Самостоятельная работа по теме. Методика «Оперативная память»

Методика «Оперативная память»

Зачитываются числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается). 2 и 1 — получается 3 (записывается). 1 и 4 — получается 5 (записывается). 4 и 2 — получается 6 (записывается).

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 секунд.

Стимульный материал.

1.5 2 7 1 4

2.3 5 4 2 5

3.7 1 4 3 2

4. 2 6 2 5 3

5.4 3 6 1 7

6.4 2 3 1 5

7.3 1 5 2 6

8.2 3 6 1 4

9.5 2 6 3 2

10. 3 1 5 2 7

Регистрационный бланк.

№ ряда Сумма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ключ.

№ ряда Сумма
7,9,8,5
8,9,6,7
8,5,7,5
8,8,7,8
7,9,7,8
6,5,4,6
4,6,7,8
5,9,7,5
7,8,9,5
4,6,7,9

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.

Вопросы по теме занятия.

1. Что представляет собой «закон обратного хода памяти» Рибо?

2. Как влияет смысловая организация материала на запоминание?

3. Что представляют собой психические процессы памяти и сколько их?

4. Какие имеются основания для классификации типов и видов памяти?

5. В чем отличие процедурной памяти от памяти декларативной?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1.по способу запоминания память бывает:

1) механическая.

2) невоспроизводимая.

3) воспроизводимая.

4) умственная.

2.Извлечение из памяти без непосредственного воспринимаемого объекта – это:

1) воспоминание.

2) узнавание.

3) внимание.

4) эмоция.

3.К качествам памяти не относиться:

1) точность воспроизведения.

2) прочность сохранения.

3) готовность к воспроизведению.

4) хранение в генотипе.

4. Сенсорная память:

1) информация хранится в генотипе.

2) информация хранится в течение неограниченного срока.

3) удержание точной и полной картины в течение 0,1–0,5 секунды.

4) информация хранится в течение заранее заданного срока.

5.Первый этап памяти:

1) воспроизведение.

2) запоминание.

3) забывание.

4) сохранение.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Случай со студентом Ш. В многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим Ш. справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди мгновенно вспомнили самое короткое слово (тиф), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течении этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.

Какой тип запоминания проявился в этом случае?

2. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперимент тем же учащимся примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.

В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах и почему?

12. Перечень и стандарты практических умений. Обучающийся должен знать теоретические позиции учений о психическом процессе памяти. уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач. владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания психического процесса памяти.

Примерная тематика НИРС по теме.

1. Пути, приемы и средства улучшения памяти.

2. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

14. Рекомендованная литература по теме занятия:

- основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

- дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Занятие № 28

Тема: «Индивидуальные особенности памяти».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.

3. Значение темы: формирование представлений о психическом процессе памяти, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов памяти(в том числе индивидуальных)

Цели обучения:

Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

- учебная:знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.

Наши рекомендации