СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / C.А

1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / C.А. Алифанов // Вопросы психологии, 1991. № 3. – 90 – 96 с.;

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

3. Асеев, А.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / А.Г. Асев – Иркутск, 1989.

4. Бендас, Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие / Т.В. Бендас – СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

5. Берн, Ш.М Гендерная психология / Ш.М. Берн – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 320 с.

6. Бутковская, М.Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции / М.Л. Бутковская – Фрязино: «Век 2», 2004. – 368 с.

7. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1996. – 474 с.

8. Виткин, Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами) / Дж. Виткин – СПб.: Питер Пресс, 1996.

9. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева – М., 1993.

10. Горошко, Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол. Аналитический обзор / Е.И. Горошко – М.: ИД «ИНЖСЭК», 2005. - 280 с.

11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 1999

12. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клецина // Общественные науки и современность, 2002. № 3 – 181 - 192 с.

13. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии, 2003. № 1. – 61-78 с.

14. Клецина, И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной / И.С. Клецина – СПб, 2003. – 131-142 с.

15. Клецина, И.С. Изучение половых различий как направление гендерных исследований в психологии // Общество в гендерной перспективе. Сб.статей / Сост. Е.Г. Луковицкая / И.С. Клецина – Великий Новгород, 2002. – 32-36 с.

16. Кон, И.С. Открытие “Я” / И.С. Кон – М., 1978.

17. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2001. – 571 с.

18. Марченко, И.П. Какой руководитель нам нужен? / И.П. Марченко – М., 1993.

19. Мерлин, В.С. Темперамент и способности // Очерк теории темпераментат / В.С. Мерлин – Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973. – 291 с.

20. Мерлин, В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин – Пермь, 1990.

21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова – М.: Изд-во МГУ, 1997.

22. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова – М.: Просвещение, 1981.

23. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.

24. Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология / К.К Платонов, Г.Г Голубев – М.: Высшая школа, 1977.

25. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп / Е.И. Рогов – М., 1998. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 c.

27. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975;

28. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 197 с.

29. Столяренко, Л.Д, Самыгин, С.И. «100 экзаменационных ответов по психологии» экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001

30. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов – М, 1961. – 9-20 с.

31. Уманский, Л.И. Организаторские способности и их развитие /Л.И. Уманский – Курск, 1967.

32. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов – М. 2002. – 316-320 с.

33. Шадриков, В. Д. Способности человека / В.Д. Шадриков – М., 1998.

34. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Эльконин – М., 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ»В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту «КОС»

Коммуникативные способности:

ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;

"нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности:

ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;

"нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов (за совпадение 1 балл).

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Наши рекомендации