Самостоятельная работа по теме. Методика «Выделение существенных признаков»

Методика «Выделение существенных признаков»

В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее пе­ред скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Вы­берите только два и подчеркните их.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, округлость, печать)

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Ключ.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. растения, земля берег, вода здание, улица крыша, стены углы, сторона делимое, делитель диаметр, округлость глаза, печать бумага, редактор игроки, правила сражения, солдаты

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Резуль­таты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуе­мый в своих неправильных ответах, и чем он объясняет свой выбор.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Вопросы по теме занятия.

1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности.

2. Понятия, суждения и умозаключения одновременно являются предметом изучения как психологии, так и логики. Как соотносятся между собой эти разные отрасли знаний?

3. Может ли у одного и того же человека выявляться отвлеченный вид мышления, в то время как его тип более соответствует механически-ассоциативному? Как соотносятся между собой тип и вид мышления?

4. В чем заключается различия между конвергентным и дивергентным мышлением?

5. Перечислите мыслительные операции и дайте им характеристику.

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Вид мышления, направленный на решение практических задач:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

2. Вид мышления, при котором человек для расширения задач использует образы, непосредственно извлекаемые или создаваемые воображением:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) абстрактно-логическое.

5) предметно-действенное.

3. Мышление, в котором задача решается с опорой на зрительный образ:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

4. Вид мышления, который неразрывно связан с манипулированием предметами, с моторными действиями:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

5. Что способствует развитию творческого мышления?

1) склонность к конформизму.

2) высокая самооценка значимости своих идей.

3) чрезмерно развитое критическое мышление.

4) способность видеть объект под новым углом зрения.

5) нежелание быть «белой вороной».

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Заполните таблицу:

Основание классификации Виды мышления
по генезису  
по характеру решаемых задач  
по степени развернутости  
по степени новизны и оригинальности  
по типу познания  
по средствам мышления  
по функциям  
по степени рефлексии  

2. При работе с понятиями по специальностям медицинским дисциплинам, предлагают находить:

а. Понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду).

б. Существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие).

в. Давай определение через род и видовое отличие.

Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.

3. Мама предложила дочке Кате (4 года 5 месяцев) решать задачи: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село одна птичка. Сколько было деревьев?».

Катя задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Наши рекомендации