IV. Символизм: текст как музыка
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
(первая половина)
1. «Строгий талант» (Иван Бунин)
1. Основные темы бунинской поэзии (анализ поэтического текста).
2. Концепция любви в творчестве Бунина (рассказы «Тёмные аллеи», «Солнечный удар» из цикла «Тёмные аллеи»).
Литература:
– Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870 –1953. М., 1994.
– Материалы к творческой биографии Ивана Алексеевича Бунина. Волгоград, 1995.
– Рощин М.М Иван Бунин (ЖЗЛ). М., 2000.
– Бабореко А.К. Иван Бунин (ЖЗЛ). М., 2004.
– Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.
II. «Поэт радостной случайности» (Александр Куприн)
1. Концепция любви в творчестве Куприна («Гранатовый браслет»).
2. «Поединок»: психологическое мастерство Куприна-повествователя.
Литература:
– Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
– Слово об Александре Куприне / Сост. О.М. Савин. Пенза, 1995.
– Михайлов О. Жизнь Куприна: «Настоящий художник – громадный талант!» М., 2001.
III. «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться...» (М.Горький)
1. Проблема ницшеанства раннего Горького.
2. «Несвоевременные мысли» как опыт национальной самокритики.
Литература:
– Новый взгляд на Максима Горького. Горький и его эпоха. Материалы и исследования. М., 1995.
– Шенталинский В. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.
– Баранов В. М.Горький без грима. М., 1997.
– М.Горький. Неизданная переписка. Материалы и исследования. Вып. 5. 2-е изд. М., 2000.
– Басинский П. Максим Горький (ЖЗЛ). М., 2006.
IV. Символизм: текст как музыка
1. Новаторство Константина Бальмонта в области русской поэтической ритмики («Воспоминание о вечере в Амстердаме». Анализ поэтического текста).
2. «Мрачная музыка» поэзии Фёдора Сологуба («Чёртовы качели». Анализ поэтического текста).
Литература:
– Константин Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994.
– Шестов Лев. Поэзия и проза Фёдора Сологуба // Фёдор Сологуб. Стихотворения. Томск, 1995.
– Лавров А.В., Гречишкин С.С. Символисты вблизи: Статьи и публикации. Спб., 2004.
V. «О, я хочу безумно жить...» (Александр Блок)
1. Мотивы мистических предчувствий в книге «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Тема России в блоковской поэзии (цикл «Родина»).
3. Традиции Блока в русской литературе.
Литература:
– Александр Блок. Исследования и материалы. Спб., 1998.
– Немеровская О., Вольпе Ц. Судьба Блока: Воспоминания. Письма. Дневники. 2-е изд. М., 1999.
– Сарпиев В.А. Александр Блок. Творчество жизни. Воронеж, 2004.
– Александр Блок: рго еt соntra. М., 2004.
VI. «О прекрасной ясности» (акмеизм)
1. Концепция «сильной личности» в творчестве Николая Гумилёва.
2. Приём стилизации в «Александрийских песнях» Михаила Кузмина.
Литература:
– Никитин А.Л. Неизвестный Гумилёв: Исследования и стихи. М.,1996.
– Шубинский В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта. М., 2004.
– Полушин В. Николай Гумилёв (ЖЗЛ). М., 2006.
– Михаил Кузмин и русская культура ХХ века. Л., 1990.
– Богомолов НА., Малмстад Дж. Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996.
VII. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» (Осип Мандельштам)
1.«Тоска по мировой культуре» в раннем творчестве Мандельштама (анализ поэтического текста).
2.Трагическая тональность поэзии Мандельштама 20 – 30-х годов (два-три стихотворения по выбору).
Литература:
– Рассадин Ст. Очень простой Мандельштам. М., 1994.
– Осип Мандельштам и его время. М., 1995.
– Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Манделъштама. М., 1997.
– Сурат И. Опыты о Мандельштаме. М., 2005.
– Мандельштам Н.Я Воспоминания: В 2 т. М., 2006.
VIII. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья…» (Анна Ахматова)
1. Лирика «несбывшихся надежд» в ранней поэзии Ахматовой (анализ поэтического текста).
2. «Реквием», его художественное и общественное значение.
Литература:
– Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998.
– Черных В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. I III. М., 1996 – 2001.
– Анна Ахматова: Pro еt соntra. М. 2005.
– Тименчик Р.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. М., 2006.
IХ. «Принцип вечного движения вперёд» (футуризм)
1. «Книга свободы»: характеристика творчества Велимира Хлебникова.
2. «Поэзы» Игоря-Северянина. Проблематика и поэтика.
Литература:
– Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терё- хина, А. Зименков. М., 1999.
– Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма. М., 2003.
– Будетлянский клич. Футуристическая книга. М., 2006.
– Кручёных А. Из истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М., 2006.
– Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.
– Григорьев В.II. Велимир Хлебников в четырёхмерном пространстве языка: Избранные работы 1958 – 2000 гг. М., 2006.
– О Игоре-Северянине. Череповец, 1987.
– Игорь-Северянин глазами современников / Сост., вступ. ст. и коммент. В.Н. Терёхиной, Н.И. Шубниковой-Гусевой. Спб., 2008.
Х. «… Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (Сергей Есенин)
1. Тема Родины в творчестве Есенина (анализ поэтического текста).
2. «Персидские мотивы». Проблематика и поэтика.
3. Есенин и имажинизм.
Литература:
– Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990.
– Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. В.А. Дроздкова, А.Н. Захарова, Т.К Савченко. М., 2005.
– Захаров А.Н., Савченко Т.К. Сергей Есенин; Имажинизм // Русская литература 1920–1930-х годов: Портреты поэтов: В двух томах. Т.1. М., 2008.
– Савченко Т.К. «Теория футуризма наиболее соответствует <…> взглядам на образ»: Имажинизм как постфутуристское направление // Современное есениноведение. Рязань. 2010, № 15.
ХI. «Безмерность в мире мер» (Марина Цветаева)
1. Дневниковый характер лирики Цветаевой (анализ поэтического текста).
2. «Словотворчество» как специфика цветаевской поэтики.
3. Цветаева и Ахматова: опыт сопоставительного анализа.
Литература:
– Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
– Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. М., 1997.
– Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
– Саакянц А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаевой. М., 2002.
– Марина Цветаева в воспоминаниях современников. М., 2006.
ХII. «Сестра моя – жизнь» (Борис Пастернак)
1. Новаторский характер поэтики Пастернака (анализ поэтического текста).
2. «Стихи Юрия Живаго», их проблематика и поэтика.
Литература:
– Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М., 1989.
– «Доктор Живаго»: С разных точек зрения. М., 1989.
– Лихачёв Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Борис Пастернак. Собр. соч.: В пяти томах. Т. 1. М., 1989 – 1992.
– Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Биография. М., 1997.
– Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: Опыт комментария. М., 2005.
– Быков Дмитрий. Борис Пастернак (ЖЗЛ). М., 2006.
ХIII. «Он не заслужил света, он заслужил покой»
(«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова)
1. «Мастер и Маргарита» как «роман в романе».
2. Сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности в булгаковском романе.
3. Образ Мастера. Тема бессмертия искусства.
Литература:
– Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988.
– Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.
– Николаев П.А. Михаил Булгаков и его главная книга // Булгаков М. «Мастер и Маргарита». М., 1988.
– Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М., 2004.
– Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. 2-е изд. М., 2005.
– Булгакова Е. С., Лаппа Т. Н., Белозерская Л.Е.. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 2006.
– Булгаковский сборник. Вып. V. Материалы по истории русской литературы ХХ века / Сост. и ред. И. Белобровцева, С. Кульюс. Таллинн, 2008.