Анализ понятия «адаптация» в современной научной литературе и трудности адаптации к образовательному учреждению

Младших школьников

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды [26, с. 178].

С точки зрения субъект – субъектного подхода, адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать её потенциал для собственного развития.

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

По мнению Е. И. Холостовой [32, с. 142], важным компонентом социальной адаптации является: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды, целей, ценностей, ориентаций личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нём (смена места работы, переезд, и т.д.)

Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально – психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которая приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально – ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы [31, с. 64].

Люди различаются по уровню адаптивности. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные, и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [1, с. 37].

Существует такое понятие как адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод, и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида [31, с.52].

Понятие адаптации включает в себя три составляющих: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.

Психологическая адаптацияребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой – спецификой учебного материала. Главную трудность «предметной» адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения – грамоты и математических представлений. В процессе школьного обучения главное – научить детей осознавать учебную задачу.

Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно – мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задание педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудности адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе [26, с. 179].

Процесс физиологической адаптацииребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две – три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакций на эти воздействия.

На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит всё, что есть, иногда и "в долг берёт". Поэтому необходимо помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем [7, с. 79].

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной "сидячей" позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять – шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10 - 15 октября, а наиболее сложными является первая - четвертая недели [7, с.80].

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника, и достигается целым рядом условий.

1.Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки – то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Важным показателем удовлетворенности ребёнка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника [26, с. 181].

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребёнка к школе».

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень социально – психологического и психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность эта проявляется, во-первых, в способности к абстрактной познавательной деятельности.

Исследования последних лет подтвердили выводы крупнейших учёных ΧΧ века Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Б. Д. Эльконина, П. Я. Гальперина о том, что школьное обучение должно начинаться не ранее 8 – 9 лет [31, с. 416]. «Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50 % до 80 % в том или ином отношении не полностью ещё готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню своего психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребёнка – дошкольника, т.е. в границах 5-6 – летнего возраста» [30, с. 417]

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной [13, c. 29] выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокийуровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.

Следует выделить факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма (отца) в семье, положительный стиль отношения к детям учителя, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении с взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников [13, с. 32].

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца, матери, конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья [13, с. 35]

Успешность адаптации во многом зависти от наличия у детей адекватной самооценки.

Процесс становления самооценки начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача, на основе этого он вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив осложняют его. Чтобы помочь ребёнку адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма [26, с. 67]. Это особый и сложный период в жизни ребёнка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни.

Влияние неблагоприятных факторов может вызывать трудности в адаптации.

Первые дни в школе трудны для всех без исключения детей, как бы отлично они ни справлялись со своими первыми школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали новую жизнь.

Первокласснику с определённого дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих ему привычек, попасть в новую обстановку, где его ещё не знают и не любят, но зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять, не просто хорошо, но день ото дня всё лучше [25, с. 4].

В школьной раздевалке, в коридоре на перемене, в столовой ребёнок действительно попадает в толпу детей, которые, даже будучи очень хорошо воспитаны, всё равно не могут иногда не задеть на бегу, вовремя помочь растерявшемуся малышу, просто заметить, что ребёнок вдруг почувствовал себя одиноким и беззащитным, и уделить ему капельку внимания в нужную минуту.

Как сидеть за партой, как встать, как идти к доске, как держать ноги, руки, голову, ручку, куда класть учебник и пенал, что должно лежать на парте, о чём можно говорить на уроке, о чём не стоит, и даже - когда можно ходить в туалет. Смотреть в окно нехорошо, смотреть надо только на учителя. Как всё непонятно! Сколько всего «надо» и «нельзя»! И почему так часто нельзя то, что больше всего хочется: Сразу ответить на вопрос учительницы, не поднимая руку, сесть удобно, поджав под себя ногу, посмотреть картинки на следующей странице учебника… [22, с. 5]

В школе ребёнку приходится заново учиться сидеть и ходить, смотреть и слушать, а не только мыслить и рассуждать. Через некоторое время для некоторых детей подчинение школьным правилам становится привычным, автоматическим, не требующим усилий. Но в первые недели школьной жизни практически все дети испытывают тревогу, растерянность, стыд, раскаяние, страшное напряжение послушания. Это типичные состояния многих первоклассников в первые недели и месяцы школьной жизни, состояния, о которых дети практически никогда не рассказывают, которых они, по счастью, не осознают (но, тем не менее, достаточно сильно переживают).

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые, повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость [26, с. 13].

По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Неосознаваемая, но всё же возросшая тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни – снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возрастает зона невротического риска [5, с. 45]. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Этот период привыкания к новым условиям и требованиям принято считать школьной адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия в отношениях с миром и собой. Школьная адаптация при благоприятных условиях длится около двух месяцев, то есть первую четверть [33, с. 15].

Во многом процесс адаптации обусловлен психологической готовностью ребёнка к школьному обучению. Доказано, что школьное обучение для ребёнка должно начинаться не ранее 8-9 лет. За последнее десятилетие резко уменьшилось количество первоклассников, которые отправляются в школу вполне здоровыми. По оценкам экспертов, уже при рождении ребёнок имеет 2-3 диагноза, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, более 60% имеют функциональные отклонения.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка, поэтому проблемой адаптации к школе давно занимаются медики. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» (школофобии) медики начали говорить ещё в середине 50-х годов, и понятие это заняло прочное место в документах ВОЗ, показывая, что эти явления не исчезают, но год от года проявляются с большей остротой.

Под «школьным стрессом» понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребёнку успешно справиться с учебной нагрузкой [26, с.152].

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Напряжение всех функциональных систем организма ребёнка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.

Установлено, что тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорождённости, дети, перенёсшие черепно – мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно – психической сферы.

Одной из важных причин ухудшения здоровья школьников является их перегрузка учебными занятиями. Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказываются на состоянии нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года всё чаще появляются первоклассники, у которых постепенно нарастают усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, под любым предлогом они отказываются идти в школу. Нередко встречаются случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижаются умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше не представляли никакого труда. При этом родители часто жалуются, что сын (или дочь) долго не может уснуть, просыпается по ночам, вскрикивает во сне. Бывают случаи возникновения ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как ухудшение нервно – психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки. Несовершенство программ и методик обучения, их несоответствие возрастным особенностям и возможностям ребёнка создают дополнительные трудности в процессе адаптации к школе [19, с. 57].

Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Может возникнуть (особенно при неблагоприятных ситуациях) и чувство страха, нежелание идти в школу.

Обратной стороной адаптации ребёнка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации.

Понятие школьная дезадаптация представляет собой совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным [2, с. 80].

Состояние дезадаптации проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [34, с. 20].

Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и, несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклоняющегося поведения [13, с. 126].

Школьная дезадаптация может быть вызвана двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребёнка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально – экономических и социально – культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, её культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остаётся скрытой и от педагогов и от семьи, её симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребёнка в школе.

Реакция активного протестаобусловлена тем, что ребёнок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

При реакции пассивного протестаребёнок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности. При такой реакции ребёнок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.) [26, с. 181].

Тревожность - это устойчивое личностное образование, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей человеку опасности. При наличии выраженной личностной тревожности можно говорить о нарушениях в развитии личности. Вместе с тем каждому человеку свойственен определённый уровень тревожности, помогающий определённым образом адаптироваться к окружающей среде.

При выраженной тревожности у ребёнка возрастает внешняя и внутренняя напряжённость, скованность, неловкость, возникают нарушения сна, чувство личной неадекватности, беспокойство, рассеянность, повышенная утомляемость.

В младшем школьном возрасте истоки возникновения тревожности лежат в таких отношениях с родителями, которые постоянно травмируют ребёнка, заставляют переживать. В результате ребёнок чувствует свою незащищённость, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Иными словами, тревожность возникает в ответ на блокирование потребностей ребёнка в надёжности и защищённости со стороны родителей и ближайшего окружения. В этом возрасте тревожность ещё не стала устойчивым личностным свойством, именно поэтому и у учителей и у родителей ещё есть возможность предотвращения этой неблагоприятной для личности черты.

Согласно некоторым научным данным, 30 процентам школьников в возрасте от семи до девяти лет вообще не свойственно состояние тревожности. У 40 процентов детей она выражена на уровне, необходимом для их адаптации и продуктивной деятельности. У трети детей этого же возраста отмечается высокий и очень высокий уровень тревожности.

В одном из исследований школьных страхов было установлено, что наиболее остро они переживаются первоклассниками.

Содержание тревог и страхов младших школьников в основном связано со школой, в частности, боязнь опоздать в школу. Страх возможного порицания, опасение сделать что-то не так, как следует [26, с. 43].

Первый класс школы – один из наиболее тяжёлых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребёнка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребёнка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно – сосудистой систем.

Таким образом, первые дни в школе трудны для всех без исключения детей, так как с этого момента меняется весь уклад их жизни. Практически все дети в первые дни испытывают тревогу, растерянность, стыд, раскаяние. Многие дети худеют, более тревожно спят, жалуются на головные боли, усталость, возрастает уровень тревожности, нежелание идти в школу.

Главнаязадача при работе с младшими школьниками – создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребёнка, вызывая нежелание учиться, обеспечить благоприятный ход адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

Содержание деятельности социального педагога по адаптации детей младшего школьного возраста к образовательному учреждению

Социальная педагогика в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных педагогов в данную сферу на всех её уровнях. Социальные педагоги всё активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определённые жизненные трудности.

Цель социального педагога в школе – воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика. Объектами социальной педагогики в школе могут быть как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), члены семей школьников, прежде всего родители, а также весь коллектив учебного заведения [30, с. 408].

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения, социальный педагог должен быть, осведомлён, кто именно, в силу каких-либо причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер) [32, с. 251].

Период младшего школьного детства (от 6-7 лет до 10 лет) переломный для ребёнка [30, с. 415]. Этот перелом далеко не всегда проходит безболезненно для ребёнка, поэтому очень важно, вовремя оказать нынешнему ученику необходимую помощь и облегчить его адаптацию к условиям школы. И особо важна в этом процессе роль социального педагога.

В организации работы по адаптации младших школьников имеют место следующие принципы:

1) индивидуальный подход;

2) плотный постоянный контакт между социальным педагогом и школьником, его семьёй в течение длительного времени;

3) доверительное отношение с ребёнком и членами семьи;

4) ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи;

5) гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в деятельности социального педагога, что предполагает высокий уровень его профессиональных знаний и умений, а также привлечение квалифицированных специалистов разностороннего профиля.

Методами работы социального педагога с младшими школьниками будут:

Во-первых, социальная диагностика. Задача социальной диагностики в работе с этой возрастной группой – выявить степень готовности ребёнка к школьному обучению на рубеже его поступления в школу, а также степень и характер его адаптации к школе на первых этапах его школьной жизни. Цель – способствовать наиболее успешной учебной деятельности в младших классах и предотвратить школьную дезадаптацию [30, с. 415].

До недавнего времени подготовленность детей к школе проверялась с помощью определённых тестов. С начала 2003 – 2004 учебного года тестирование будущих первоклассников остановлено. Социальный педагог может встретиться с семьёй, побеседовать с будущим школьником, составить представление об условиях, в которых формируется ребёнок. С первого дня наблюдений рекомендуется вести постоянные записи, дневники, составлять планы работы и отмечать результаты, промежуточные и окончательные. Постоянное наблюдение и постоянные записи позволяют своевременно заметить изменения в поведении детей, отметить улучшения или ухудшения и найти объяснения происходящим изменениям.

Подобные исследования проводят в современной школе учителя (классные руководители). Это социальный паспорт класса, диагностическая карта класса, социальный паспорт ученика(составляется для неблагополучных детей с целью выявления причиннеуспеваемости или неадекватного поведения). Социальный педагог может опереться на эти документы, если они составлены грамотно или если они вообще есть.

При проведении социальной диагностики в школьной среде важно соблюдать основные принципы: объективность, причинность (социальная обусловленность), комплексный подход, научнаяобоснованность. Применительно к изучаемой возрастной группе определяются и основные методы диагностики:на первый план выйдет наблюдение, затем тестирование, сравнительный анализ, беседа,возможно использование эксперимента– он даст неплохой эффект при социальной диагностике младших школьников. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в диагностике младших школьников можно использовать только определённые методы тестирования, учитывающие возрастные особенности этой группы.

Социальный педагог должен особое внимание обратить на возможные особенности межличностных отношений и личного развития у младших школьников. Примером могут служить такие модели поведения, выделенные Л. А. Венгером, как «негативистская демонстративность», повышенная тревожность, аутизм и уход от «реальности». «Негативистская демонстративность» проявляется в демонстрации утрированного эмоционального поведения, в стремлении привлечь к себе внимание, часто – любой ценой. Причина такого поведения может скрываться в недостатке внимания к ребёнку со стороны взрослых («недолюбленность»), либо в полном игнорировании его существования в семье. Если эта модель вовремя не скорректирована, негативизм распространяется не только на межличностные отношения, но и на учебный процесс. Повышенная тревожность может быть вызвана другой особенностью взаимодействия ребёнка и взрослого – повышенной требовательностью к ребёнку, постоянными претензиями к нему, низкой оценкой его успехов. Это приводит к нерешительности, а затем и к утрате инициативы, низкой самооценке, снижению успехов, поверхностному усвоению знаний, нервозности, развитию страхов у ребёнка и даже к развитию психических заболеваний. Аутизм и уход от реальности – также формы защитной реакции детей на негативное отношение взрослых [30, с. 422].

Если не проведена своевременная диагностика этих моделей, это сделает процесс адаптации к школе крайне затруднительным и потребует особого внимания, как школьных психологов, так и социального педагога.

Рассмотрим технологии социальной адаптации младших школьников.

Адаптация младших школьников должна быть направлена на то, чтобы компенсировать недостающие навыки для обучения в школе, навыки общения и сотрудничества. «Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищённости школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация» [30, с. 425].

Основным уровнем для работы с младшими школьниками является адаптация с группой. В этом пространстве сосредоточена деятельность социального педагога. Для адаптации в группе ребёнок должен приспособиться к взаимодействию со средой через общение, поведение, освоение норм жизни в группе. В результате должны сформироваться модели поведения, которые не противоречат внутренним установкам ребёнка и соответствуют ожиданиям группы.

Надо отметить, что в заботе социального педагога нуждаются не только дети со слабым здоровьем или отклоняющимся поведением, но и обычные, вполне благополучные ученики. Особенностью современных школьников является то, что у большинства не сформированы навыки коллективной работы, сотрудничества, нет основ межличностных отношений [30, с. 425].

Сама социальная среда, в которой формируются дети, закрепляет такие навыки поведения как соревновательность, умение отстоять свои интересы, выйти в лидеры, защитить себя и своих близких от многочисленных опасностей и т. п. Эти установки часто препятствуют формированию способностей к взаимодействию, к толерантности, умению понимать другого человека, умению уступить часть своих интересов взамен сотрудничества.

В социальной педагогике с этой сложной возрастной группой, безусловно, требуется профессиональный подход, требуется участие профессионального социального педагога.

На этом уровне технологии адаптации могут быть как индивидуальными, так и групповыми, очень продуктивны игровые технологии, в том числе и коллективные познавательные игры. В последние годы сложилась педагогическая практика, которая не признаёт за младшими школьниками права на продуктивную деятельность («они слишком малы для эффективной целенаправленной деятельности»), что часто ведёт к инфантилизму в более старшем возрасте. Либо таковая деятельность признаётся только в виде уборки класса, рутинная же работа, лишённая этического и эстетического содержания, сама отвращает от любой деятельности. Не меньшего терпения и настойчивости требуют и технологии взаимопомощи у младших школьников, но если они прививаются в раннем возрасте, можно говорить об очень благоприятных условиях обучения и социализации детей [30, с. 428].

Наиболее применимы к возрастной группе младших школьников такие методы, способствующие их адаптации, как компенсирование, стимулирование, исправление.

Компенсирование н

Наши рекомендации