Тема 7. Психологические особенности развития подростка
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов
в связи с ее видами и содержанием
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) | Устное собеседование, оценка работы на семинаре | ||
Подготовка докладов/презентаций | Доклад, презентация | ||
написание рефератов | Реферат | ||
написание эссе | Проверка эссе | ||
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) | Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование | ||
Конспектирование | Проверка конспекта | ||
Диагностическое исследование | |||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость(ак. час.) |
Семинар 5. Психология подростка
Цель:углубить и расширить знания особенностей и закономерностей развития подростков.
Ключевые понятия: интимно-личностное общение, чувство взрослости, подростковый кризис, подростковая субкультура, референтная группа, полоролевая идентификация.
План:
1. Теоретические подходы к кризису подросткового возраста.
2. Анатомо-физиологические особенности подростка.
3. «Чувство взрослости» как центральное новообразование в развитии личности подростка, его источники и направления развития.
4. Развитие личности в подростковом возрасте.
Семинар 6. Психология подростка
План:
1. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками.
2. Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми.
3. Учебная деятельность и когнитивное развитие подростка.
Задания для самостоятельной работы студентов
4Темы докладов и рефератов:
1. Подростки с трудностями в обучении и поведении.
§ Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
§ Психология подростка: Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
§ Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 351 с.
§ Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
2. Особенности выражения чувств и эмоций. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.
§ Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
§ Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
§ Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж, 2000.
§ Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
3. Мотивационная сфера подростка
§ Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
§ Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
4. Акцентуации характера в подростковом возрасте
§ Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: 2003.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 288-318.
§ Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
5. Психологические особенности межличностных отношений. Конфликты подростков и взрослых
§ Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
§ Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
§ Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
6. Подросток и сверстники. Влияние друзей на формирование личности подростка.
§ Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
§ Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
§ Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана – СПб: «Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
´Вопросы и задания:
1. Назовите ведущую деятельность и новообразования подростка.
2. Раскройте и опишите центральное новообразование подросткового возраста.
3. Каковы особенности социальной ситуации развития подростка.
4. Перечислите основные причины кризиса в подростковом возрасте.
5. Докажите, что половое созревание – явление не только биологическое, но и социальное.
6. Почему трудности подростков чаще всего связывают с половым созреванием?
7. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как стержневую особенность личности?
8. Охарактеризуйте самосознание в подростковом возрасте. С чем связано появление вопросов перед подростком типа «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?». С чем связано завышение или занижение самооценки. В какой последовательности подросток осознает свои качества личности?
9. Охарактеризуйте эмоциональные особенности подростка. С чем связана противоречивость чувств подростка; например, с одной стороны – внимательность, а с другой – грубость?
10. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития подростка. Дайте психологическую характеристику.
11. Почему общение подростка со сверстниками становится более привлекательным, чем с родителями, взрослыми. Что должен учитывать взрослый при общении с подростком?
12. У подростков развивается потребность быть признанным, уважаемым товарищами. Приведите примеры самоутверждения подростков среди сверстников.
13. С чем связана популярность (непопулярность) подростков среди сверстников. Что значит быть хорошим товарищем. Что такое «кодекс товарищества»?
&Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера, 2005. – 464 с.
2. Психология подростка. Учебник / под ред. А.А. Реана. – СПб.:«Прайм-Еврознак», 2003. – 432 с.
3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.
4. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.А. Реана– СПб.; М.: «Прайм-Еврознак» ; Олма-Пресс, 2003. – 656 с.
Дополнительный
1. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
2. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.
3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2005. – 460 с.
4. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 160 с.