Воздействие природных и социально-психологических факторов на жизнедеятельность организма человека
Различают внешние и внутренние факторы:
- Внешние
· физические (механические(вызывают переломы, раны), температурные, радиация, электрическая энергия, артериальное давление)
· химические (яды органического происхождения (змеиный, спирт) и неорганического происхождения (ртуть, йод))
· биологические (животные – паразиты, растительные паразиты, вирусы, эпидемии)
· социальные (определяются социальной структурой общества: здравоохранение, прожиточный минимум)
· недостаточная двигательная активность (Еще греческий философ Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие»)
· психогенные (обусловлены нарушением процессов высшей нервной деятельности: экономическая нестабильность в семье, демографическая ситуация в стране)
- Внутренние
· наследственность (в настоящее время известны более полутора тысяч заболеваний, которые передаются по наследству)
· конституция (тип телосложения; есть астеник, нормастеник и гиперстеник. Гиперстеники склонны к излишнему весу, вплоть до ожирения. Соответственно сахарный диабет и другие заболевания. Астеники склонны к язвенной болезни желудка, заболеваниям нервной системы и нарушениям со стороны нервной деятельности)
· реактивность (способность организма определенным образом отвечать на воздействия различных раздражителей)
· иммунитет (врожденная и приобретенная невосприимчивость к действию инфекционных агентов; болезнь века – синдром приобретенного иммунодефицита, который приобретает характер эпидемии)
· аллергии (повышенная и качественная измененная чувствительность к действию аллергенов растительного и животного происхождения)
В настоящее время, к сожалению, приходится доказывать тесную взаимосвязь между физической и умственной деятельностью человека. К умственным видам труда модно отнести:
- труд инженеров, экономистов, требующих преимущественно мыслимых процессов, но выполняемых по определенному плану;
- управленческий труд (типичен для руководителей (неравномерность нагрузки, необходимость принятия стандартных решений, возможностью конфликтных ситуаций)
- научные работники, писатели артисты (нерегламентированный график работы, высокое нервно напряжение)
- операторский труд (высокая ответственность и нервное напряжение)
- труд медицинских работников (высокая ответственность, дефицит информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение, сложность отношений)
Мышечное утомление, возникающее в процессе мышечной работы, является нормальным физиологическим состоянием. выработанным в ходе эволюции человека как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная же работа на более высоких степенях развития, и организм еще не успел к ней адаптироваться. И поэтому, наступление нервного (умственного) утомления в отличии от физического мышечного не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые накапливаясь приводят к заболеваниям. Так, число неврозов в мире за последние десятилетия увеличилось почти в 30 раз, а смертность ишемической болезни сердца возросла на 60%. Эти аспекты наиболее часто встречаются у работников умственного труда.
Внешние признаки интеллектуального утомления
Объекты наблюдения | Утомление | ||
незначительное | значительное | резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное, реакция па новые раздражители отсутствует |
Поза | Непостоянное, потягивание ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые для рук и пальцев, ухудшение почерка |
Интерес | Живой, задают вопросы | Слабый, нет вопросов | Полная апатия |
Для эффективной организации умственного труда требуется:
- Систематичность в работе (так как работа рывками, то это ведет к срыву и нарастанию утомления)
- Четкое планирование работы, что позволяет концентрировать работу на определенны вещах.
- Постепенное втягивание в работу, т.к. врабатывание – основной закон физиологической жизни. Надо соблюдать принцип от простого к сложному.
- Устойчивый порядок
- Чередование труда и отдыха важнейшие условия плодотворности интеллектуальной деятельности и смена вида деятельности так же важнейший фактор в умственной деятельности. В 1902 году великий русский физиологи И.М. Сеченов показал, что наилучшим восстановителем является смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Восстановление (отдых) наступает быстрее не при пассивном отдыхе, а когда деятельность выполняются другими неутомленными частями тела и системами. Это и есть так называемый феномен Сеченова,который лежит в основе предмета физического воспитания, включенным в режим учебного или производственного процесса.
Так что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Доказано многочисленными учеными, что память, внимание, восприятие, скорость передачи и переработки информации и другие атрибуты деятельности, прямо пропорциональны уровню физической подготовленности людей. Причем, высокий эмоциональный тонус физических упражнений является отличным фоном для дальнейшей интеллектуальной деятельности. Ощущения от них мышечная радость.