Если ваше счастье зависит от внешнего мира – мира форм, от внешних обстоятельств, от материальных вещей – такое счастье по определению недолговечно

То, что приносило нам счастье, может исчезнуть или измениться. И если мы отождествляем себя с тем внешним, что делало нас счастливым, то неизбежно станем несчастными.

Экхарт Толле приводит в пример актрису, которая в молодости была очень красивой, и это давало ей ощущение радости и счастья. Но в старости ее красота исчезла, вследствие чего она стала очень несчастной и превратилась в затворницу. Но если бы она не отождествляла себя со своей внешностью, а отождествилась бы с вневременной жизнью внутри себя – она смогла бы не только спокойно и безмятежно наблюдать за старением тела, но и начала бы лучиться изнутри истинной, духовной красотой, которая все больше бы просвечивала сквозь внешнюю оболочку, вследствие чего процессы старения этой внешней формы могли бы замедлиться.

Итак, то счастье, за которым гонится эго, не может быть постоянным. Наш мир устроен так, что за этим счастьем всегда приходит его противоположность. Это значит, что если мы сегодня получили что‑то, и этим счастливы, значит, нам придется смириться с тем, что это будет у нас отнято, и мы станем несчастными.

Вы заметили, что за взлетом всегда идет падение, и наоборот? Такова реальность земной жизни. Здесь нет ничего постоянного. За счастьем всегда идет его противоположность. Поэтому, когда мы гонимся за счастьем в обычном его понимании – то есть за счастьем, обусловленным чем‑то внешним – мы по сути гонимся за иллюзией. Мы тратим много сил и энергии, чтобы получить то, что все равно исчезнет и тем самым превратит наше счастье в его противоположность.

Экхарт Толле делает вывод, что по сути счастье и несчастье – это одно и то же. Превращение счастья в несчастье – это лишь вопрос времени. Но поскольку время – иллюзия, то получается, что счастье и несчастье вообще неразделимы.

В этом нет ничего плохого, ужасного, страшного. Жизнь циклична, в ней есть спады и подъемы – это нормально и естественно. И это надо принимать просто как то, что есть.

Но стоит все же задуматься: имеет ли смысл тратить все силы на стремление к чему‑то внешнему, что все равно исчезнет, что все равно не способно дать прочного, настоящего счастья?

Конечно, это не призыв к апатии, к бездействию, или, тем более, к негативизму. В нас самих есть источник счастья. Это – Сущее, живущее внутри нас, это наше подлинное Я. Это источник счастья, который не зависит вообще ни от чего. Соединившись с моментом настоящего и войдя в Сущее внутри себя, вы можете чувствовать себя безмятежным и счастливым вообще независимо от того, что происходит вовне. Как мы знаем, это не уход от внешнего мира. Напротив, пребывание внутри дает нам дополнительные силы и возможности жить и действовать во внешнем мире с максимальной эффективностью.

Растождествиться с внешним миром, перестать зависеть от внешних обстоятельств – это значит начать жить легко, безмятежно и счастливо, не тратя силы на ненужные цели, а получая только то, что вам нужно на самом деле, нужно не эго, а вашему подлинному Я.

Упражнение

Это упражнение поможет растождествиться с любыми физическими формами, включая собственное тело.

Лягте на спину, закройте глаза, погрузитесь в свое внутреннее тело. Почувствуйте его энергию. Глубоко укоренитесь в этом внутреннем энергетическом теле, соединитесь с вашим подлинным Я. Ощутите это Я как энергию – нечто бесформенное, не имеющее ни возраста, ни имени, ни социальных ролей.

Воспринимайте глазами внутреннего свидетеля ваше физическое тело. Представьте, что это тело растворяется. Оно становится все более легким и прозрачным. Оно теряет форму, сливается с пространством, становится совершенно невесомым. При этом ваше Я сохраняется – вы никуда не исчезаете. Вы становитесь пространством, пустотой – но не исчезаете как подлинное Я, и не теряете вашей глубокой укорененности внутри себя.

Вы почувствуете блаженство, наслаждение от такого «исчезновения», растворения в пространстве.

Сосредоточьтесь на своем дыхании, чтобы снова почувствовать свое тело. Продолжайте сохранять укорененность внутри себя. Откройте глаза и посмотрите на мир так, как будто видите его в первый раз. Представьте, что у всего видимого вами нет названий и определений. У вас нет никаких знаний и суждений об этом. Между вами и миром больше не стоят ярлыки, навешиваемые умом.

За миром форм увидьте Сущее, всегда новое, вечно обновляющееся. Оставайтесь в этом состоянии восприятия Сущего вне мира форм столько, сколько захотите.

Наши рекомендации