Задания для самостоятельной работы. Выполните тесты, проанализируйте полученные результаты и составьте для себя рекомендации по саморазвитию и самовоспитанию
Выполните тесты, проанализируйте полученные результаты и составьте для себя рекомендации по саморазвитию и самовоспитанию.
Задание 1.«Определение психологических свойств человека, препятствующих лидерству» (Приложение 22)
Задание 2.Методика «Q-сортировка» (Приложение 23)
Тест №10
1. Определите, в каких из ниже перечисленных примеров представлена группа:
а. мать помогает дочери делать уроки
б. два человека меняют обивку дивана
в. на стадионе тысяча болельщиков наблюдают за ходом спортивных состязаний
г. представитель благотворительного фонда обзванивает своих потенциальных пожертвователей
д. десять школьников из отряда мэра «За чистый город» убирают улицу
е. два студента эколого-биотехнологического факультета проводят лабораторное исследование
ж. семья из трех человек смотрит телевизионную передачу
з. театралы стоят в очереди у билетной кассы
и. собравшиеся у церкви прихожане ждут начала утренней службы
2. К неформальным группам относятся:
а.рабочая бригада
б.учебный класс
в.семья
г. политическая партия
д. друзья
е. пассажиры автобуса
ж. члены танцевального кружка
3. В большей степени испытывают потребность в лидере следующие группы:
а.зрители в кинотеатре
б.покупатели в магазине
в.секты
г. музыканты оркестра
д. правительство
е. политическая партия
ж. друзья
4. Человек толпы обладает следующими качествами:
а. утрата способности к наблюдению
б. обезличивание
в. преобладание чувств над интеллектом
г. господство импульсивных реакций
д. утрата личной ответственности
е. отсутствие контроля над страстями
5. Общими признаками, отличающими большие организованные группы от малых являются:
а. сплоченность
б. социальные роли
в. нравы
г. обычаи
д. традиции
6. Характерные способы воздействия людей друг на друга в стихийных группах – это:
а. заражение
б. внушение
в. социальная фасилитация
г. подражание
д. социальная ингибиция
е. статусно-ролевое
7. Отличительными особенностями массовой коммуникации от межличностного общения является:
а. непосредственный характер общения
б. опосредованность общения техническими средствами
в. наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
г. повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения
д. «коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность»
е. «индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»
ж. массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория
з. общение больших социальных групп
и. общение малых социальных групп
8. В массовой коммуникации манипулятивные программы выполняют следующие функции:
а. воспитательная
б. внушающая
в. просветительская
г. регулятивная
д. аксиологическая
е. управленческая
ж. коммуникативно-интегрирующая
з. дезинтегрирующая
и.гедонистическая
9. В массовой коммуникации формирующие программы выполняют следующие функции::
а. воспитательная
б. внушающая
в. просветительская
г. регулятивная
д. аксиологическая
е. управленческая
ж. коммуникативно-интегрирующая
з. дезинтегрирующая
и.гедонистическая
10. Самыми нестабильными и неорганизованными образованиями в перечне больших групп являются:
а. толпа
б. социальные классы
в. масса
г. публика
д. этнические группы
е. гендерные группы
ж. возрастные группы
11. Устойчивыми образованиями в приведенном перечне больших групп являются:
а. половозрастные группы
б. социальные классы
в. масса
г. публика
д. этнические группы
е. толпа
13. Открытие феномена «референтной группы» принадлежит:
а. Г. Хаймену
б. Э. Мэйо
в. Г. Лебону
г. Ч. Кули
14. Первичной группой можно назвать такие, как:
а. семья
б. группа друзей
в. группа ближайших соседей
г. группа туристов
д. школьный класс
е. студенческая группа
ж. студенты одного факультета
з. производственная бригада
и. группа людей, постоянно общающихся в интернете
15. Группа, в которой четко заданы все позиции ее членов, предписанные групповыми нормами называется:
а. неформальной
б. формальной
в. первичной
г. вторичной
д. референтной
16. К формальным группам относятся:
а. рабочая бригада
б. школьный класс
в. спортивная команда
г. кружок прикладного творчества
д. группа туристов
е. ректорат
ж. студсовет
17. Примерами диффузных групп могут служить:
а. люди в очереди
б. пассажиры в автобусе
в. студенты, случайно встретившиеся на вечеринке
г. артисты, репетирующие спектакль
д. больные в палате
е. диссидентская компания
ж. хулиганская шайка
18. Общность людей, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, либо совместная деятельность вообще отсутствует, называется:
а. диффузная группа
б. группа-ассоциация
в. группа-кооперация
г. группа-коллектив
д. корпорация
19. Группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности называется:
а. диффузная группа
б. группа-ассоциация
в. группа-кооперация
г. группа-коллектив
д. корпорация
20. Группа, в которой межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности называется:
а. диффузная группа
б. группа-ассоциация
в. группа-кооперация
г. коллектив
д. корпорация
21. Конформизму особенно сильно подвержены:
а. очень дисциплинированные люди
б. сравнительно умные люди
в. люди, неустойчивые к стрессу
г. не имеющие никакой социальной поддержки
22. Склонность к нонконформному поведению проявляют в большей степени участники группы:
а. со средним личным статусом
б. с высоким личным статусом
в. с низким личным статусом
23. Понятие «харизма» буквально означает:
а. обояние
б. подарок
в. имидж
г. дар
д. влияние
24. Для демократического стиля руководства характерно:
а. жесткие способы управления, пресечение инициативы, непререкаемый тон, нетерпимость к возражениям, контроль за выполнением распоряжений, не доверие к помощникам
б. поощрение инициативы, коллегиальные решения, передача некоторых функций управления группе
в. минимальная степень регуляции инициативы членов группы, передача функций помощникам, конфликты
25. Для авторитарного стиля руководства характерно:
а. жесткие способы управления, пресечение инициативы, непререкаемый тон, нетерпимость к возражениям, контроль за выполнением распоряжений, не доверие к помощникам
б. поощрение инициативы, коллегиальные решения, передача некоторых функций управления группе
в. минимальная степень регуляции инициативы членов группы, передача функций помощникам, конфликты
26. Для либерального стиля руководства характерно:
а. жесткие способы управления, пресечение инициативы, непререкаемый тон, нетерпимость к возражениям, контроль за выполнением распоряжений, не доверие к помощникам
б. поощрение инициативы, коллегиальные решения, передача некоторых функций управления группе
в. минимальная степень регуляции инициативы членов группы, передача функций помощникам, конфликты
27. Сдвиг в сторону риска при принятии решений группой обусловлен:
а. «диффузией» ответственности;
б. признанием риска вообще как ценности в обществе
в. ситуацией
г. темпераментом членов группы
28. Лидерство – это:
а. способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей
б. феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы и отдельных ее членов
в. феномен, порожденный системой неформальных отношений
г. феномен, имеющий место в системе формальных отношений
29. К процессам, происходящим в группе, относится:
а. мыслительный процесс
б. процесс развития индивида
в. процесс группового давления
г. мозговая атака
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие. – М., 1995.
Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.
Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель. М.: Издательство «Дело», 1998.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 1999.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. М.: «Аспект Пресс», 1999.
Кудяков С.С., Лидерство и руководство в малых группах.
Семинар 7. «Предмет социальной психологии»
Задачи:
- создание представления о предмете социальной психологии
- развитие критического мышления
- развитие навыков самопознания, саморегуляции
- закрепление понятий малая группа, стиль руководства, лидерство
Методическое обеспечение:
- Стимульный материал тестовой методики на выявление лидерских качеств личности.
- Информационные карты
- Флиппчарт
I. Вопросы для обсуждения:
1. Предмет социальной психологии (Приложение 21).
В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите суждения и аргументы авторов Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Р.С. Немова и др. и сделайте свои выводы: какое определение предмета социальной психологии кажется вам более верным, если исходить из прикладного значения этой науки?
2. Классификация групп.
- Ознакомьтесь с классификацией групп Г.М. Андреевой, дайте каждой из них характеристику и приведите примеры на каждую из разновидностей групп. Ответ оформите в виде таблицы.
- В чем принципиальное психологическое различие между большими и малыми группами.
- Какие существуют различия в поведении человека в группе и индивидуально в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Как можно охарактеризовать сплоченную и давно организовавшуюся бандитскую группу с точки зрения теории коллектива? Приведите другие примеры аналогичных групп.
3. Лидерство и руководство.
- В группе обычно есть стихийно выдвигающийся лидер, который может быть, а может и не быть официальным руководителем. Чем он отличается психологически от назначенного или даже избранного группой официального руководителя.
- Сравните два суждения:
А) руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат в коллективе, и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива;
Б) руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда в коллективе будет нормальный психологический климат, и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива.
Какое из двух суждений представляется вам психологически более верным?
- Сравните теории лидерства. Оцените критически концепцию «личностных черт». Каковы границы её допустимости?
- Какими качествами должен обладать современный лидер?
4. Стили руководства.
Какой из стилей руководства группой более, по вашему мнению, распространенный? Приведите примеры ситуаций с указанием эффективного для данного случая стиля руководства.