Опросник саморефлексии телесного потенциала

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр - 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, одинаково верны).

1. Я не испытываю никакой тревоги по поводу своих телесных возможностей По поводу своих телесных возможностей я испытываю некоторую тревогу
2. Я не испытываю чувства зависти к другому, физически более сильному и привлекательному человеку Я испытываю некоторое чувство зависти к другому, более сильному и привлекательному человеку
3. Иногда я воспринимаю свое тело как ненужную помеху Я никогда не воспринимаю свое тело как ненужную помеху
4. Я считаю, что возникающее у меня время от времени состояние неуверенности не имеет к моим телесным возможностям никакого отношения Я считаю, что возникающее у меня время от времени состояние неуверенности связывается и с моими телесными возможностями
5. Будь у меня иное тело, я испытывал бы больше самоуважения Будь у меня иное тело, мое самоуважение ничуть не изменилось бы
6. Можно сказать, что тело доставляет мне одни огорчения Можно сказать, что тело доставляет мне чувство полноты жизни
7. Я бы хотел оставаться таким, какой я есть в настоящее время Меня не вполне устраивает то, какой я есть в настоящее время
8. Я иногда раздражаюсь и злюсь на свое тело Я никогда не раздражаюсь и не злюсь на свое тело
9. Я не чувствую никакой зависимости от своего тела Я постоянно чувствую свою зависимость от моего тела
9А. Думаю, будь у меня другое тело, я бы выше поднялся в своих глазах Будь у меня другое тело, в своих глазах я остался бы прежним
10. Я вполне могу сказать, что считаю себя ущемленным в силу того, что уступаю другим по телесным возможностям Я думаю, что моя личность вовсе не страдает от того, насколько я уступаю другим по своим телесным возможностям
11. Я думаю, что мои телесные возможности едва ли окажут какое- либо влияние в предстоящей жизни Я думаю, что влияние телесных возможностей будет ощущаться на всем протяжении жизни
12. То, чего я желаю добиться, никоим образом не связано с моими телесными возможностями То, чего я желаю добиться, связано и с моими телесными возможностями
13. Я считаю, что имеющиеся у меня телесные возможности вполне достаточны и для решения отдаленных задач Я не считаю, что имеющиеся у меня на сегодня телесные возможности вполне достаточны и для решения отдаленных задач
13А. То, к чему я стремлюсь, не имеет никакой связи с моими телесными возможностями То, к чему я стремлюсь, имеет определенную связь с моими телесными возможностями
14. Мне кажется, что если бы я изменил представление о своем теле, то от этого ничего бы не изменилось Думаю, что если бы я изменил представление о своем теле, то от этого многое изменилось бы
15. Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей жизни, телесные возможности не играют никакой роли Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей телесные возможности просто необходимы
16. Уверен, что мое настоящее и будущее положение в обществе совершенно не зависит от моих телесных возможностей Уверен, что как настоящее, так и будущее место в обществе зависит и от моих телесных возможностей
17. Вообще-то, при планировании своей перспективы я меньше всего думаю о своих телесных возможностях При планировании своей перспективы я обязательно учитываю свои телесные возможности
18. У меня достаточно других забот, чем думать о своем теле При всем множестве забот я никогда не забываю о своем теле
19. Я полагаю, что мое чувство Я не имеет никакого отношения к моему телу Я полагаю, что мое чувство Я непосредственно связано с моим телом
20. Не думаю, чтобы тело могло служить добрым и надежным советчиком Я считаю, что тело может служить добрым и надежным советчиком
21. Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей жизни телесные возможности не играют никакой роли Я уверен, что для достижения серьезных и важных целей телесные возможности просто необходимы

Ключ

Баллы подсчитываются по системе:

Опросник саморефлексии телесного потенциала - student2.ru

стр. 29

Первичные данные показателей СТП (а) и их перевод в шкалу станайнов (б) с общей выборки испытуемых (п = 264)

1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор Общий показатель
а б а б а б а б
7 - 9 4 - 5 4 - 9 25 - 33
10 - 12 6 - 8 10 - 12 34 - 38
13 - 16 9 - 12 13 - 14 39 - 47
17 - 21 13 - 15 15 - 16 48 - 54
22 - 28 16 - 18 17 - 18 55 - 65
29 - 32 19 - 21 19 - 20 66 - 73
33 - 36 22 - 24 21 - 24 74 - 81
37 - 39 25 - 26 25 - 26 82 - 91
40 - 49 27 - 28 27 - 28 92 - 105

как конформный (просоциальный) (КТ), т.е. респонденты воспринимали свое тело как инструмент, ценностный статус которого ограничивается существующими в социуме (культуре) представлениями, с одной стороны, и возможностями, данными человеку природой, - с другой. Заимствованный в социуме критерий становится ведущим каналом категоризации телесности, которая, как и в предыдущем случае, не распространяется на представление испытуемых о собственном Я. Третий фактор - личностный тип (ЛТ) - телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, отражает его имманентную характеристику, которая не может быть отделена от Я как целостного психотелесного существа. Поскольку исходная структура факторной матрицы имела ограничения, преобразование первичных данных в стандартную шкалу (стены) осуществлялось лишь по количественным показателям переменных, составивших содержание выделенных с исследовательской целью трех факторов. В итоге представленная версия опросника вместе с изложенными выше методическими приемами была предложена выборке учащихся 9 - 11-х классов (л = 264) в возрасте 14 - 17 лет, которые приняли участие в основной части исследований как экспериментальная группа.

Вопросы 9А и 13А ОСТП являются контрольными;

1 - 3 станайны - витальный тип репрезентации телесного потенциала - осознание тела как натурального биологического объекта;

3 - 6 станайнов - конформный (просоциальный) тип - отражает представление опрашиваемых о назначении тела (телесных возможностях человека) как инструмета, ценностный статус которого ограничивается задачей соответствия существующим в данном социуме (культуре) представлениям, с одной стороны, и возможностями, данными человеку природой, - с другой;

6 - 9 станайнов - личностный тип - телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, становится его имманентной характеристикой, которая ни при каких условиях не может быть отделена от Я как целостного психотелесного существа.

Цель первого этапа основной части исследования - доказательство корректности-некорректности анализа и толкования полученных результатов, дающих возможность обобщения последних по критерию педагогической периодизации (старший школьный возраст). Цель второго этапа - определение содержания и особенностей компонентного состава Я-структуры старшеклассников с разной саморефлексией телесного потенциала и способов конструирования ими жизненных проектов. Сравнительный интергрупповой анализ и интерпретация полученных результатов составляли содержание третьего этапа.

На первом этапе применялась двойная процедура кластерного анализа с привлечением данных как всех испытуемых (включая студентов Национального университета физического воспитания и спорта Украины и Национального педагогического университета им. М. Драгоманова), которые участвовали в исследовании, так и отдельно учащихся старших классов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Стойкость воспроизведения в обоих случаях кластеров, аналогичных по количественному и содержательному составу, служила критерием удовлетворенности сформулированной цели. В образовавшиеся три кластера вошли в основном представители отдельных (14, 15 и 16 лет) возрастных групп старшеклассников. Подтвердилась закономерность полученного распределения, а значит, и необходимость проведения качественно-количественного анализа и толкования данных с учетом возрастного критерия. Осуществленный на основе установленной типологии саморефлексии телесного потенциала внутригрупповой анализ различий средних значений показателей, которые презенти-ровали Я-структуру и характеристики жизненного проектирования, позволил констатировать, что при условии общего для всей выборки количественного состава исследуемых переменных величина и направленность (знак) последних оказались неодинаковыми. Полученный факт подтвердил, таким образом, наше предположение о функциональной роли телесного опыта как фактора структурирования элементов самокатегоризации Я-носителей определенных социальных ролей (ученики старших классов), с одной

Первичные данные (а) и их стандартизированные эквиваленты (б) опросника СТП мужской и женской выборок

Мужчины Женщины
общий показатель общий показатель
а б а б
15 - 34 15 - 31
35 - 38 32 - 36
39 - 48 37-44
49 - 54 45 - 54
55 - 62 55 - 63
63 - 71 64 - 71
72 - 79 72 - 80
80 - 90 81 - 86
91 - 105 87 - 105

стр. 30

стороны, а также о специфике влияния соответствующей Я-структуры на характер и особенности проектирования старшеклассниками собственного места в пространстве будущих жизненных отношений - с другой. Итак, дополнительное свидетельство обоснованности вышесказанного - это содержательный межгрупповой анализ, осуществленный для блока показателей, которые различались в исследуемых возрастных группах.

Различия между учащимися 9 - 10-х классов с витальным типом саморефлексии телесного потенциала состоят в том, что ученики 10-го класса имеют преимущество перед девятиклассниками по показателям самоуважения, интернальности в области достижений и межличностных отношений, саморуководства, по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей, результатов жизни и локуса контроля жизни и демонстрируют низкие показатели личностной тревожности, интернальности в области здоровья и внутренней конфликтности. Среди старшеклассников 10 - 11-х классов более высокими показателями личностной тревожности, внутренней конфликтности, самообвинения обладают ученики 11-го класса, а по самоуважению, интернальности в области неудач, отраженному самоотношению, самопринятию, общему показателю смысложизненных ориентации, процесса и результативности жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизни их опережают учащиеся 10-го класса. Было зафиксировано 11 случаев статистически значимых различий между показателями учеников 9-го и 10-го классов с конформным типом саморефлексии телесного потенциала и 10 - между аналогичными показателями учащихся 10-го и 11-го классов. В первом случае преимущество десятиклассников обнаруживалось в более высоких значениях средних по показателям самоуважения, личностной тревожности, интернальности в области межличностных отношений, самоуверенности, самоценности, самопринятия и результативности жизни и низких - по показателям интернальности в области неудач, открытости, внутренней конфликтности и самообвинения. Во втором случае наблюдалось преобладание учеников 11-го класса по показателям общей интернальности, интернальности в области неудач, внутренней конфликтности, по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей и локуса контроля Я; и наоборот, по таким показателям, как личностная и ситуативная тревожность, результативность жизни, опережали учащиеся 10-го класса. Наименьшее количество статистически значимых различий зафиксировано между показателями носителей личностного типа саморефлексии телесного потенциала -7 между учениками 9-го и 10-го классов и 5 - 10-го и 11-го. Из общего количества показателей (26), которые рассматривались в группе учащихся 9 - 10-х классов, девятиклассники лидировали по пяти: по общему показателю смысложизненных ориентации, жизненных целей, процесса и результативности жизни, а также локуса контроля жизни, и лишь по двум показателям (личностной и ситуативной тревожности) опережали ученики 10-го класса. Из пяти показателей, которые дифференцировали учеников 10-го и 11-го классов, преимущество последних касалось параметров ситуативной тревожности, отраженного самоотношения, внутренней конфликтности и процесса жизни; лишь по одному показателю (личностной тревожности) они уступали десятиклассникам. Полученные данные подтвердили первую часть выдвинутого нами предположения о признании выделенной типологии осознания телесной функции дискриминатора Я-структур старшеклассников и влиянии этих структур на процесс жизненного самоопределения. Установлено, что корреляционные комплексы, построенные для учеников, выделенных по типу саморефлексии, различались между собой как количеством значимых корреляционных связей, так и их структурой.

В группе с витальным типом (44 чел., или 26.9 % от общей выборки) целостной системы связей не выявлено. Преобладали главным образом локальные связи, влиявшие в большей мере на опыт взаимодействия личности с окружающей средой. Психологическим эквивалентом своеобразности (лакунарностью) связей в данной группе выступает ряд переменных, характеризующих ее членов как самоуверенных и удовлетворенных настоящим (здесь и теперь) статусом, не расположенных к самоконтролю и самоанализу, не задумывающихся о будущем, относительно которого они имеют аморфные представления. Прогноз будущего ограничивается ближайшими перспективами овладения профессией как средством удовлетворения материальных потребностей. Ригидная установка на прошлое и настоящее сопровождается высокой ситуативной тревожностью, неуверенностью в положительном разрешении возможных неудач. Способом самозащиты актуального состояния становятся проекты будущего, лишенные реальности и любой аргументированности (рефлексивности) вероятных путей их осуществления.

Отличительной особенностью группы испытуемых конформного (просоциального) типа (95 чел., или 58.3%) стала слабо интегрированная корреляционная композиция связей, частично совпадающих с картиной связей предшествующей группы. Тем не менее в составе последних довольно выразительно прослеживается блок, основой которого стали показатели просоциального содержания. Под непосредственным влиянием такого блока находится как конкретный ряд создаваемых на этой почве показателей Я- структуры, так и диапазон осуществляемых жизненных выборов.

стр. 31

Опросник саморефлексии телесного потенциала - student2.ru

Процесс репрезентации телесного опыта в ситуации жизненного самоопределения.

Содержательный анализ полученных в данной группе взаимосвязей позволяет охарактеризовать носителей этого типа как обладающих повышенной личностной и ситуативной тревожностью, сдержанной критичностью относительно собственных возможностей, выразительной ориентацией на социальные представления и стереотипы, социальным одобрением. Низкая самоактивность и склонность приписывать собственные неудачи социальным обстоятельствам (экстернальний локус контроля) делает представителей этой группы зависимыми от внешних ситуаций и неуверенными в выборе будущего жизненного пути, проекты которого не выходят за пределы кратковременной перспективы. Высокая социальная адаптивность и чувствительность к социальным оценкам становятся для них тормозным фактором создания целостного образа Я, а также конструирования сценариев будущего жизненного пути на основе критической оценки собственных возможностей.

В группе испытуемых с личностным типом саморефлексии телесного потенциала (24 чел., или 14.8%) зафиксированы большей частью показатели личностного уровня регуляции. Отличительным признаком этих учащихся является высокая интенсивность и интегрированность связей между большинством переменных: они положительно воспринимают собственное Я, проявляют уверенность в достижении жизненных целей и готовность к преодолению неудач за счет своих возможностей и самоактивности. Определенная центрированность на собственном Я сопровождается чрезмерной склонностью носителей этого типа к рационализации, которая заканчивается, как правило, построением жизненного проекта с наименьшим (по сравнению с указанными выше группами) количеством альтернативных вариантов жизненного пути, а значит, и недостаточной гибкостью механизмов саморегуляции.

Сравнительный анализ интра- и интергрупповых отличий позволяет сделать вывод об определенной обоснованности выделенной типологии саморефлексии телесности как детерминанты качественно-количественного структурирования ведущих компонентов Я-структуры, с одной стороны, и опосредствованных ей средств жизненного самоопределения - с другой.

Введение в существующие схемы анализа личности типологических характеристик саморефлексии соматического опыта будет содействовать не только более глубокому пониманию места телесности в структуре самосознания, но и практике выбора адекватных средств управления процессом жизненного самоопределения в старшем школьном возрасте.

Полученные результаты позволили предложить эмпирическую модель развития типов саморефлексии телесности в конкретном содержании создаваемых Я- структур и опосредствованных ими жизненных проектах (см. рисунок).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, что одной из предпосылок становления личности как субъекта будущей жизнедеятельности является уровень сформированное? у нее способности к саморефлексии, в частности -телесного потенциала. Последний возникает как психическое новообразование, которое порождается телесным опытом взаимодействия личности с собственным и окружающим миром.

Теоретический анализ эмпирических и концептуальных направлений исследования феномена телесности, его места в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов позволил установить соотношения, постоянство которых дает основания признать их закономерными.

Выявлено, что отсутствие или недостаточность опыта рефлексии своего телесного потенциала ведет к созданию жизненных проектов, лишенных надлежащей четкости, стабильности и структурированности.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что выделенные по типу самоосознания телесного потенциала возрастные группы отличаются между собой по смыслу и иерархической организации компонентов Я- структуры, а также по способу представлений возможных альтернатив жизненного самоопределения.

Изучение характера саморефлексии старшеклассниками телесного потенциала позволило выделить три основных типа - витальный, кон-

стр. 32

формный и личностный, которые коррелируют с тремя способами конструирования учащимися жизненных проектов: аморфным, фрагментарным и структурированным.

В сознании старшеклассников корреляционные отношения между типом репрезентации телесного потенциала и способом выбора ими формы самореализации в пространстве будущих актов жизненного самоопределения опосредствуются Я-концепцией, создаваемой в процессе усвоения опыта определенной культуры.

Дальнейшее исследование в избранном направлении позволит углубить существующие представления о механизме саморегуляции поведения и деятельности человека и создать более продуктивные психологические средства актуализации этого механизма.

Недооценка феномена телесности, а именно осознания возможности самовыявления как телесного существа нередко приводит к укреплению ложных представлений о роли телесной компоненты в успешности достижения личностью цели собственной жизнедеятельности, а значит, и возможности ее саморазвития и самосовершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газарова Е. Э. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

2. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Л. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 67 - 70.

3. Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988.

4. Лаврова О. В. "Отраженная телесность" как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. N 3. С. 76 - 83.

5. Ложкин Г. В., Терешина Е. Б. Психологическое исследование образа жизни (на материале спорта) // Психолопя на перетиш тисячолпъ. 36. наукових праць учасншпв П'ятих Костюювських читань. Кшв: Гнозис, 1998. Т. 2. С. 354 - 361.

6. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

7. Максименко С. Д. Генетическая психология (методологическая рефлексия проблем развития в психологии). М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.

8. Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Опыт синтезирования онтологических и психологических познавательных техник. Киев: Стимул-К, 1995.

9. Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. N 2. С. 8 - 18.

10. Рождественський А. Ю. РефлексЁя тЁлесного потенцЁалу в житт?вому самовизначеннЁ старшокласникЁв: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ки©в, 2002.

11. Рождественський А. Ю. Принципи конструювання Ё верифЁкац©© опитувальника саморефлексЁ© тЁлесного потенцЁалу (ОСТП) // Проблеми загально© та педагогЁчно© психологЁ: Зб. наукових праць ?нституту психологЁ© Ём. Г. С. Костюка АПН Укра©ни / За ред. акад. С. Д. Максименко. Ки©в: Наукова думка, 2000. Т. II. Ч. 6. С. 41-49.

12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.

13. Сохань Л. В. Жизненное проектирование: концепция и психологический механизм // ПсихологЁя - школЁ: Зб. матерЁалЁв Другого МЁжрегЁонального науково-практичного семЁнару (РЁвне, 16 - 18 сЁчня 1997 р.). Ки©в: Наукова думка, 1997. С. 82 - 91.

14. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: ВИНИТИ, 1991. 159 с.

15. Титаренко Т. М. Психология телесности в вакууме отечественной традиции // Практична психологЁя в контекстЁ культур: Зб. наукових праць. Ки©в: НЁка-Центр, 1998. С. 41 - 50.

16. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.

Наши рекомендации