Задача 1. Познакомьтесь с содержанием определенного случая из практики школьного психолога
Познакомьтесь с содержанием определенного случая из практики школьного психолога. Сформулируйте гипотезы о причинах (проблемах). Для каждого варианта гипотезы подберите конкретные методики психодиагностики и наметьте некоторые возможные рекомендации или пути психологического воздействия.
Лена Н., 14 лет, 8 гимназический класс.
Запрос педагогического коллектива:
«Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие».
Данные, приведенные учителями:
Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки — «4» и «5», всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общественность возмутили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показалось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учительница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился головой о стену и проплакал всю перемену. В школу срочно вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызывающе: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном коллективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.
Данные, сообщенные мамой:
Лена живет с родителями и младшей сестрой-погодком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкальную школу, где занимается уже шестой год. Мама намеренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных компаний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домоводству. Девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, «очень уж горда», — заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет редко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлежностей. (Интересно, что учителя считают ее очень организованной). То, что Лена пустила в ход кулаки, шокировало маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь постоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизованно». «Я знаю свою дочь, она больше ничего подобного не допустит», — заверила она. В прежнем классе у Лены была подруга, они вместе занимались и музыкой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», — рассказала мама, так что к некоторой изолированности дочери в классном коллективе она относится спокойно.
Наблюдение и беседа с ребенком:
Лена — миловидная девочка, среднего роста, пропорционально сложена, с густой длинной косой, в одежде придерживается романтического стиля: оборки, кружева., ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связанные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хором, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть тройки, а хочется быть лучшей ученицей в классе». Девочка объясняет снижение успеваемости возросшими требованиями. Подруг у нее нет — ни в музыкальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет.