Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: адаптации к средней школе

Основные содержательные вопросы дезадаптации на этом этапе обучения представлены в Приложении 5.

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации в условиях средней школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, механизмы адаптации, сохранение здоровья, способы развития познавательной сферы детей и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации профилактических программ и мероприятий; проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных проблем в адаптации, наблюдение за ходом развития обучающихся, которым не требовалась немедленная помощь, но чьи проблемы могут обостриться в более старшем возрасте. Разработка рекомендаций педагогам средней школы по определению индивидуального подхода к обучающимся, родителям - по развитию у детей необходимых качеств и взаимодействию с подростком в период перехода на новый образовательный уровень, администрации школы -по организации перехода.

Психологическая диагностика: изучение степени и особенностей адаптации обучающихся к новым социально-педагогическим условиям. Выявление «группы риска» по школьной дезадаптации. Предметом диагностики могут быть причины дезадаптации и адаптационный потенциал подростка: индивидуально-психологические особенности обучающихся, особенности познавательной деятельности, сформированность общеучебных навыков, уровень развития произвольности и эмоциональной устойчивости, позиция в группе, навыки сотрудничества со сверстниками, отношение к себе, отношения с родителями, учителю, школе, навыки самоорганизации и др.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии качеств, необходимых для адаптации к новым образовательным требованиям, формировании навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации. Работа с родителями по коррекции и развитию родительской позиции.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся по вопросам, связанным с адаптацией к обучению.Консультирование педагогов и родителей по вопросам особенностей адаптации обучающихся; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания как фактора, влияющего на адаптацию. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий и средовых условий, направленных на адаптацию обучающихся ОУ (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: оценка адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, соответствия форм и методов взаимодействия педагога с обучающимися возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др. Привлечение педагогов и родителей в качестве экспертов оценки уровня социально-психологической адаптации.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в средней школе.

1.4.3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень - в старшую школу

Один из вариантов описания содержания компетентностей обучающихся при переходе в старшую школу представлен в Приложении 4.

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам перехода на новый образовательный уровень (возрастные и индивидуальные особенности детей, сопровождение экзаменационного периода и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации профилактических программ и мероприятий, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на предотвращение возможных проблем при переходе на следующую ступень обучения. Разработка рекомендаций педагогам, родителям по определению образовательной траектории обучающихся. Работа по профилактике экзаменационной тревожности.

Психологическая диагностика: изучение личностных особенностей обучающихся, выявление их склонностей и способностей. Определение готовности к обучению в старшей школе, определение готовности к продолжению образования по тому или иному профилю. Содержание готовности определяется совокупностью ученических компетентностей (Приложение 4).

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании необходимых компетентностей для перехода в старшую школу (целеполагание, коммуникативные навыки, организация собственной деятельности и пр.).

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся (при возможном участии родителей, педагогов) по определению их образовательной траектории, по вопросам отношений со сверстниками и взрослыми и др. Информирование родителей, педагогов о Службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в создании системы преемственности между основной и старшей школой, помощь в обеспечении преемственности между основной и старшей школой.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в старшее звено; соответствие индивидуальных образовательных учебных планов и программ предпрофильной и профильной подготовки индивидуальным особенностям обучающихся и социальному заказу. Соответствие индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся их личностным особенностям, профессиональной направленности, склонностям, интересам, способностям.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в старшее звено.

1.4.4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников): профилактика и коррекция употребления психоактивных веществ (ПАВ), профилактика неврозов

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам сохранения здоровья обучающихся, формирование ориентации на здоровый образ жизни, учет возрастных и индивидуальных особенностей при построении взаимоотношений с ребенком и др. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов; включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся на вопросах здоровья и др.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного учебного заведения, профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей, направление в службы, занимающиеся работой (коррекцией) с обучающимися «группы риска», и т.п. Участие в работе по оптимизации учебной деятельности (распределение учебной нагрузки, объем домашних заданий, напряженность занятий и пр.), профилактика стресса.

Психологическая диагностика: определение особенностей психологического здоровья обучающихся, выявление «групп риска», определение уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, невротических проявлений в поведении и др.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приемов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психического здоровья, и пр.

Психологическое консультирование: консультирование родителей, педагогов, обучающихся по вопросам сохранения психологического здоровья, формирования ориентации на здоровый образ жизни, формирования способов снятия напряжения и профилактики неврозов, психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением ПАВ. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике девиантного поведения, неврозов, употребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза здоровьесберегающей направленности образовательной среды, выявление соответствия используемых в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих программ, программ по профилактике и коррекции употребления ПАВ и т.п. возрастным и морально-этическим нормам. Экспертиза методов, форм, приемов в деятельности педагога, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения и употребления ПАВ, с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг здоровьесберегающих условий образовательной среды и результатов здоровьесберегающей деятельности.

1.4.5. Психологическое сопровождение развития личности обучающихся (воспитанников): помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития обучающихся, в первую очередь возрастных особенностей подростка. Обсуждение с подростками различных вопросов: права и обязанности человека, нормы поведения и морали, проблемы взаимоотношений, осознание себя как субъекта деятельности, понятий инициативы, свободы и ответственности, независимости, гражданской позиции, самореализации и пр. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения обучающихся. Проведение групп личностного роста и т.п.

Психологическая диагностика: изучение особенностей развития личностного и ценностно-смыслового самосознания подростка в период подросткового кризиса, коммуникативных и других личностных качеств.

Психологическая коррекция и развитие: поддержка и развитие таких тенденций, как стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа, развитие и укрепление чувства взрослости, развитие и укрепление личной автономии, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие умения опираться на сильные стороны своей личности. Развитие коммуникативной компетентности, толерантности, инициативности, способности творчески мыслить и находить самостоятельные решения проблем в различных видах и сферах деятельности и др.

Психологическое консультирование: психологическое консультирование подростков по вопросам самопознания, отношения к себе, миру, другим, взаимоотношений с другими людьми (сверстниками и взрослыми), по экзистенциальным и другим проблемам. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий по созданию психологически безопасной и развивающей образовательной среды, направленной на развитие личности обучающихся ОУ (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия направленности и содержания тематики школьных и внешкольных мероприятий возрастным и личностным особенностям развития и саморазвития обучающихся с учетом их социального окружения.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг формирования личностных качеств и компетенций, лежащих в основе ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

1.4.6. Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников): помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам социализации обучающихся, в том числе важности общественной активности. Обсуждение с подростками различных проблем: развитие интересов, проведение досуга, роль общения в жизни человека, бесконфликтное общение и др. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

Психологическая профилактика: участие в организации и проведении внешкольных мероприятий, летних лагерей труда и отдыха, программ, проектов, направленных на социализацию обучающихся.

Психологическая диагностика: определение социально-психологического статуса обучающегося в период подросткового кризиса, особенностей проявления и причин девиантного поведения.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании адекватных форм утверждения самостоятельности обучающихся, профилактике девиантного поведения. Помощь обучающимся в решении вопросов социального самоопределения, построении конструктивных отношений с родителями, педагогами, развитии форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, обучение навыкам саморегуляции, сотрудничества, решения проблем и др.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся по вопросам проведения досуга, развития интересов, вопросов взаимодействия с окружающими, социального самоопределения, преодоления трудностей в поведении и пр. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы. Консультирование педагогов и родителей по вопросам социализации обучающихся, путей и методов профилактики и коррекции девиантного поведения. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи.

Социально-психологическое проектирование: участие в создании образовательной среды, направленной на формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза методов, форм, приёмов, технологий, направленных на формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик и результатов процесса социализации: формирования позитивной социальной направленности, активной жизненной позиции, динамики подростковых девиаций.

1.4.7. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки.

Психологическое просвещение: подготовка и проведение мероприятий, направленных на информирование обучающихся о значимости осознанного выбора профессии, правилах и ошибках выбора профессии, современных и востребованных профессиях, рынке труда и рынке образовательных услуг и др. Повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, построения индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов, ситуации на рынке профессионального образования и рынке труда и др. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся в вопросах профессионального самоопределения.

Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация программ, мероприятий, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных рисков, трудностей и ошибок в ситуации профессионального самоопределения.

Психологическая диагностика: определение ведущих интересов, профессиональной направленности, социально-трудовой компетентности обучающихся, готовности к профессиональному самоопределению.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии профессиональных интересов, социально-трудовой компетентности, готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения, способности к самоопределению, проектированию будущего жизненного и профессионального пути. Помощь в построении индивидуального образовательного плана.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся, педагогов и родителей по вопросам социально-профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки, помощь в построении проекта социально-профессионального самоопределения и др. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи.

Социально-психологическое проектирование: участие в проработке характеристик образовательной среды, создающей условия для формирования социально-трудовых компетенций, обеспечения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения, обоснованного профессионального самоопределения обучающихся.

Социально-психологическая экспертиза: проведение экспертизы образовательной среды с точки зрения возможностей для реализации индивидуальных образовательно-профессиональных планов обучающихся - создание поля выборов и возможностей; проведение анализа индивидуальных образовательных планов с точки зрения их соответствия целям образования, а также возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся; оценка имеющихся в образовательном учреждении профориентационных материалов.

Социально-психологический мониторинг: мониторингхарактеристик образовательной среды,создающей условия для формирования необходимых социально-трудовых компетенций, обеспечения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения, обоснованного профессионального самоопределения обучающихся, формирования готовности к профессиональному самоопределению, построения профессионально-образовательных планов.

1.5. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени среднего (полного) общего образования (старший школьный возраст, 15-18 лет)

Основными видами работ являются психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения (в старшей школе), психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов[4]), психологическое сопровождение развития личности обучающихся (в юношеском возрасте), психологическое сопровождение профессионального самоопределения, профильного обучения обучающихся.

Наши рекомендации