Директивы министра обороны и Генерального штаба 43 страница
— результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
— письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.
Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.
При проведении анализа состояния воинскойдисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.
В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.
Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:
— корыстные цели;
— отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);
— отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;
— семейные неурядицы;
— физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;
— протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.
В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).
С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:
— общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;
— индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;
— факты успешного выполнения задач;
— примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;
— предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;
— информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;
— характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;
— факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;
— перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.
В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).
После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:
— уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;
— случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;
— роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;
— организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
— работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.
§ 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения является уголовно наказуемым деянием. Военнослужащий, совершивший данное преступление, несет уголовную ответственность по ст. 337 УК РФ. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, совершивший данное деяние продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, наказывается арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 1 года. Если это деяние совершено военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, он наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более 1 месяца, совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если данное деяние длится свыше 1 месяца, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, а также не явившийся в срок без уважительных причин на службу, подлежит розыску и задержанию для привлечения к ответственности в установленном порядке.
В случае неприбытия военнослужащего в срок при его переводе к новому месту военной службы розыск и задержание организует и осуществляет командир воинской части по прежнему месту военной службы, а при расформировании воинской части — то должностное лицо, чьим приказом он был переведен к другому месту службы. Порядок проведения розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, определяется приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком командир воинской части в течение 10 суток осуществляет розыск военнослужащего, самовольно оставившего часть. По истечении указанного срока, если не имеется сведений о месте нахождения военнослужащего, командир воинской части прекращает розыск. Дальнейшие действия и розыск военнослужащего в этом случае производятся по поручению следователя или военного прокурора.
Командир воинской части организует дознание по факту самовольного оставления части военнослужащим, охрану и осмотр его личных вещей в целях выявления мотива и цели самовольного оставления воинской части до прибытия в воинскую часть военного прокурора (следователя). Для получения дополнительных сведений опрашиваются сослуживцы, знакомые и командиры этого военнослужащего.
Розыск и задержание военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, по месту жительства организует начальник гарнизона (военный комендант) совместно с органами внутренних дел и военными комендантами железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов. При отсутствии в данной местности гарнизона розыск и задержание военнослужащего организует районный (городской) военный комиссар.
При оставлении воинской части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командир назначает разбирательство по данному факту. В ходе разбирательства должны быть выяснены место, время и обстоятельства самовольного оставления воинской части военнослужащим, о чем командир воинской части докладывает по команде. Далее командир воинской части организует розыск, сообщает о случившемся в органы внутренних дел, в военную комендатуру по месту постоянной дислокации воинской части, месту призыва (жительства) и по месту возможного нахождения военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, а также уведомляет военного прокурора.
По истечении 2 суток с момента совершения самовольного оставления части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командир воинской части возбуждает по данному факту уголовное дело, о чем выносит постановление. В постановлении должны быть указаны время, место, кем составлено постановление, повод и основания к возбуждению уголовного дела, статья УК РФ, по признакам которой оно возбуждается, и кому поручено производить расследование по данному уголовному делу.
О возбуждении уголовного дела и начатом дознании командир воинской части обязан немедленно уведомить военного прокурора.
В целях предотвращения случаев уклонения военнослужащих от военной службы в штабах соединений, воинских частей и в гарнизонах заблаговременно разрабатываются и утверждаются соответствующими командирами (начальниками) планы розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, которые согласовываются с отделами ФСБ России, военными прокурорами и местными органами внутренних дел. В воинских частях и гарнизонах разрабатываются инструкции группам розыска и задержания военнослужащих, патрулям, в которых определяются их обязанности, задачи и порядок их выполнения. Указанные инструкции хранятся в опечатанных пакетах у дежурных по воинским частям, дежурного помощника военного коменданта и у оперативных дежурных соединений.
О месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части военнослужащим командир воинской части докладывает по команде, организует розыск, сообщает в местные органы внутренних дел, военную комендатуру по месту постоянной дислокации (базирования) воинской части, месту призыва (жительства) военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, и по месту его возможного нахождения, а также одновременно уведомляет соответствующего военного прокурора.
При совместных действиях групп розыска и задержания военнослужащих воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и органов ФСБ по непосредственному задержанию и обезвреживанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием, а также в случае совершения им преступления или оказания вооруженного сопротивления общее руководство осуществляет соответствующее должностное лицо местных органов внутренних дел или органов ФСБ. Руководитель розыска и задержания военнослужащего от воинской части или гарнизона в этих случаях является его заместителем.
В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого военнослужащего в пределах гарнизона и в ближайшие населенные пункты, расположенные за пределами гарнизона, направляется основная часть сил и средств розыска и задержания. Одновременно устанавливается контроль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и других районах возможного нахождения или появления разыскиваемого военнослужащего. Организуется оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществляется совместно с представителями органов внутренних дел.
Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел. О задержании сообщается командиру воинской части — инициатору розыска, а также уведомляется военный прокурор, который дает санкцию на заключение под стражу или принимает решение об освобождении задержанного.
Розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, ведется до его задержания, явки с повинной или получения достоверных данных о его гибели. Похищенное им оружие должно быть найдено и возвращено в воинскую часть.
Сообщая соответствующим органам о самовольном оставлении части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командование должно выражать просьбу о задержании данного лица. В этих сообщениях должны быть указаны:
— биографические данные разыскиваемого;
— места постоянного жительства всех членов семьи данного военнослужащего, а также других родственников и знакомых;
— словесный портрет и особые приметы, форма одежды, в которой военнослужащий оставил воинскую часть;
— данные о наличии гражданской одежды, документов; сведения о месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части.
Одновременно по указанным адресам рассылаются фотографии военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть. Для непосредственного проведения розыска и задержания военнослужащего в соответствии с планом создается необходимое количество групп розыска и задержания, патрулей во главе с офицерами и прапорщиками (мичманами). В их состав включаются военнослужащие, знающие разыскиваемого в лицо. В каждом конкретном случае количество сил и средств привлекается исходя из обстоятельств самовольного оставления воинской части военнослужащим, наличия у него огнестрельного оружия, а также масштабов района розыска и задержания. В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого военнослужащего в пределах гарнизона и в ближайшие населенные пункты, расположенные за пределами гарнизона, направляется основная часть сил и средств розыска и задержания военнослужащего. Одновременно организуется контроль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и в других районах возможного нахождения или появления разыскиваемого военнослужащего, производится оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществляется совместно с представителями местных органов внутренних дел.
Для розыска и задержания военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, решением старшего начальника выделяются броневая техника, вертолеты, а также могут применяться розыскные собаки. Личный состав групп розыска и задержания военнослужащего должен быть вооружен огнестрельным оружием, обеспечен специальными средствами, одет в бронежилеты и стальные шлемы, иметь противогазы. Группа розыска и задержания действует, как правило, на бронетехнике. В состав группы розыска и задержания включаются снайперы.
Розыск и задержание военнослужащих, проходящих службу за границей и самовольно оставивших воинскую часть, осуществляется в тесном взаимодействии с отделами ФСБ России. Комплекс оперативно-розыскных мероприятий производится по договоренности военного командования с местными органами власти страны пребывания российских войск.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется его воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел.
В случае избрания в отношении задержанного военнослужащего меры пресечения в виде заключения под стражу он может быть передан на гауптвахту до прибытия конвоя (сопровождающих) от воинской части, в которой он проходит службу. О задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части обязан доложить по команде, уведомить всех должностных лиц, которым ранее направлялись поручения на розыск и задержание военнослужащего, родственников или родителей военнослужащего, а также военного прокурора.
Направление по месту жительства или призыва разыскиваемого военнослужащего его непосредственных командиров или других лиц является неправомерным.
В своей практической деятельности командир воинской части должен помнить, что согласно УК РФ военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ст.ст. 337 и 338 (п. 1), может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Все эти обстоятельства выявляются в ходе производства предварительного следствия по данному делу.
Таким образом, согласование организационных мероприятий по предупреждению самовольного оставления военнослужащими воинских частей, разрабатываемых и осуществляемых в штабах соединений, воинских частях и в гарнизонах Вооруженных Сил Российской Федерации, с соответствующими отделами ФСБ России, военными прокурорами и местными органами власти и внутренних дел имеет важное значение в общем контексте профилактической работы по предупреждению уклонений от военной службы.
Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
§ 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей
Приказы министра обороны
— «О порядке финансирования и возмещения Министерству обороны СССР расходов, связанных с участием воинских частей в съемках кинофильмов, и содержании отдельного кавалерийского полка» от 12 июля 1967 г. № 189 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 1990 г. № 037);
— «О введении в действие Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота» от 30 марта 1973 г. № 80 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами министра обороны 1977 г. № 5; 1979 г. № 213; 1982 г. № 245; 1987 г. № 0216; 1988 г. № 323; 1990 г. № 272; 1999 г. № 225; 2001 г. № 135, 300);
— «О введении в действие Положения о финансовом хозяйстве военного округа и соединения» от 22 февраля 1977 г. № 5 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами министра обороны 1987 г. № 0216; 1988 г. № 323);
— «О Методике определения экономической эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» от 22 июня 1977 г. № 180;
— «Об объявлении постановления Совета Министров СССР об утверждении Основных условий поставки продукции для военных организаций» от 13 сентября 1977 г. № 230 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 1986 г. № 265);
— «Об укомплектовании автомобильной техники запасными частями, инструментом и принадлежностями и обеспечении воинских частей парковым оборудованием» от 2 августа 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 1981 г. № 0080);
— «О введении в действие Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР» от 18 октября 1979 г. № 260 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами министра обороны 1983 г. № 285; 1986 г. № 0190; 1995 г. № 300; 1997 г. № 235, 322; 1998 г. № 06; 2001 г. № 135);
— «О введении в действие Положения о финансовом контроле в Министерстве обороны» от 19 августа 1982 г. № 200 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 1988 г. № 323);
— «О введении в действие Руководства о порядке планирования капитальных вложений, подрядных работ и утверждения титульных списков в Министерстве обороны СССР» от 3 июля 1987 г. № 190 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 2002 г. № 2);
— «С объявлением постановления Совета Министров СССР от 10 января 1987 г. № 39 «Об утверждении Правил финансирования и кредитования строительства» от 17 декабря 1987 г. № 360 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 1990 г. № 507);
— «О введении в действие Классификации расходов по смете Министерства обороны СССР» от 1 июня 1990 г. № 200 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами министра обороны 1990 г. № 485; 1991 г. № 49; 2004 г. № 120);
— «О введении в действие Руководства по единым типовым требованиям к паркам воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации» от 5 июня 1992 г. № 28;
— «О мерах по формированию подразделений налоговых расследований» от 30 сентября 1992 г. № 166;
— «О введении в действие Временного руководства о порядке закупки импортной продукции производственно-технического назначения и ее реализации потребителям Министерства обороны Российской Федерации» от 2 октября 1992 г. № 169;
— «О мерах по улучшению финансового обеспечения строительства и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 января 1993 г. № 1;
— «О мерах по выполнению постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. № 355» от 6 июля 1993 г. № 351;
— «О порядке ведения кассовых операций» от 26 ноября 1993 г. № 540;
— «Об упорядочении расчетов за топливно-энергетические ресурсы» от 6 июня 1994 г. № 186;
— «О нормах расхода денежных средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц Министерством обороны Российской Федерации» от 25 июля 1994 г. № 272;
— «О материальном обеспечении личного состава отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике» от 20 июня 1995 г. № 211 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами министра обороны 1997 г. № 247; 2000 г. № 372);
— «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 31 августа 1995 г. № 288;
— «Об увеличении стоимостных показателей и предельных сумм при списании с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств» от 11 апреля 1996 г. № 142;
— «Об итогах финансово-хозяйственной деятельности войск (сил) в 1997 г. и мерах по совершенствованию финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 апреля 1998 г. № 165;
— «Об утверждении Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» от 5 июня 1998 г. № ОД-270/ДСП/262ДСП;
— «Об утверждении Положения о Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации» от 16 октября 1998 г. № 465 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 2004 г. № 307);
— «О применении в Вооруженных Силах Российской Федерации Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 5 декабря 1998 г. № 543;
— «О введении в действие денежных аттестатов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву» от 23 мая 1999 г. № 225 (в редакции приказа министра обороны от 16 июня 2005 г. № 242);
— «О порядке финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях казначейского исполнения федерального бюджета» от 30 декабря 1999 г. № 623;
— «О порядке содержания воинских формирований строительства и расквартирования войск, решающих общегосударственные задачи совместного гражданского и военного назначения» от 18 августа 2000 г. № 435;
— «О порядке учета и использования денежных средств, получаемых от корпорации PanAmSat в порядке компенсации за затронутые полосы частот сети «Стационар-20» от 26 августа 2000 г. № 447;
— «Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации» от 28 марта 2001 г. № 135;
— «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1020» от 25 апреля 2001 г. № 150;
— «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» от 6 июня 2001 г. № 250;
— «О порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности» от 28 июня 2001 г. № 300 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 2004 г. № 15);
— «О порядке выплаты денежного довольствия и заработной платы личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств» от 4 августа 2001 г. № 340;
— «О применении в Министерстве обороны Российской Федерации Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ» от 28 февраля 2003 г. № 73;
— «Об итогах финансово-экономической деятельности войск (сил) в 2002 г. и первом полугодии 2003 г. и мерах по совершенствованию финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» от 13 сентября 2003 г. № 327;
— «О порядке планирования, учета и использования средств, получаемых Министерством обороны Российской Федерации от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники» от 6 ноября 2003 г. № 390;
—«О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»» от 23 января 2004 г. № 15;
— «Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации платной деятельности в области образования и в других областях» (с изменениями, внесенными приказом министра обороны от 16 июня 2005 г. № 246);
— «О совершенствовании ресурсного обеспечения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации» от 19 марта 2004 г. № 85;
— «О порядке истребования и расходования Министерством обороны Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» от 9 апреля 2004 г. № 112;
— «Об упорядочении расходования наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий» от 24 июля 2004 г. № 233;
— «Об утверждении Правил предоставления в 2004 году субсидий из федерального бюджета федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации» от 8 сентября 2004 г. № 272.
Директивы министра обороны и Генерального штаба
— «О порядке разработки документов на проведение мероприятий, требующих расходов денежных средств» от 6 апреля 1993 г. № Д-32;
— «О реорганизации органов финансового и хозяйственного контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 8 февраля 1998 г. № Д-3;
— «О реализации единого подхода к реформированию финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 26 мая 1998 г. № Д-13;
— «Об улучшении контроля за выполнением должностными лицами воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации своих обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств» от 25 июля 1998 г. № Д-22;
— «Об утверждении Табеля срочных донесений по Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (№ 14)» от 29 декабря 1998 г. № ДГШ-33;
— «О лицензировании организаций ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, учете и использовании доходов, полученных ими в результате оказания платных ветеринарных услуг» от 26 августа 2000 г. № Д-40;
— «О дополнительных мерах по сокращению бюджетных расходов на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации» от 15 августа 2001 г. № Д-23 (с изменениями и дополнениями, внесенными директивой министра обороны 2002 г. № Д-63);
— «Об организации работы по исполнению сводной сметы расходов Министерства обороны Российской Федерации на 2003 год» от 8 мая 2003 г. № Д-23 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра обороны 2004 г. № 15);
— «Об организации обеспечения потребителей Министерства обороны Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, топливно-энергетическими ресурсами и услугами водоснабжения» от 4 апреля 2005 г. № Д-15.