Самостоятельная работа по теме. Методика «Оперативная память»
Методика «Оперативная память»
Зачитываются числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается). 2 и 1 — получается 3 (записывается). 1 и 4 — получается 5 (записывается). 4 и 2 — получается 6 (записывается).
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 секунд.
Стимульный материал.
1.5 2 7 1 4
2.3 5 4 2 5
3.7 1 4 3 2
4. 2 6 2 5 3
5.4 3 6 1 7
6.4 2 3 1 5
7.3 1 5 2 6
8.2 3 6 1 4
9.5 2 6 3 2
10. 3 1 5 2 7
Регистрационный бланк.
№ ряда | Сумма |
Ключ.
№ ряда | Сумма |
7,9,8,5 | |
8,9,6,7 | |
8,5,7,5 | |
8,8,7,8 | |
7,9,7,8 | |
6,5,4,6 | |
4,6,7,8 | |
5,9,7,5 | |
7,8,9,5 | |
4,6,7,9 |
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.
Вопросы по теме занятия.
1. Что представляет собой «закон обратного хода памяти» Рибо?
2. Как влияет смысловая организация материала на запоминание?
3. Что представляют собой психические процессы памяти и сколько их?
4. Какие имеются основания для классификации типов и видов памяти?
5. В чем отличие процедурной памяти от памяти декларативной?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.по способу запоминания память бывает:
1) механическая.
2) невоспроизводимая.
3) воспроизводимая.
4) умственная.
2.Извлечение из памяти без непосредственного воспринимаемого объекта – это:
1) воспоминание.
2) узнавание.
3) внимание.
4) эмоция.
3.К качествам памяти не относиться:
1) точность воспроизведения.
2) прочность сохранения.
3) готовность к воспроизведению.
4) хранение в генотипе.
4. Сенсорная память:
1) информация хранится в генотипе.
2) информация хранится в течение неограниченного срока.
3) удержание точной и полной картины в течение 0,1–0,5 секунды.
4) информация хранится в течение заранее заданного срока.
5.Первый этап памяти:
1) воспроизведение.
2) запоминание.
3) забывание.
4) сохранение.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Случай со студентом Ш. В многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим Ш. справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди мгновенно вспомнили самое короткое слово (тиф), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течении этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
Какой тип запоминания проявился в этом случае?
2. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперимент тем же учащимся примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.
В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах и почему?
12. Перечень и стандарты практических умений. Обучающийся должен знать теоретические позиции учений о психическом процессе памяти. уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач. владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания психического процесса памяти.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Пути, приемы и средства улучшения памяти.
2. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
- основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 28
Тема: «Индивидуальные особенности памяти».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.
3. Значение темы: формирование представлений о психическом процессе памяти, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов памяти(в том числе индивидуальных)
Цели обучения:
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная:знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.