках административной функции Файоль вводит классификацию менеджмента по функциональным признакам – предвидение (планирование), организация, распорядительство, координирование и контроль. Автор выделяет также четырнадцать принципов управления организацией, рассмотренных выше. Вкладом в развитии менеджмента явилось формулирование основных принципов построения организационных структур управления.
Подчеркивая особую роль менеджера в обеспечении успеха организации, Файоль определил качества, необходимые эффективному менеджеру – физические (здоровье, сила, бодрость), умственные (сила и гибкость ума, рассудительность, легкое усвоение), нравственные (стойкость, энергия, чувство долга и т. д.), общее развитие (запас различных понятий), специальные знания, опыт.
Школа человеческих отношений (1930-1950). На рубеже 20-30-х годов в США идет интенсивный поиск новых форм и методов управления, базирующихся на достижениях социологии и психологии. Это направление получило название школы человеческих отношений. Ее основы были заложены исследованиями и публикациями известного американского психолога и социолога Элтона Мэйо (1880-1949). Популярность Мэйо приобрел благодаря участию в знаменитых Хоторнских экспериментах, проводимых администрацией компании «Вестерн электрик» и положивших начало промышленной психологии и социологии труда. По просьбе руководства предприятия Элтон Мэйо обобщил полученные материалы, и результаты экспериментирования были представлены научному миру.
Исследования на Хоторнском заводе проводились в течение 12 лет. Уже через 2,5 года в результате внедрения рекомендаций исследовательской группы производительность труда выросла на 40%, на 80% сократились прогулы, существенно снизилась текучесть кадров. Главным их итогом явилось доказательство того, что на фоне хороших условий работы и заработка важными факторами эффективности труда являются: внимание и уважение со стороны руководства, ощущение сопричастности к принятию решений, атмосфера социального партнерства.
К основным достижениям школы человеческих отношений можно отнести следующие:
1. Впервые обосновывалась необходимость внимательного отношения к социальным и групповым потребностям работников.
2. Предложены методики изучения особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон работы организации.
3. Определена роль психологических факторов производительности труда, оказывающих существенное воздействие на трудовое поведение работника. В процессе исследований установлена взаимосвязь между результатом и содержанием труда, что явилось обоснованием необходимости формирования интереса работника к выполняемой работе. Это положение нашло широкое применение в практике обогащения рабочих мест.
4. Доказана важность участия работника в выработке решений, находящихся в сфере его интересов. Предложены формы «менеджмента участия», ситуационный подход к их выбору.
5. Обоснована важность неформальной стороны функционирования организации, таких ее составляющих, как производственный климат, организация социального взаимодействия, формирование социальной ответственности персонала.
Идеи школы человеческих отношений получили развитие в дальнейших исследованиях трудового поведения человека. В теории менеджмента формируется новое направление, получившее название бихевиоризм (англ. behaviour – поведение). Лидером так называемого гуманистического направления психологии является известный американский психолог А. Маслоу.
Поведенческие науки (с 1950-х годов по настоящее время). Дальнейшее развитие школы поведенческих наук в послевоенные годы связано с такими именами, как Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др. Наибольшую известность получили исследования в области социального взаимодействия: мотивации, межличностных коммуникаций, власти, лидерства. Широкое развитие получила концепция «производственной демократии», обосновывающая права рядового работника участвовать в управлении организацией. Можно назвать несколько форм привлечения персонала к управлению.
1. Участие в управлении на рабочем месте (делегирование исполнителю части прав по управлению собственной деятельностью).
2. Участие работников в управлении трудом и качеством торгово-технологического процесса на уровне отдела, секции (создание функциональных образований, осуществляющих разработку и оказывающих помощь другим работникам подразделения по вопросам внедрения предложений по оптимизации труда, совершенствования форм обслуживания и наиболее полному удовлетворению требований покупателей).
3. Создание совместных специализированных комитетов (советов), куда входят наиболее активные, творческие работники низового уровня, специалисты и руководители предприятия.
4. Привлечение работников к управлению через систему «участия в прибылях».
5. На крупных предприятиях торговли может практиковаться выбор работников низового звена (торгово-оперативного и вспомогательного персонала) в советы директоров акционерных обществ.
Количественный подход к управлению (с 1950-х годов по настоящее время). Перспективность этого направления обусловлена стремительным развитием современных информационных технологий, наметившимся в последние десятилетия. Моделирование систем управления, элементов торгово-технологических процессов, связанных прежде всего с закупкой и реализацией товаров, раскрывает новые возможности для повышения качества принимаемых управленческих решений.
Развитие научного менеджмента в России. Развитие крупного промышленного производства в России способствовало проведению первых исследований в области физиологии и организации труда, профессиональной ориентации и социальной организации (И. Сеченов, Л. Крживицкий, Велавенцев). Одновременно все большую популярность приобретают идеи научной организации труда, получившие распространение за рубежом. В 1913 году в России открывается журнал «Фабрично-заводское дело», публикующий информационные материалы о передовых методах организации и стимулирования труда. Внедрение первых программ улучшения труда и быта рабочих связано с такими известными именами, как С. И. Четвериков, Ф. А. Гучков, П. М. Третьяков, П. М. Рябушинский, А. И. Коновалов и др.
После революции решительную поддержку идеям тейлоризма оказал В. И. Ленин, что определило быстрое распространение влияния нового научного направления. В этот период в России функционировало более 10 научно-исследовательских институтов, выходило около 20 научных журналов. В 1921 году в Москве создается Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС во главе с «русским Тейлором» – А. К. Гастевым. Активное участие в развитии научного управления принимали виднейшие советские ученые: П. М. Керженцев, возглавлявший Институт техники управления (ИТУ) при Народном комиссариате РКИ, О. А. Ерман-ский, Н. А. Витке, Ф. Р. Дунаевский. Идеи административной школы управления нашли отражение в исследованиях Таганрогского института НОТ, возглавляемого П. М. Есьманским. Приобретают популярность научные разработки в области организации и психологии управленческого труда.
Появление двух ведущих направлений – «группы 17-ти (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцев» (Гастев, Гольцман и др.) обусловило развертывание ожесточенной научной дискуссии по направлениям развития НОТ в стране. Политическая обстановка в стране в предвоенные и послевоенные годы не могла не отразиться на развитии научного управления. Наступает период длительной стагнации. В 60-е годы некоторое оживление связано с появлением первых публикаций и зарубежных переводов, регламентируемых жестким идеологическим рамками. Полностью ограничения были сняты только с начала 90-х годов. В этот период постепенно формируется интерес практиков к достижениям менеджмента. Однако отсутствие средств на проведение научных разработок в области менеджмента, обусловленное низкой доходностью предприятий торговли и прекращением инвестирования со стороны государства, не способствовало развитию отечественной науки.
Рассмотренные выше школы и направления научного менеджмента внесли существенный вклад в теорию менеджмента и ее практическое воплощение. Творческое использование достижений каждой школы, их развитие с учетом специфики нашей страны, основанное на методологии системного и ситуационного подхода, обеспечит современному менеджеру эффективное решение поставленных перед ним задач.
^