Развивающие занятия с элементами тренинга для детей с ЗПР дошкольного возраста при подготовке к школе
Цели программы
1. Коррекция задержек психического развития с помощью коррекционно-развивающих игр, формирование навыков адаптивного взаимодействия.
2. Развитие самопознания и самовыражения через игру.
Задачи программы
Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие задачи:
1. Создать у ребенка представление о школе.
2. Формирование познавательной деятельности.
3. Развитие мотивационной сферы.
4. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
5. Стабилизация эмоционально-волевой и личностной сферы.
Принципы программы
1. Принцип возрастания сложности.
2. Положительный характер обратной связи.
3. Ненасильственность общения.
4. Принцип коррекции и диагностики.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
♦ Структура программы
Программа состоит из четырех блоков:
Диагностический
Цель:проведение диагностики готовности ребенка к школьному обучению на данном этапе его развития и после проведения занятий.
Установочный
Цель:побуждать желание детей взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности детей в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный
Цель:гармонизация и оптимизация развития каждого ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
Цель:измерение эффективности программы методом диагностики, появление позитивных результатов, стабилизация позитивной самооценки.
Содержание программы
Курс развивающих занятий проводится по определенной программе, каждое занятие планируется. Курс рассчитан на 5 месяцев по 1 занятию в неделю, продолжительность занятия — полтора часа с небольшим перерывом. Количество занятий — 23.
Темы групповых встреч разнообразны. Задания подбирались с учетом возраста детей, уровня их психического развития, целей работы и сгруппированы с учетом их основной направленности, количество детей — от 6 до 8 человек, можно индивидуально:
О школе».
Об уверенном и неуверенном поведении».
Об уважении к самому себе».
Кто я».
Как стать умнее».
1-й этапнеобходим для того, чтобы сплотить, сформировать группу, сформировать навыки конструктивного взаимодействия, поднять самооценку, сформировать уверенное поведение.
Занятия в группе начинаются (заканчиваются) с ритуала приветствия (прощания), задача которого — снять напряжение, чувство неопределенности по поводу встреч (прощания), «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу и контакт (зрительный, слуховой, тактильный) друг с другом.
2-й этап.Так как участниками группы являются дети с повышенной тревожностью, низкой самооценкой, проблемами речи, нарушением мелкой моторики, с низким и ограниченным по сравнению со сверстниками запасом представлений об окружающем мире, то задания для основной части подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса детей к повторным выполнениям одного и того же задания я стремилась обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности.
3-й этап— подготовка к чтению и решению задач.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы детей, создании атмосферы любви, уважения и заботы друг о друге.
Регулярные разнообразные занятия в группе приучают ребят сосредоточенно работать в течение определенного времени Их деятельность становится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, мы обеспечиваем формирование психических функций.
Инструментарий
Для составления программы по данному вопросу использовались методики:
«ДДЧ», «Тест цветовых выборов Люшера», «Тест Керна-Йерасика», «Тест психосоциальной зрелости», «Матрицы Равена».
Развивающие занятия с элементами тренинга для детей с ЗПР дошкольного возраста при подготовке к школе
ЗАНЯТИЕ 1
Цель:
• сплочение группы для дальнейшей деятельности;
• расширение запаса знаний о школе, развитие творческих способностей.
♦ Упражнение 1. Приветствие
Под спокойную музыку ребята приветствуют друг друга (касаются вначале мизинчиками друг друга, затем ладошками).
♦ Упражнение 2.Ритуал
Цель:сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.
Описание игры.Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, по очереди называют свои имена. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.
♦ Упражнение 3. П/и«Мяч»
Цель:развитие ориентировки в пространстве, внимания. Закрепление имен товарищей.
Описание игры.Дети располагаются по кругу. Психолог вместе с детьми произносит следующие слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мячик наш пустился вскачь,
И поймать, дружок, его
Нужно только и всего.
После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.
♦ Упражнение 4.Беседа о школе
Цель:расширение представлений детей о школе, о правилах, которые необходимо соблюдать в школе, ознакомление с предметами, необходимыми для школы.