Опросник саморефлексии телесного потенциала
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр - 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, одинаково верны).
1. Я не испытываю никакой тревоги по поводу своих телесных возможностей | По поводу своих телесных возможностей я испытываю некоторую тревогу | |
2. Я не испытываю чувства зависти к другому, физически более сильному и привлекательному человеку | Я испытываю некоторое чувство зависти к другому, более сильному и привлекательному человеку | |
3. Иногда я воспринимаю свое тело как ненужную помеху | Я никогда не воспринимаю свое тело как ненужную помеху | |
4. Я считаю, что возникающее у меня время от времени состояние неуверенности не имеет к моим телесным возможностям никакого отношения | Я считаю, что возникающее у меня время от времени состояние неуверенности связывается и с моими телесными возможностями | |
5. Будь у меня иное тело, я испытывал бы больше самоуважения | Будь у меня иное тело, мое самоуважение ничуть не изменилось бы | |
6. Можно сказать, что тело доставляет мне одни огорчения | Можно сказать, что тело доставляет мне чувство полноты жизни | |
7. Я бы хотел оставаться таким, какой я есть в настоящее время | Меня не вполне устраивает то, какой я есть в настоящее время | |
8. Я иногда раздражаюсь и злюсь на свое тело | Я никогда не раздражаюсь и не злюсь на свое тело | |
9. Я не чувствую никакой зависимости от своего тела | Я постоянно чувствую свою зависимость от моего тела | |
9А. Думаю, будь у меня другое тело, я бы выше поднялся в своих глазах | Будь у меня другое тело, в своих глазах я остался бы прежним | |
10. Я вполне могу сказать, что считаю себя ущемленным в силу того, что уступаю другим по телесным возможностям | Я думаю, что моя личность вовсе не страдает от того, насколько я уступаю другим по своим телесным возможностям | |
11. Я думаю, что мои телесные возможности едва ли окажут какое- либо влияние в предстоящей жизни | Я думаю, что влияние телесных возможностей будет ощущаться на всем протяжении жизни | |
12. То, чего я желаю добиться, никоим образом не связано с моими телесными возможностями | То, чего я желаю добиться, связано и с моими телесными возможностями | |
13. Я считаю, что имеющиеся у меня телесные возможности вполне достаточны и для решения отдаленных задач | Я не считаю, что имеющиеся у меня на сегодня телесные возможности вполне достаточны и для решения отдаленных задач | |
13А. То, к чему я стремлюсь, не имеет никакой связи с моими телесными возможностями | То, к чему я стремлюсь, имеет определенную связь с моими телесными возможностями | |
14. Мне кажется, что если бы я изменил представление о своем теле, то от этого ничего бы не изменилось | Думаю, что если бы я изменил представление о своем теле, то от этого многое изменилось бы | |
15. Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей жизни, телесные возможности не играют никакой роли | Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей телесные возможности просто необходимы | |
16. Уверен, что мое настоящее и будущее положение в обществе совершенно не зависит от моих телесных возможностей | Уверен, что как настоящее, так и будущее место в обществе зависит и от моих телесных возможностей | |
17. Вообще-то, при планировании своей перспективы я меньше всего думаю о своих телесных возможностях | При планировании своей перспективы я обязательно учитываю свои телесные возможности | |
18. У меня достаточно других забот, чем думать о своем теле | При всем множестве забот я никогда не забываю о своем теле | |
19. Я полагаю, что мое чувство Я не имеет никакого отношения к моему телу | Я полагаю, что мое чувство Я непосредственно связано с моим телом | |
20. Не думаю, чтобы тело могло служить добрым и надежным советчиком | Я считаю, что тело может служить добрым и надежным советчиком | |
21. Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей жизни телесные возможности не играют никакой роли | Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей телесные возможности просто необходимы |
Ключ
Баллы подсчитываются по системе:
стр. 29
Первичные данные показателей СТП (а) и их перевод в шкалу станайнов (б) с общей выборки испытуемых (п = 264)
1-й фактор | 2-й фактор | 3-й фактор | Общий показатель | ||||
а | б | а | б | а | б | а | б |
7 - 9 | 4 - 5 | 4 - 9 | 25 - 33 | ||||
10 - 12 | 6 - 8 | 10 - 12 | 34 - 38 | ||||
13 - 16 | 9 - 12 | 13 - 14 | 39 - 47 | ||||
17 - 21 | 13 - 15 | 15 - 16 | 48 - 54 | ||||
22 - 28 | 16 - 18 | 17 - 18 | 55 - 65 | ||||
29 - 32 | 19 - 21 | 19 - 20 | 66 - 73 | ||||
33 - 36 | 22 - 24 | 21 - 24 | 74 - 81 | ||||
37 - 39 | 25 - 26 | 25 - 26 | 82 - 91 | ||||
40 - 49 | 27 - 28 | 27 - 28 | 92 - 105 |
как конформный (просоциальный) (КТ), т.е. респонденты воспринимали свое тело как инструмент, ценностный статус которого ограничивается существующими в социуме (культуре) представлениями, с одной стороны, и возможностями, данными человеку природой, - с другой. Заимствованный в социуме критерий становится ведущим каналом категоризации телесности, которая, как и в предыдущем случае, не распространяется на представление испытуемых о собственном Я. Третий фактор - личностный тип (ЛТ) - телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, отражает его имманентную характеристику, которая не может быть отделена от Я как целостного психотелесного существа. Поскольку исходная структура факторной матрицы имела ограничения, преобразование первичных данных в стандартную шкалу (стены) осуществлялось лишь по количественным показателям переменных, составивших содержание выделенных с исследовательской целью трех факторов. В итоге представленная версия опросника вместе с изложенными выше методическими приемами была предложена выборке учащихся 9 - 11-х классов (л = 264) в возрасте 14 - 17 лет, которые приняли участие в основной части исследований как экспериментальная группа.
Вопросы 9А и 13А ОСТП являются контрольными;
1 - 3 станайны - витальный тип репрезентации телесного потенциала - осознание тела как натурального биологического объекта;
3 - 6 станайнов - конформный (просоциальный) тип - отражает представление опрашиваемых о назначении тела (телесных возможностях человека) как инструмета, ценностный статус которого ограничивается задачей соответствия существующим в данном социуме (культуре) представлениям, с одной стороны, и возможностями, данными человеку природой, - с другой;
6 - 9 станайнов - личностный тип - телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, становится его имманентной характеристикой, которая ни при каких условиях не может быть отделена от Я как целостного психотелесного существа.
Цель первого этапа основной части исследования - доказательство корректности-некорректности анализа и толкования полученных результатов, дающих возможность обобщения последних по критерию педагогической периодизации (старший школьный возраст). Цель второго этапа - определение содержания и особенностей компонентного состава Я-структуры старшеклассников с разной саморефлексией телесного потенциала и способов конструирования ими жизненных проектов. Сравнительный интергрупповой анализ и интерпретация полученных результатов составляли содержание третьего этапа.
На первом этапе применялась двойная процедура кластерного анализа с привлечением данных как всех испытуемых (включая студентов Национального университета физического воспитания и спорта Украины и Национального педагогического университета им. М. Драгоманова), которые участвовали в исследовании, так и отдельно учащихся старших классов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Стойкость воспроизведения в обоих случаях кластеров, аналогичных по количественному и содержательному составу, служила критерием удовлетворенности сформулированной цели. В образовавшиеся три кластера вошли в основном представители отдельных (14, 15 и 16 лет) возрастных групп старшеклассников. Подтвердилась закономерность полученного распределения, а значит, и необходимость проведения качественно-количественного анализа и толкования данных с учетом возрастного критерия. Осуществленный на основе установленной типологии саморефлексии телесного потенциала внутригрупповой анализ различий средних значений показателей, которые презенти-ровали Я-структуру и характеристики жизненного проектирования, позволил констатировать, что при условии общего для всей выборки количественного состава исследуемых переменных величина и направленность (знак) последних оказались неодинаковыми. Полученный факт подтвердил, таким образом, наше предположение о функциональной роли телесного опыта как фактора структурирования элементов самокатегоризации Я-носителей определенных социальных ролей (ученики старших классов), с одной
Первичные данные (а) и их стандартизированные эквиваленты (б) опросника СТП мужской и женской выборок
Мужчины | Женщины | ||
общий показатель | общий показатель | ||
а | б | а | б |
15 - 34 | 15 - 31 | ||
35 - 38 | 32 - 36 | ||
39 - 48 | 37-44 | ||
49 - 54 | 45 - 54 | ||
55 - 62 | 55 - 63 | ||
63 - 71 | 64 - 71 | ||
72 - 79 | 72 - 80 | ||
80 - 90 | 81 - 86 | ||
91 - 105 | 87 - 105 |
стр. 30
стороны, а также о специфике влияния соответствующей Я-структуры на характер и особенности проектирования старшеклассниками собственного места в пространстве будущих жизненных отношений - с другой. Итак, дополнительное свидетельство обоснованности вышесказанного - это содержательный межгрупповой анализ, осуществленный для блока показателей, которые различались в исследуемых возрастных группах.
Различия между учащимися 9 - 10-х классов с витальным типом саморефлексии телесного потенциала состоят в том, что ученики 10-го класса имеют преимущество перед девятиклассниками по показателям самоуважения, интернальности в области достижений и межличностных отношений, саморуководства, по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей, результатов жизни и локуса контроля жизни и демонстрируют низкие показатели личностной тревожности, интернальности в области здоровья и внутренней конфликтности. Среди старшеклассников 10 - 11-х классов более высокими показателями личностной тревожности, внутренней конфликтности, самообвинения обладают ученики 11-го класса, а по самоуважению, интернальности в области неудач, отраженному самоотношению, самопринятию, общему показателю смысложизненных ориентации, процесса и результативности жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизни их опережают учащиеся 10-го класса. Было зафиксировано 11 случаев статистически значимых различий между показателями учеников 9-го и 10-го классов с конформным типом саморефлексии телесного потенциала и 10 - между аналогичными показателями учащихся 10-го и 11-го классов. В первом случае преимущество десятиклассников обнаруживалось в более высоких значениях средних по показателям самоуважения, личностной тревожности, интернальности в области межличностных отношений, самоуверенности, самоценности, самопринятия и результативности жизни и низких - по показателям интернальности в области неудач, открытости, внутренней конфликтности и самообвинения. Во втором случае наблюдалось преобладание учеников 11-го класса по показателям общей интернальности, интернальности в области неудач, внутренней конфликтности, по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей и локуса контроля Я; и наоборот, по таким показателям, как личностная и ситуативная тревожность, результативность жизни, опережали учащиеся 10-го класса. Наименьшее количество статистически значимых различий зафиксировано между показателями носителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала -7 между учениками 9-го и 10-го классов и 5 - 10-го и 11-го. Из общего количества показателей (26), которые рассматривались в группе учащихся 9 - 10-х классов, девятиклассники лидировали по пяти: по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей, процесса и результативности жизни, а также локуса контроля жизни, и лишь по двум показателям (личностной и ситуативной тревожности) опережали ученики 10-го класса. Из пяти показателей, которые дифференцировали учеников 10-го и 11-го классов, преимущество последних касалось параметров ситуативной тревожности, отраженного самоотношения, внутренней конфликтности и процесса жизни; лишь по одному показателю (личностной тревожности) они уступали десятиклассникам. Полученные данные подтвердили первую часть выдвинутого нами предположения о признании выделенной типологии осознания телесной функции дискриминатора Я-структур старшеклассников и влиянии этих структур на процесс жизненного самоопределения. Установлено, что корреляционные комплексы, построенные для учеников, выделенных по типу саморефлексии, различались между собой как количеством значимых корреляционных связей, так и их структурой.
В группе с витальным типом (44 чел., или 26.9 % от общей выборки) целостной системы связей не выявлено. Преобладали главным образом локальные связи, влиявшие в большей мере на опыт взаимодействия личности с окружающей средой. Психологическим эквивалентом своеобразности (лакунарностью) связей в данной группе выступает ряд переменных, характеризующих ее членов как самоуверенных и удовлетворенных настоящим (здесь и теперь) статусом, не расположенных к самоконтролю и самоанализу, не задумывающихся о будущем, относительно которого они имеют аморфные представления. Прогноз будущего ограничивается ближайшими перспективами овладения профессией как средством удовлетворения материальных потребностей. Ригидная установка на прошлое и настоящее сопровождается высокой ситуативной тревожностью, неуверенностью в положительном разрешении возможных неудач. Способом самозащиты актуального состояния становятся проекты будущего, лишенные реальности и любой аргументированности (рефлексивности) вероятных путей их осуществления.
Отличительной особенностью группы испытуемых конформного (просоциального) типа (95 чел., или 58.3%) стала слабо интегрированная корреляционная композиция связей, частично совпадающих с картиной связей предшествующей группы. Тем не менее в составе последних довольно выразительно прослеживается блок, основой которого стали показатели просоциального содержания. Под непосредственным влиянием такого блока находится как конкретный ряд создаваемых на этой почве показателей Я- структуры, так и диапазон осуществляемых жизненных выборов.
стр. 31
Процесс репрезентации телесного опыта в ситуации жизненного самоопределения.
Содержательный анализ полученных в данной группе взаимосвязей позволяет охарактеризовать носителей этого типа как обладающих повышенной личностной и ситуативной тревожностью, сдержанной критичностью относительно собственных возможностей, выразительной ориентацией на социальные представления и стереотипы, социальным одобрением. Низкая самоактивность и склонность приписывать собственные неудачи социальным обстоятельствам (экстернальний локус контроля) делает представителей этой группы зависимыми от внешних ситуаций и неуверенными в выборе будущего жизненного пути, проекты которого не выходят за пределы кратковременной перспективы. Высокая социальная адаптивность и чувствительность к социальным оценкам становятся для них тормозным фактором создания целостного образа Я, а также конструирования сценариев будущего жизненного пути на основе критической оценки собственных возможностей.
В группе испытуемых с личностным типом саморефлексии телесного потенциала (24 чел., или 14.8%) зафиксированы большей частью показатели личностного уровня регуляции. Отличительным признаком этих учащихся является высокая интенсивность и интегрированность связей между большинством переменных: они положительно воспринимают собственное Я, проявляют уверенность в достижении жизненных целей и готовность к преодолению неудач за счет своих возможностей и самоактивности. Определенная центрированность на собственном Я сопровождается чрезмерной склонностью носителей этого типа к рационализации, которая заканчивается, как правило, построением жизненного проекта с наименьшим (по сравнению с указанными выше группами) количеством альтернативных вариантов жизненного пути, а значит, и недостаточной гибкостью механизмов саморегуляции.
Сравнительный анализ интра- и интергрупповых отличий позволяет сделать вывод об определенной обоснованности выделенной типологии саморефлексии телесности как детерминанты качественно-количественного структурирования ведущих компонентов Я-структуры, с одной стороны, и опосредствованных ей средств жизненного самоопределения - с другой.
Введение в существующие схемы анализа личности типологических характеристик саморефлексии соматического опыта будет содействовать не только более глубокому пониманию места телесности в структуре самосознания, но и практике выбора адекватных средств управления процессом жизненного самоопределения в старшем школьном возрасте.
Полученные результаты позволили предложить эмпирическую модель развития типов саморефлексии телесности в конкретном содержании создаваемых Я- структур и опосредствованных ими жизненных проектах (см. рисунок).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установлено, что одной из предпосылок становления личности как субъекта будущей жизнедеятельности является уровень сформированное? у нее способности к саморефлексии, в частности -телесного потенциала. Последний возникает как психическое новообразование, которое порождается телесным опытом взаимодействия личности с собственным и окружающим миром.
Теоретический анализ эмпирических и концептуальных направлений исследования феномена телесности, его места в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов позволил установить соотношения, постоянство которых дает основания признать их закономерными.
Выявлено, что отсутствие или недостаточность опыта рефлексии своего телесного потенциала ведет к созданию жизненных проектов, лишенных надлежащей четкости, стабильности и структурированности.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что выделенные по типу самоосознания телесного потенциала возрастные группы отличаются между собой по смыслу и иерархической организации компонентов Я- структуры, а также по способу представлений возможных альтернатив жизненного самоопределения.
Изучение характера саморефлексии старшеклассниками телесного потенциала позволило выделить три основных типа - витальный, кон-
стр. 32
формный и личностный, которые коррелируют с тремя способами конструирования учащимися жизненных проектов: аморфным, фрагментарным и структурированным.
В сознании старшеклассников корреляционные отношения между типом репрезентации телесного потенциала и способом выбора ими формы самореализации в пространстве будущих актов жизненного самоопределения опосредствуются Я-концепцией, создаваемой в процессе усвоения опыта определенной культуры.
Дальнейшее исследование в избранном направлении позволит углубить существующие представления о механизме саморегуляции поведения и деятельности человека и создать более продуктивные психологические средства актуализации этого механизма.
Недооценка феномена телесности, а именно осознания возможности самовыявления как телесного существа нередко приводит к укреплению ложных представлений о роли телесной компоненты в успешности достижения личностью цели собственной жизнедеятельности, а значит, и возможности ее саморазвития и самосовершенствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газарова Е. Э. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
2. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Л. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 67 - 70.
3. Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988.
4. Лаврова О. В. "Отраженная телесность" как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. N 3. С. 76 - 83.
5. Ложкин Г. В., Терешина Е. Б. Психологическое исследование образа жизни (на материале спорта) // Психолопя на перетиш тисячолпъ. 36. наукових праць учасншпв П'ятих Костюювських читань. Кшв: Гнозис, 1998. Т. 2. С. 354 - 361.
6. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
7. Максименко С. Д. Генетическая психология (методологическая рефлексия проблем развития в психологии). М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.
8. Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Опыт синтезирования онтологических и психологических познавательных техник. Киев: Стимул-К, 1995.
9. Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. N 2. С. 8 - 18.
10. Рождественський А. Ю. РефлексЁя тЁлесного потенцЁалу в житт?вому самовизначеннЁ старшокласникЁв: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ки©в, 2002.
11. Рождественський А. Ю. Принципи конструювання Ё верифЁкац©© опитувальника саморефлексЁ© тЁлесного потенцЁалу (ОСТП) // Проблеми загально© та педагогЁчно© психологЁ: Зб. наукових праць ?нституту психологЁ© Ём. Г. С. Костюка АПН Укра©ни / За ред. акад. С. Д. Максименко. Ки©в: Наукова думка, 2000. Т. II. Ч. 6. С. 41-49.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
13. Сохань Л. В. Жизненное проектирование: концепция и психологический механизм // ПсихологЁя - школЁ: Зб. матерЁалЁв Другого МЁжрегЁонального науково-практичного семЁнару (РЁвне, 16 - 18 сЁчня 1997 р.). Ки©в: Наукова думка, 1997. С. 82 - 91.
14. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: ВИНИТИ, 1991. 159 с.
15. Титаренко Т. М. Психология телесности в вакууме отечественной традиции // Практична психологЁя в контекстЁ культур: Зб. наукових праць. Ки©в: НЁка-Центр, 1998. С. 41 - 50.
16. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.