Тема: Психологические особенности развития в юношеском возрасте

Цель: ознакомиться с психологическими особенностями развития в юношеском возрасте, с методикой по определению профессиональных намерений старшеклассников и ознакомление с методикой по определению готовности к семейной жизни.

Основные понятия: мировоззрение, профессиональное самоопределение, самоуважение, психосексуальная идентичность, идеалы, одиночество.

Вопросы для собеседования.

1. Психологическая характеристика юношеского возраста:

– социальная ситуация развития;

– ведущая деятельность;

– новообразования.

2. Качественные особенности взаимоотношений в юношеском возрасте.

Литература:

1. Захаров Н.И., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация старшеклассников. – М.: Просвещение, 1989.

2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

3. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М.: Просвещение, 1980.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1995.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1997.

6. Немов Р.С. Психология II. – Просвещение: Владос, 1994.

Задание на СРС:

Конспектировать: Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 (Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте. – С. 128-166).

Практическая часть

Методика 1: Дифференциально–диагностический опросник (ДДО)

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Однако, если бы пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы ты предпочел? Если ты определенно знаешь, что любишь, или тебе очень нравиться то о чем спрашивается в ДДО, в листе ответов под тем же номером, что и номер вопроса в ответнике, поставь знак (+), если не нравится – (-).

Вариант А или Вариант Б
1. Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2. Помогать больным людям Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток Следить за состоянием, развитием растений.
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань или металл, пластмассу и т.п.) Доводить товары до потребителя.
5. Обсуждать научно-популярные книги Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6. Выращивать молодых животных Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)   Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)
8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. Лечить животных Выполнять расчеты.
11. Выводить новые сорта растений Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома и т.п.
12. Разбирать споры, ссоры, убеждать, разъяснять, наказывать Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожегах
15. Составлять точное описание, отчеты о наблюдениях, событиях, измеряемых объектах и др. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16. Делать лабораторные анализы в больнице. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17. Красить или расписывать стены помещений, поверхностей изделий Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.
18. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи и т.п.) Играть на сцене, принимать участие в концертах)
19. Изготовлять по чертежам де тали, изделия (машины, одежду), строить здания. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и прочие)
         

Лист ответов

Наши рекомендации