Тематика контрольных работ

Вариант 1.

1. История возникновения психодрамы как психотерапевтического метода.

2. Работа со сновидениями.

Вариант 2.

1. Завершение незавершенных ситуаций в психодраме.

2. Отличие ролевой игры и психодрамы.

Вариант 3.

1. Работа руководителя психодрамы на стадии разминки.

2. Основные трудности в работе с группой.

Вариант 4.

1. Спонтанность и креативность как качества личности.

2. Особенности работы с детьми в психодраме.

Вариант 5.

1. Использование сказки в психодраме.

2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.

Вариант 6.

1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль.

2. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула». .

Вариант 7.

1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).

2. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.

Вариант 8.

1. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы.

2. Перенос и контрперенос, особенности понимания данных явлений, их влияние на групповую работу.

Вариант 9.

1. Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием.

2. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.

Вариант 10.

1. Принципы работы психотерапии.

2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.

Вариант 11.

1. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем.

2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.

Вариант 12.

1.Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия.

2.Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.

Рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа должна содержать:

- титульный лист

- план работы;

- теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;

- заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;

- список использованной литературы (3-7 источников).

Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.

Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Содержание контроля

Контроль знаний студентов заочной формы обучения (4,5 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и выполнения зачетных тестовых заданий в системе «Прометей». Темы и рекомендации по выполнению контрольных работ даны в 5 разделе учебно-методического комплекса, вопросы зачетного теста – п.6.3. Студенты, не выполнившие и не защитившие контрольные работы, к зачету не допускаются. Процент правильных ответов на тестовые задания соответствуют следующим оценкам: 60-69% – «удовлетворительно, зачет», 70-84% – «хорошо, зачет», 85% и более – «отлично, зачет». Возможно выполнение тестовых заданий в системе «Прометей» в период между установочной сессией и экзаменационной сессией студентами самостоятельно. В этом случае выполняются два теста (п.6.2), оценка выводится как средняя согласно набранному проценту правильных ответов по тестам, на итоговом занятии защищается только контрольная работа.

Контроль знаний студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки(3 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и дополнительных вопросов (п.6.3).

Вопросы тестирования и примеры тестовых заданий

Вопросы тестирования

Тест 1

1. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.

3. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.

4. Различия между ролевой игрой и психодрамой.

5. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.

6. Работа ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.

7. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».

8. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.

9. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.

10. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.

11. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.

12. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.

13. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.

14. Роли клиентов в психотерапевтической группе.

Тест 2

1. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.

2. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.

3. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.

4. Специфика работы с «трудными» клиентами.

5. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).

6. Применение психодрамы в работе с семьей.

7. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.

8. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.

9. Диадное и групповое взаимодействие.

10. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.

11. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.

12. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).

Виды тестовых заданий

Тестовые задания бывают четырех форм: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие.

Закрытая форма

В тестовом задании этой формы может быть 5-6 вариантов ответов, из которых правильных ответов может быть один или несколько, например:

Встреча - (Я. Морено):

контакт

самый ранний опыт межличностных отношений

разговор

Открытая форма

Отличается тем, что варианты ответов не предъявляются испытуемому, и он должен самостоятельно набрать ответ с клавиатуры, например:

… – партнер по взаимодействию которому нанесен наибольший вред закрепившейся ситуации.

Правильный вариант ответа: декларированный пациент.

Тестовое задание на упорядочение

Необходимо определить правильный порядок элементов (терминов, событий и проч.), общее количество элементов может быть 5 или 6, например:

Порядок этапов работы в группе:

Разминка

Знакомство

Завершение

Разогрев

Выработка правил

Групповая работа

Тестовое задание на соответствие

Тестовое задание такой формы определяет соответствие между группами элементов (терминов), расположенных в двух столбцах, общее количество элементов в левом столбце: 3-5; общее количество элементов в правом столбце: 4-6, т.е. на 1-2 больше, чем в левом, например:

Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:

протогонист пространство в помещении

директор участник, исследующий свои личностные проблемы

сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.

зритель значимые люди в жизни

дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.

Примеры тестовых заданий

Задание 1.

... – определяет направление процесса работы, создает условия для постановки драмы.

Задание 2.

… – самый ранний опыт межличностных отношений.

Задание 3.

Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:

протогонист пространство в помещении

директор участник, исследующий свои личностные проблемы

сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.

зритель значимые люди в жизни

дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.

Задание 4.

Триадический подход к психодраме включает в себя:

1) ролевая игра;

2) психодрама;

3) групповая психотерапия;

4) социометрия.

Вопросы к экзамену

2. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

3. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.

4. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.

5. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.

6. Различия между ролевой игрой и психодрамой.

7. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.

8. работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.

9. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».

10. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.

11. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.

12. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.

13. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.

14. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.

15. Диадное и групповое взаимодействие.

16. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.

17. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.

18. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.

19. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).

20. Применение психодрамы в работе с семьей.

21. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).

22. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.

23. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.

24. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.

25. Роли клиентов в психотерапевтической группе.

26. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.

27. Специфика работы с «трудными» клиентами.

Наши рекомендации