XII. Опросник для измерения эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин)
Цель работы: определить уровень эмоционального интеллекта.
Инструкция: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе бланка для ответов, которая лучше всего отражает Ваше мнение».
Текст опросника ЭмИн
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть.
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения.
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица.
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение.
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника.
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю все, что думаю.
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди.
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться.
9. Я умею улучшить настроение окружающих.
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую.
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов.
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки.
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей.
14. Когда я злюсь, я знаю, почему.
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации.
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком.
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряженном состоянии.
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим.
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть.
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние.
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице.
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство.
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций.
24. Если надо, я могу разозлить человека.
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние.
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю.
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это.
28. Я знаю, как успокоиться, если я разозлился.
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса.
30. Я не умею управлять эмоциями других людей.
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда.
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые.
33. Мне трудно справляться с плохим настроением.
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает.
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям.
36. Мне удается поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями.
37. Я умею контролировать свои эмоции.
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно.
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую.
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь.
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины.
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
43. Я не умею преодолевать страх.
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает.
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить.
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются.
Протокол исследования
Утверждения | Совсем не согласен | Скорее, не согласен | Скорее, согласен | Полностью согласен | Утверждения | Совсем не согласен | Скорее, не согласен | Скорее, согласен | Полностью согласен |
Обработка и анализ результатов:
Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Значения по шкалам МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих субшкал: МЭИ=МП+МУ; ВЭИ=ВП+ВУ+ВЭ; ПЭ=МП+ВП; УЭ=МУ+ВУ+ВЭ.
Ключ к субшкалам:
Ответы испытуемых кодируются по следующей схеме:
– для утверждений с прямым ключом: «совсем не согласен» – 0 баллов; «скорее, не согласен» – 1 балл; «скорее, согласен» – 2 балла; «полностью согласен» – 3 балла;
– для утверждений с обратным ключом: «совсем не согласен» – 3 балла; «скорее, не согласен» – 2 балла; «скорее, согласен» – 1 балл; «полностью согласен» – 0 баллов.
Субшкала МП:
прямой ключ: 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34; обратный ключ: 38, 42, 46.
Субшкала МУ:
прямой ключ: 9, 15, 17, 24, 36; обратный ключ: 2, 5, 30, 40, 44.
Субшкала ВП:
прямой ключ: 7, 14, 26; обратный ключ: 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45.
Субшкала ВУ:
прямой ключ: 4, 25, 28, 37; обратный ключ: 12, 33, 43.
Субшкала ВЭ:
прямой ключ: 19, 21, 23; обратный ключ: 6, 10, 16, 39.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002.
10. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.
б) дополнительная литература
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.— Казань, 1987.
2. Бернс Д. Тайна настроения: Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997
3. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.— Л., 1989.
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
5. Долгова Т.П. Общая психология: Учеб.пособие: Ч.1. Психология потребностей, мотивов и эмоций. - Тверь, 1997
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007
7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2005.
8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004.
9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998
10. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009.
11. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М»,2006.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
4. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
5. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
6. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
7. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Заполните таблицу «Функции и формы проявления тревожности».
Определение тревожности: | ||
Признаки тревожности | ||
Основные функции | ||
Формы проявления | Ситуативная тревожность: | |
Личностная тревожность: |
Лабораторное занятие № 3
Тема: Психология воли
Цель:рассмотреть методы исследования волевой регуляции поведения и волевых качеств личности; измерить локус контроля личности и различных сферах жизнедеятельности; определить уровень импульсивности; исследовать волевые качества личности; определить стиль саморегуляции поведения.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие воли в психологии. Значение воли в регуляции и организации деятельности и общения.
2. Признаки волевых явлений.
3. Волевые качества личности.
4. Психологическая структура волевого акта.
5. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий в онтогенезе.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен охарактеризовать волю и ее функции (выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности, мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные признаки волевых явлений - приложение усилий для выполнения волевого акта, наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта, усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения, преодоление самого себя. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: студент должен раскрыть значение понятия «волевые качества личности», структуру и общие характеристики волевых качеств; рассмотреть классификации основных качеств воли (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Селиванов, Р. Ассаджиоли, В.В. Никандров, В.К. Калин) и дать им характеристику. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать мотивационный и интеллектуальный компоненты волевого действия, 4 этапа в формировании волевого акта (актуализация побуждения с осознанием цели, обсуждение и борьба мотивов, решение о действии, исполнение принятого решения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: студент должен охарактеризовать закономерности формирования волевых действий в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте; охарактеризовать роль сознательной дисциплины в формировании воли. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Ход проведения лабораторного занятия: