Текст «Музыка, театр и живопись второй половины XIX века»

Расцвет русской литературы в эти годы был также связан с развитием драматургии. Подлинным мастером драмы стал А.Н.Островский, чьи пьесы (около 50) не сходили с театральных подмостков, восторженно воспринимались зрителями. Образы героев заставляли задуматься над злободневными вопросами жизни – о разрушающей человека силе денег, о важности нравственных основ для противостояния «темному царству» невежества и лжи. Сами его названия пьес говорили о том, кто являются героями в его произведений, какие злободневные темы в них поднимаются: «Доходное место», «Гроза», «Бедность не порок», «Бесприданница» и др. А.Н.Островский был врагом самодурства, защитником прав человека.

В литературе, как и во всех сферах художественного творчества окончательно утвердился реализм, в частности критический реализм, который отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия.

Глубина осмысления действительности была свойственна не только литераторам, но и русским композиторам. М.А.Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков объединились в содружество композиторов, которое выдающийся критик В.В.Стасов окрестил Могучей Кучкой.

Самой незаурядной личностью этого общества был М.П.Мусоргский. Композитор, создавая оперы «Хованщина», «Борис Годунов», искал ответа на животрепещущие вопросы современности в исторических сюжетах.

Легендарное прошлое предков стало важной темой творчества А.П.Бородина. Его вторая («Богатырская») симфония и опера «Князь Игорь» взывали к патриотическим чувствам, прославляли героизм и величие русского народа.

Особое место в истории русской музыки занимает творчество П.И.Чайковского, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой культуры. Чайковский – автор шести симфоний. В них композитор выразил свою беспредельную любовь к родной земле, свои глубокие философские размышления о жизни и судьбе человека Во всем мире известны его оперы. Написанные на пушкинские сюжеты, - «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

В самом начале 60-х гг. музыкальном поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах.

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах. В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

Центром театральной жизни России в этот период был московский Малый театр. Его стали называть «Домом Островского», т.к. благодаря созвездию талантливых актеров в нем с успехом проходили пьесы драматурга.

Целая эпоха Малого театра связана с именем М.Н.Ермоловой, величайшей русской трагической актрисы. Она воссоздала на сцене образы самых ярких героинь пьес Островского.

Гордостью театра также были П.А.Стрепетова, П.М.Садовский, М.Г.Савина и др.

Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.

Накануне столетия со дня основания императорской Академии художеств, а именно 9 ноября 1863 г., 14 лучших ее выпускников отказались писать выпускную работу по заданной теме, обосновав это тем, что в России есть что рисовать(имелась в виду соц.обстановка). Выпускники хотели писать картины на собственные темы, и когда им в этом было отказано, они покинули стены академии. Вдохновителем «бунта» был И.Н.Крамской.

В Нижнем Новгороде, на ярмарке, для широких слоев населения И.Н.Крамской организовал выставку картин своих современников. В 1870 г. Художники, отстаивающие реализм, объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Картины передвижников регулярно появлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес публики.

Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. Картины В. Г. Перова - это развернутый рассказ о положении российских сословий (« Чаепитие в Мытищах », « Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»).

Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге », «Не ждали », «Отказ от исповеди », «Арест пропагандиста». Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни », «Меншиков в Березове », «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком » -эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» ). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря. Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов (« Украинская ночь» , «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах Исаака Ильича Левитана. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича Айвазовского, который больше всего любил изображать море.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации