Прогноз результатов физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе № 1 на 2015-2016 учебный год
Мониторинг физического состояния и развития детей
ГУО «Ясли-сад №273» г. Минска за 2015-2016 учебный год
В сентябре 2015 года проводился мониторинг физического состояния и развития детей в группах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 по показателям состояния здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности.
Методы обследования:педагогическоенаблюдение, анализ медицинской документации.
Результаты обследования для каждой группы занесены в карты и протоколы, на основании которых проведен анализ мониторинга.
Мониторинг физического состояния и развития воспитанников старшей
Группы № 1
В группе № 1 обследовались 23 воспитанника. На основании изучения медицинской документации 100% детей относятся к основной группе по физкультуре. Эпизодически болеющие дети составляют 91 %, дети ЧДБ – 9%.
Отклонения в физическом развитии выявлено у 18 % воспитанников, у оставшихся 82 % физическое развитие гармоничное.
По уровню двигательной активности (ДА) 91% составляют оптимально подвижные дети; 9% – гиперподвижные.
Обследование степени сформированности основных видов движений (ходьбы, бега, лазания, прыжков, метаний) проводилось методом наблюдения. Степень сформированности тех или иных видов движений сопоставлялась с показателями физического развития образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования. Данный документ раскрывает необходимый минимум движений для конкретного дошкольного возраста.
По результатам обследования у 87% воспитанников выявлена достаточная степень сформированности основных видов движений, у 13% детей – недостаточная. У некоторых детей наблюдается недостаточная степень сформированности таких движений, как прыжки, метание. Это говорит о необходимости включать данные упражнения в организованные физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также создавать условия для закрепления и совершенствования этих видов движений в самостоятельной двигательной деятельности. На рисунке 2 приведена динамика показателей сформированности ОВД за последние 4 года.
Рисунок 2. Динамика степени сформированности основных видов движений детей группы № 1 за 2012-2013 уч.г,. 2013-2014 уч.год и 2014-1015 уч.г.
Обследование показателей состояния здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности детей в группе № 1 и сравнение данных с показателями прошлых летсвидетельствует, что прогноз результатов физкультурно-оздоровительной работы оправдался частично:
Ø По состоянию здоровья один воспитанник переведен из подготовительной группы по физкультуре в основную. Вместе с тем, в целом по группе не удается достичь позитивной динамики по уменьшению количества и продолжительности заболеваний. Данный факт подтверждается низкой посещаемостью воспитанниками дошкольного учреждения, а также отсутствием детей, не болевших простудными заболеваниями в течение прошлого учебного года и увеличением количества часто и длительно болеющих детей. Решение данной проблемы требует разработки системы профилактических мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма воспитанников внешнесредовым воздействиям. Повышению устойчивости организма к влиянию погодно-климатических условий (холода, жары, колебаний атмосферного давления) способствует закаливание. Наиболее эффективным для комплексного оздоровления детей является организация физкультурных мероприятий на свежем воздухе в любое время года в сочетании с одновременным использованием природных средств оздоровления (солнца, воздуха, воды, почвы, климатических условий), соблюдение всех режимных моментов, а особенно продолжительности оздоровительных прогулок.
Ø систематическая профилактическая работа по укреплению свода стопы способствовала формированию у детей доступных представлений о профилактике плоскостопия и о специальных физических упражнениях, которые следует выполнять не только в детском саду, но и в домашних условиях. У одного воспитанника снят диагноз «плосковальгусные стопы». Выступление на общесадовом родительском собрании в апреле 2015 года на тему «Профилактика нарушений в развитии стопы у детей дошкольного возраста» позволило повысить компетентность родителей по данной проблеме;
Ø улучшилась техника выполнения физических упражнений в прыжках, лазании, метании у всех детей и у воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа в этом направлении. Вместе с тем, желаемого прогресса двигательном развитии воспитанников не наблюдается. На наш взгляд, это связано с систематическими пропусками занятий большинства воспитанников по болезни или по неуважительной причине.
Ø педагогические наблюдения, беседы с детьми, опрос родителей свидетельствует об устойчивом интересе воспитанников к занятиям спортивными упражнениями и спортивными играми в системе физкультурно-оздоровительной работы. 26% воспитанников посещают городские спортивные секции.
Ø мотивация к занятиям физическими упражнениями проявляется в самостоятельном применении накопленного двигательного опыта в дошкольном учреждении и в семье.
На основании изученных показателей составлен прогноз результатов физкультурно-оздоровительной работы в группе № 1 на 2015-2016 учебный год, разработан план индивидуально-профилактической работы с воспитанниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности, даны рекомендации воспитателям и узким специалистам дошкольного учреждения.
Прогноз результатов физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе № 1 на 2015-2016 учебный год
1. Повышение сопротивляемости организма детей к внешнесредовым воздействиям.
2. Уменьшение количества и продолжительности заболеваний у эпизодически, часто и длительно болеющих детей, увеличение количества здоровых детей (не болеющих в течение года простудными и инфекционными заболеваниями).
3. Укрепление свода стопы у детей, имеющих нарушения в ее развитии.
4. Формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета у всех детей группы.
5. Улучшение техники основных видов движений у детей, имеющих недостаточную степень их сформированности.
6. Формирование осмысленной моторики у гиперподвижных детей.
7. Формирование у воспитанников основ здорового образа жизни в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования в тесном контакте с родителями.
План индивидуально-профилактической работы с детьми по результатам мониторинга
(по показателям состояния здоровья, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности)
Группа № 1
Ф.И ребенка | Отклонения в развитии | Возможные причины отклонений | Профилактические мероприятия | Рекомендации воспитателям, узким специалистам |
Матусевич Паша Аниськова Таня | ЧДБ | Ослабленный иммунитет, отсутствие психологическо- го комфорта, экологический дискомфорт. | Разработать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий с обязательным включением индивидуальных закаливающих процедур, дать практические рекомендации родителям по оздоровлению и закаливанию в домашних условиях | Воспитателю: Создавать психологический и экологический комфорт в группе, включать динамические дыхательные упражнения в комплексы утренней гимнастики. Избегать перегрева и переохлаждения. Музыкальному руководителю:включать в содержание индвивидуальной работы и музыкальных занятий специальные задания, направленные на укрепление дыхательной мускулатуры (игру на духовых инструментах, попевки, распевки, упражнения на развитие артикуляции, дикции и певческого дыхания) |
Готто Владислав Готто Вова Данько Максим Свердло Никита | Плосковальгусные стопы Плосковальгусные стопы Плоскостопие | Наследственность, неправильно подобранная обувь, перегрузка, переутомление сводов стоп | Укреплять мышцы стопы, особое внимание к обуви и одежде, рекомендации родителям по коррекционной работе в домашних условиях | Воспитателю: Включать в комплексы утренней гимнастики и в комплексы упражнений после дневного сна ходьбу босиком по ребристой и неровной поверхности, захваты предметов пальцами ног, бросание, удержание, упражнения в равновесии. |
Данько Максим Данькин Владислав | Гиперподвижность | Повышенная нервная возбудимость | Создавать условия для полного удовлетворения биологической потребности в движении | Воспитателю: Обучать выполнению движений, требующих сдержанности, самоконтроля, пространственных и зрительных ориентировок (упражнения в равновесии, лазание, метание в цель). Психологу: проводить коррекционные занятия, направленные на активизацию мышления, формирование способности к концентрации внимания, усидчивости и др. |
Игнатенко Никита Гаврилиаду Мария Готто Вова | Недостаточная степень сформированности основных видов движений | Обедненный состав движений в самостоятельной двигательной деятельности, неустойчивость внимания, отсутствие интереса к двигательной деятельности | Создавать условия для проявления двигательных способностей детей в самостоятельной и организованной двигательной деятельности | Воспитателю: Целенаправленно использовать разнообразное физкультурное оборудование в индивидуальной работе по формированию основных видов движений, привлекать таких детей к расстановке и уборке спортивного инвентаря, игрушек, пособий, создавать атмосферу психологического комфорта в групповой и индивидуальной двигательной деятельности |
Гаврилиаду Мария Готто Вова Данькин Влад Самойлович Амелия | Недостаточная степень сформированности ОД (метаний) | Слабые мышцы рук, отсутствие интереса к этому виду упражнений | Укреплять мышцы плечевого пояса, разработать игровые упражнения с бросаниями предметов (мячей, мешочков) на дальность и в цель | Воспитателю: Включать в содержание прогулки и утренней гимнастики подвижные игры и игровые упражнения с бросанием мешочков, бросанием мячей на дальность и в цель |
Готто Вова Гаврилиаду Мария Герасимовч Кира Егоров Андрей | Недостаточная степень сформированности ОД (прыжков) | Несформированность техники отталкивания и приземления, несогласованная работа рук и ног | Укреплять мышцы ног, закреплять технику прыжков в подвижных играх и игровых упражнениях | Воспитателю: Включать прыжковые упражнения в содержание прогулки, разработать сюжетные подвижные игры и игровые упражнения с прыжками |
Готто Вова Готто Владик Гаврилиаду Мария Герасимовч Кира Егоров Андрей | Недостаточная степень сформированности ОД (лазания по вертикальной плоскости)) | Чувство страха и неуверенности в себе | Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, волевые качества в процессе подвижных игр и игровых упражнений с элементами лазания по гимнастической лестнице | Воспитателю: Включать упражнения в лазании в содержание утренней гимнастики, прогулки. Постепенно увеличивать высоту залезания, поощрять даже самые незначительные успехи детей |