Поисковый телефонный звонок
Цель поискового звонка состоит в том, чтобы пробудить интерес потенциального работодателя; вызвать у него желание встретиться и продолжить разговор непосредственно.
Необходимо четко сформулировать основные пункты и варианты предстоящего разговора:
• какого рода работа может подойти, с чем она связана, какие навыки нужны;
• детально продумать, чем можно заинтересовать работодателя;
• на каких профессиональных, деловых и личностных качествах стоит акцентировать внимание;
• какие вопросы работодатель может задать;
• для удобства сделать соответствующие заметки.
В целом, стоит учитывать, что звонок является для работодателя неожиданностью: он не знает, кто звонит и почему именно ему. Однако, из этого можно извлечь выгоду - можно овладеть инициативой; вести и контролировать разговор.
Общий сценарий разговора необходимо выстроить следующим образом: если произошел выход на человека, который отвечает за набор новых работников необходимой специальности, разумеется, в первую очередь представляются и уточняют, какого рода услуги могут предложить. Завоевав интерес, можно договориться о встрече, чтобы подробнее рассказать о себе и показать документы.
Чем выше организация, с которой решили связаться, тем выше и шире кажется барьер между просителями и секретарями, у которых, похоже, нет никаких других целей, кроме как защитить своих боссов. Ниже рассмотрены шаги преодоления подобных барьеров.
Шаги реализации поискового звонка: 1 шаг
Желательно выяснить имя того, кто конкретно отвечает за набор новых работников (узнать имя можно у регистратора или, позвонив в какой-либо другой отдел этой организации). Знание имени дает следующие преимущества:
• вы не будете тратить время и усилия на разговор стем, кто не может решить ваш вопрос, и сможете просить соединить вас с конкретным человеком;
• обращаясь по имени к потенциальному работодателю, вы сразу создаете благоприятную и доверительную атмосферу общения и сокращаете психологическую дистанцию;
• создаете благоприятное впечатление о себе и серьезности своих намерений.
Шаг
Важно не только знать, к кому обратиться, необходимо добиться возможности поговорить с этим человеком. Очень важно помнить, - подобный звонок неожиданность. Поэтому если преждевременно раскрыть цель обращения первому, кто снял трубку, то ответ почти всегда будет отрицательным, а разговор - законченным. Однако, добиваясь разговора с нужным человеком, не стоит говорить, что это личный звонок - это вызовет опасения (хотя при определенных условиях такой вариант вполне возможен и он сработает). Разумнее сказать, что это звонок по вопросу, связанному с приемом на работу или просто сказать, что свой вопрос вы можете обсудить только с адресатом звонка. Если оказывается, что адресат звонка занят или отсутствует, не стоит соглашаться на разговор с другим абонентом. Правильнее будет выяснить, когда нужный сотрудник вернется, и перезвонить ему в указанное время.
Цели добиться разговора с адресатом можно, нарушив систему, позвонив управляющему перед началом или после окончания работы секретарей или в их обеденное время
Шаг
Начиная разговор, встаньте. При разговоре стоя голос становится убедительным (все внутренние органы давят на диафрагму и выдавливают из голоса уверенность). Как уже говорилось, следует обратиться к работодателю по имени, представиться и представить свою «домашнюю заготовку». Она заключается в кратком сообщении о ваших рабочих (профессиональных, деловых) и личных качествах, об опыте, квалификации, интересах, навыках и способностях. Рассказ должен быть не очень длинным, но интересным и привлекающим внимание. Необходимо объяснить собеседнику причину звонка, однако признаваться в том, что вы звоните на удачу, а телефон нашли в справочнике, не следует. Кроме того, не следует занижать своих способностей - это не подходящий момент для скромности и самокритики.
Шаг
Речь должна быть построена так, чтобы у работодателя не было возможности «свернуть» разговор. Если сказать, что звоните с тем, чтобы узнать, нет ли какой-нибудь работы, вам могут легко сказать «нет» и повесить трубку. Если ту же самую мысль вы сформулируете: «Я звоню, чтобы назначить встречу с тем, чтобы обсудить, нет ли каких-либо вакансий сейчас или в будущем», то в этом сказать краткое «нет» значительно сложнее. Необходимость
продолжать разговор возникает потому, что работодателю нужно какое-то время, чтобы подумать. Поэтому следует не давить, но и не давать возможность прервать разговор.
Шаг
Очень важно вежливо и позитивно закончить разговор. Необходимо поблагодарить собеседника за потраченное время и за помощь. Если работодатель согласен рассмотреть документы возможного кандидата, необходимо представить их как можно быстрее. Уместно будет написать сопроводительное письмо, в котором сослаться на телефонный разговор. Даже если согласие не получено, стоит договориться о повторном звонке через определенное время.
После завершения телефонного разговора необходимо его проанализировать - что получилось, а что нет, и как более эффективно действовать в следующий раз.
Поисковый телефонный звонок психологически наиболее сложен, но именно поэтому он наилучшим образом тренирует навыки общения по телефону. Поэтому, имеет смысл совершить несколько поисковых звонков, просто для тренировки.
Телефонный звонок по заявленной вакансии
Такой звонок - первый опыт общения с вероятным работодателем, и именно поэтому очень важно произвести приятное впечатление. Цель звонка добиться приглашения на собеседование. При подготовке к звонку необходимо учитывать следующие позиции:
• иметь перед собой рекламное объявление (где есть первичные условия отбора кандидатур, название фирмы, отдела и др.)
• записать все интересующие вопросы к потенциальному работодателю
• приготовить ручку и бумагу на случай, если придется что-то записать
• быть готовым в позитивном ключе ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему вы заинтересованы в получении этого рабочего места.
Необходимо быть готовым ответить на любые вопросы, которые может задать наниматель. Не следует опасаться что-то переспросить, если не поняли или не расслышали с первого раза. В случае, если место уже занято, целесообразно поинтересоваться о появлении вакансий в будущем.
Следует отметить, что в действительности, создать о себе хорошее впечатление по телефону куда проще, чем при личной встрече, потому что при разговоре по телефону, значительно проще контролировать свое поведение.
Итак, кратко перечислим основные способы поиска работы:
1. Связи, знакомства, коллеги с предыдущего места работы
2. Пресса, средства массовой информации
3. Непосредственное обращение на предприятие (самопрезентация), поисковые звонки, размещение объявлений (мини-резюме) в газетах
4. Служба занятости
5. Рекрутинговые агентства и агентства по трудоустройству
6. Интернет
7. Посещение «Дней карьеры», «Ярмарок вакансий» и т.п.