Тематика контрольных работ
Вариант 1.
1. История возникновения психодрамы как психотерапевтического метода.
2. Работа со сновидениями.
Вариант 2.
1. Завершение незавершенных ситуаций в психодраме.
2. Отличие ролевой игры и психодрамы.
Вариант 3.
1. Работа руководителя психодрамы на стадии разминки.
2. Основные трудности в работе с группой.
Вариант 4.
1. Спонтанность и креативность как качества личности.
2. Особенности работы с детьми в психодраме.
Вариант 5.
1. Использование сказки в психодраме.
2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Вариант 6.
1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль.
2. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула». .
Вариант 7.
1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).
2. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.
Вариант 8.
1. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы.
2. Перенос и контрперенос, особенности понимания данных явлений, их влияние на групповую работу.
Вариант 9.
1. Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием.
2. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.
Вариант 10.
1. Принципы работы психотерапии.
2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.
Вариант 11.
1. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем.
2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.
Вариант 12.
1.Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия.
2.Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.
Рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа должна содержать:
- титульный лист
- план работы;
- теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;
- заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;
- список использованной литературы (3-7 источников).
Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.
Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Содержание контроля
Контроль знаний студентов заочной формы обучения (4,5 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и выполнения зачетных тестовых заданий в системе «Прометей». Темы и рекомендации по выполнению контрольных работ даны в 5 разделе учебно-методического комплекса, вопросы зачетного теста – п.6.3. Студенты, не выполнившие и не защитившие контрольные работы, к зачету не допускаются. Процент правильных ответов на тестовые задания соответствуют следующим оценкам: 60-69% – «удовлетворительно, зачет», 70-84% – «хорошо, зачет», 85% и более – «отлично, зачет». Возможно выполнение тестовых заданий в системе «Прометей» в период между установочной сессией и экзаменационной сессией студентами самостоятельно. В этом случае выполняются два теста (п.6.2), оценка выводится как средняя согласно набранному проценту правильных ответов по тестам, на итоговом занятии защищается только контрольная работа.
Контроль знаний студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки(3 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и дополнительных вопросов (п.6.3).
Вопросы тестирования и примеры тестовых заданий
Вопросы тестирования
Тест 1
1. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.
3. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.
4. Различия между ролевой игрой и психодрамой.
5. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.
6. Работа ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
7. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
8. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
9. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.
10. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.
11. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
12. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
13. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
14. Роли клиентов в психотерапевтической группе.
Тест 2
1. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.
2. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
3. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.
4. Специфика работы с «трудными» клиентами.
5. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).
6. Применение психодрамы в работе с семьей.
7. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.
8. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.
9. Диадное и групповое взаимодействие.
10. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
11. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
12. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).
Виды тестовых заданий
Тестовые задания бывают четырех форм: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие.
Закрытая форма
В тестовом задании этой формы может быть 5-6 вариантов ответов, из которых правильных ответов может быть один или несколько, например:
Встреча - (Я. Морено):
контакт
самый ранний опыт межличностных отношений
разговор
Открытая форма
Отличается тем, что варианты ответов не предъявляются испытуемому, и он должен самостоятельно набрать ответ с клавиатуры, например:
… – партнер по взаимодействию которому нанесен наибольший вред закрепившейся ситуации.
Правильный вариант ответа: декларированный пациент.
Тестовое задание на упорядочение
Необходимо определить правильный порядок элементов (терминов, событий и проч.), общее количество элементов может быть 5 или 6, например:
Порядок этапов работы в группе:
Разминка
Знакомство
Завершение
Разогрев
Выработка правил
Групповая работа
Тестовое задание на соответствие
Тестовое задание такой формы определяет соответствие между группами элементов (терминов), расположенных в двух столбцах, общее количество элементов в левом столбце: 3-5; общее количество элементов в правом столбце: 4-6, т.е. на 1-2 больше, чем в левом, например:
Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:
протогонист пространство в помещении
директор участник, исследующий свои личностные проблемы
сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.
зритель значимые люди в жизни
дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.
Примеры тестовых заданий
Задание 1.
... – определяет направление процесса работы, создает условия для постановки драмы.
Задание 2.
… – самый ранний опыт межличностных отношений.
Задание 3.
Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:
протогонист пространство в помещении
директор участник, исследующий свои личностные проблемы
сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.
зритель значимые люди в жизни
дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.
Задание 4.
Триадический подход к психодраме включает в себя:
1) ролевая игра;
2) психодрама;
3) групповая психотерапия;
4) социометрия.
Вопросы к экзамену
2. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
3. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.
4. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.
5. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.
6. Различия между ролевой игрой и психодрамой.
7. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.
8. работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
9. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
10. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
11. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.
12. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
13. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.
14. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.
15. Диадное и групповое взаимодействие.
16. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
17. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
18. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.
19. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).
20. Применение психодрамы в работе с семьей.
21. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).
22. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
23. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
24. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
25. Роли клиентов в психотерапевтической группе.
26. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.
27. Специфика работы с «трудными» клиентами.