Основные термины и понятия.
Анализ потребностей Валентность Внешняя мотивация Внутренняя мотивация Воспринятое вознаграждение других Воспринятое вознаграждение индивида Воспринятые затраты других Воспринятые затраты индивида Группа потребностей Добросовестность Иерархия потребностей Исполнение Мотив Мотивационная структура Мотивационный процесс Мотивация Мотивирование Мотивирующие факторы Набор потребностей Направленность деятельности Настойчивость Неочевидность мотивов Неудовлетворенная потребность Норма Норма первого типа Норма второго типа Ожидание Партисипативное управление Побуждение к действию Постановка целей Потребности Потребности безопасности Потребности признания и самоутверждения | Потребности принадлежности и причастности Потребности роста Потребности самовыражения Потребности связи Потребности существования Потребность властвования Потребность достижения Потребность соучастия Приверженность цели Приемлемость цели Процесс фрустрации Реакция на воздействия Сравниваемые лица Специфичность цели Старание Стимул Стимулирование Теории процесса мотивации Теории содержания мотивации Теория двух факторов Герцберга Теория иерархии потребностей Маслоу Теория ЕКС Альдерфера Теория ожидания Теория партисипативного управления Теория постановки целей Теория приобретенных потребностей МакКлелланда Теория равенства Удовлетворение потребностей Усилие и действия Устранение потребности Факторы здоровья Физиологические потребности |
Практикующее упражнение: Основы мотивации
Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:
вас лично на работе (в группе):
1. |
2. |
3. |
квалифицированного рабочего:
1. |
2. |
3. |
служащего в конторе:
1. |
2. |
3. |
профессионала (врача, юриста, преподавателя):
1. |
2. |
3. |
неквалифицированного работника:
1. |
2. |
3. |
Примечание: Сначала в течение 10—15 мин проделайте данное упражнение индивидуально, а затем в течение 20—30 мин обсудите в группе и достигните консенсуса. В группе с преподавателем в течение 15—20 мин обсудите и сформулируйте общую позицию по данному упражнению.
Домашнее задание: Лист желаний
Заполните форму, обеспечив логику в объяснении ваших желаний и потребностей.
Лист желаний
Вещи, которые вам хочется получить в жизни | Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить? | Какая мотивационная теория лучше объясняет выбранные вами потребности? |
ЛистА — краткосрочные желания | ||
Лист В — долгосрочные желания |
Имитационная игра «Необитаемый остров»
Цель: научить эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений, стратегии сотрудничества.
Процедура:
1. Обсуждение проблемы и ранжирование задач по степени значимости их решения.
2. Выработка коллективной стратегии выживания (работа в малых группах).
3. Разработка нравственно-психологического кодекса взаимоотношений (можно назвать
его «кодексом чести жителей острова»), примерно 15-20 пунктов.
4. Презентации проектов, вопросы и ответы.
5. Межгрупповая дискуссия.
6. Анализ результатов и подведение итогов.
Время: игра длится 2-3 часа учебного времени.
Информация для участников игры
В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения, животные, ливневые дожди, короткий день, жестокий холод, визиты каннибалов с соседних островов.
В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться в родные края, к своей обычной жизни. Ваша задача: создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить т достаточно комфортно психологически и физически жить.
Необходимо понять всю серьезность и опасность ситуации. Известно, что люди при таких обстоятельствах иногда теряют человеческий облик, между ними вспыхивают ссоры и драки, порой даже со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрыться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов и ветра.
Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Необходимо наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут регламентироваться, выполняться, контролироваться.
Начать целесообразно с принятия решения о государственном устройстве, структурах власти на острове. Кто будет руководить жизнью людей? Кто будет принимать окончательное решение: все жители острова единогласно (консенсус), или простое большинство, или группа самых авторитетных жителей, или единолично лидер (выбранный или назначенный, выдвинутый по собственной инициативе)? Каким образом будет контролироваться выполнение указов, распоряжений: под страхом наказания, смерти, как-то еще?
Имеет ли право человек жить на вашем острове изолированно от других, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если такой образ жизни сделает его слабым, болезненным, а значит, обузой для других, какие будут предприниматься действия?
Как будут строиться отношения с аборигенами острова, с каннибалами с соседних островов: в мирное время, в случае вооруженного нападения? И т.д. и т.п.
Задачи участников игры:
§ смоделировать проект жизни на острове на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективную: правые, политические, экономические и социальные аспекты;
§ разработать «кодекс чести островитян»;
§ отработать санкции за нарушение установленных правил;
§ осуществить презентацию командных проектов.
В каждой команде нужно выбрать «летописца», который будет фиксировать основные события и принятые решения. Все нарабатываемые участниками игры материалы необходимо оформлять визуально (на плакатах, слайдах).
Целесообразно в начале игры выбрать в каждой группе человека для выполнения функций «психолога», который, наблюдая работу команды изнутри, сможет не только сделать «психологические портреты» членов своей команды, но и проанализировать трудности, частоту их проявления, причины.
Организатору целесообразно ставить вопросы, очерчивая круг проблем, которые нужно решать, акцентируя внимание играющих на тех моментах, которые он считает наиболее важными. Участники должны работать самостоятельно, без помощи ведущего.
После презентации информации от каждой группы организуется межгрупповая дискуссия, на которой задаются вопросы, формулируются ответы, вырабатываются конструктивные подходы и подвергаются сомнению, критике те решения, которые кажутся противоборствующим командам неправомерными.
При подведении итогов игры необходимо выявить сферу слабой компетентности ее участников, обратить особое внимание на стиль и манеру взаимодействия, на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение обучаемых слушать и слышать других, учитывать их мнение, вести переговоры, выражать свои мысли четко и понятно.
ТЕМА 5
1-545. Виды мотивации:
1) моральное стимулирование
2) материальное стимулирование
3) хорошие деловые отношения с руководителем