Развивающие занятия с элементами тренинга для детей с ЗПР дошкольного возраста при подготовке к школе

Цели программы

1. Коррекция задержек психического развития с помощью коррекционно-развивающих игр, формиро­вание навыков адаптивного взаимодействия.

2. Развитие самопознания и самовыражения через игру.

Задачи программы

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие задачи:

1. Создать у ребенка представление о школе.

2. Формирование познавательной деятельности.

3. Развитие мотивационной сферы.

4. Формирование навыков конструктивного взаи­модействия с окружающими.

5. Стабилизация эмоционально-волевой и личност­ной сферы.

Принципы программы

1. Принцип возрастания сложности.

2. Положительный характер обратной связи.

3. Ненасильственность общения.

4. Принцип коррекции и диагностики.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6. Принцип комплексности методов психологиче­ского воздействия.

♦ Структура программы

Программа состоит из четырех блоков:

Диагностический

Цель:проведение диагностики готовности ребенка к школьному обучению на данном этапе его развития и после проведения занятий.

Установочный

Цель:побуждать желание детей взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности детей в себе, формирование желания сотрудничать с психоло­гом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный

Цель:гармонизация и оптимизация развития каж­дого ребенка, переход от отрицательной фазы разви­тия к положительной, овладение способами взаимодей­ствия с миром и самим собой, определенными способа­ми деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Цель:измерение эффективности программы мето­дом диагностики, появление позитивных результатов, стабилизация позитивной самооценки.

Содержание программы

Курс развивающих занятий проводится по опреде­ленной программе, каждое занятие планируется. Курс рассчитан на 5 месяцев по 1 занятию в неделю, продолжительность занятия — полтора часа с небольшим перерывом. Количество занятий — 23.

Темы групповых встреч разнообразны. Задания под­бирались с учетом возраста детей, уровня их психи­ческого развития, целей работы и сгруппированы с учетом их основной направленности, количество де­тей — от 6 до 8 человек, можно индивидуально:

О школе».

Об уверенном и неуверенном поведении».

Об уважении к самому себе».

Кто я».

Как стать умнее».

1-й этапнеобходим для того, чтобы сплотить, сфор­мировать группу, сформировать навыки конструктив­ного взаимодействия, поднять самооценку, сформиро­вать уверенное поведение.

Занятия в группе начинаются (заканчиваются) с ритуала приветствия (прощания), задача которого — снять напряжение, чувство неопределенности по по­воду встреч (прощания), «разогреть» внимание и ин­терес ребенка к занятию, настроить на активную рабо­ту и контакт (зрительный, слуховой, тактильный) друг с другом.

2-й этап.Так как участниками группы являются дети с повышенной тревожностью, низкой самооцен­кой, проблемами речи, нарушением мелкой моторики, с низким и ограниченным по сравнению со сверстни­ками запасом представлений об окружающем мире, то задания для основной части подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное вы­полнение заданий. Однако для предотвращения сни­жения интереса детей к повторным выполнениям одного и того же задания я стремилась обеспечить разно­образие внешнего оформления содержания ряда зада­ний, но сохранить единство их внутренней психологи­ческой направленности.

3-й этап— подготовка к чтению и решению задач.

Задача заключительной части занятия состоит в под­ведении итогов, обсуждении результатов работы де­тей, создании атмосферы любви, уважения и заботы друг о друге.

Регулярные разнообразные занятия в группе при­учают ребят сосредоточенно работать в течение опреде­ленного времени Их деятельность становится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, мы обеспечиваем формирование психических функций.

Инструментарий

Для составления программы по данному вопросу использовались методики:

«ДДЧ», «Тест цветовых вы­боров Люшера», «Тест Керна-Йерасика», «Тест психо­социальной зрелости», «Матрицы Равена».

Развивающие занятия с элементами тренинга для детей с ЗПР дошкольного возраста при подготовке к школе

ЗАНЯТИЕ 1

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• расширение запаса знаний о школе, развитие творческих способностей.

♦ Упражнение 1. Приветствие

Под спокойную музыку ребята приветствуют друг друга (касаются вначале мизинчиками друг друга, за­тем ладошками).

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, по очереди называют свои имена. Затем, сло­жив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3. П/и«Мяч»

Цель:развитие ориентировки в пространстве, вни­мания. Закрепление имен товарищей.

Описание игры.Дети располагаются по кругу. Пси­холог вместе с детьми произносит следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мячик наш пустился вскачь,

И поймать, дружок, его

Нужно только и всего.

После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.

♦ Упражнение 4.Беседа о школе

Цель:расширение представлений детей о школе, о правилах, которые необходимо соблюдать в школе, оз­накомление с предметами, необходимыми для школы.

Наши рекомендации