Понятия адаптации и дезадоптации

Адаптация - это приспособление организма к условиям окружающей среды. Адаптация человека подразделяется на биологическую и социально-психологическую. Биологическая включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Социально-психологическая адаптация - это приспособление человека как социального существа к нормам, условиям, принципам, этикету в обществе. Также социальная адаптация определяется как это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: 1.Адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; 2.Адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; 3.изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

Различают два типа адаптационного процесса. Первый тип характеризуется преобладанием активно-инициативного воздействия на социальную среду. Второй тип определяется как пассивный, с преобладанием конформистской ориентации.

Дезадаптация - результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимодействий личности. В отношении к человеку применимы категории психической, психологической и социальной дезадаптации Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные - широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов. Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.

11.Анализ понятий «норма»,»потология»,»расстройство»,»болезнь»,»здоровье».

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии.

Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление термина «расстройство» не предполагает обязательного наличия для того или иного отклонения от нормы однозначных причинно-следственных связей его возникновения. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения.

Виды норм:Предметная норма — знания, умения, действия необходимые ребёнку для овладения данным предметным содержанием программы.

Социально-возрастная норма — показатель интеллектуального и личностного развития школьника или дошкольника, которые должны сложиться к концу определённого возрастного периода.

Индивидуальная норма — индивидуальные особенности развития ребёнка и его саморазвития.

ПАТОЛОГИЯ, раздел медицины, изучающий природу и причины болезней, а также вызываемые ими структурные и функциональные изменения. Патологию обычно разделяют на общую и частную. Общая патология исследует основные процессы, вызывающие болезнь и определяющие ее развитие; предмет частной патологии – изучение отдельных заболеваний.

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Наши рекомендации