Директивы министра обороны и Генерального штаба 32 страница

Управление обучением и воспитанием, с одной стороны, и управление поведением, с другой стороны, призваны обеспечивать такое поведение коллектива (военнослужащего), которое позволит выполнить поставленные задачи и достичь поставленной цели.

Центральным направлением в деятельности руководителя является управление деятельностью подчиненных.

Деятельность офицеров заключается в последовательно совершаемых действиях. На первом этапе индивидуальной деятельности офицер переводит цели в конкретные задачи. На следующем этапе офицер выстраивает и реализует систему решения поставленной задачи, производя целеполагание, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и способов. Затем организуется взаимосвязь между компонентами и факторами, приведение их в действие, создаются условия для решения поставленной задачи.

На заключительном этапе производится учет и оценка офицерами результатов своей деятельности, самоанализ. Управление деятельностью соответственно заключается в управлении этими действиями, придании им строго определенной системы. Управление деятельностью — это действия руководителя, благодаря которым удается направить работу подчиненных в единое русло. Предполагаемые действия образуют определенную структуру. При этом все подчиненные должны знать задачи, поставленные перед подразделением (частью), и согласовывать с ними свои собственные.

Руководитель строит модель управления деятельностью, включающую в себя:

— видение, миссию и стратегию (они указывают, каким подразделение (часть) должны стать и каким образом они могут достичь желаемого, определяют цели, обеспечивают основу для руководства, намечая общие ориентиры и указывая ценности и стандарты, определяющие поведение).

— поставленные цели, частные цели на разных уровнях управления;

— преобладающую организационную атмосферу и культуру;

— структуру системы управления, в том числе процессы принятия решений и планирования работы;

— соответствие действий, проводимых в рамках управления деятельностью, и действий, связанных с управлением подчиненными по решению задач боевой подготовки, несения караульной и внутренней служб и т. д.

— систему передачи информации;

— систему поощрения.

Для повышения эффективности процесса управления деятельностью руководителю необходимо:

— видеть систему управления в комплексе;

— определять основные результаты работы, выделять основные направления деятельности;

— устанавливать систему контроля и измерения результатов;

— осуществлять постоянный мониторинг и контроль;

— управлять непрерывным совершенствованием деятельности;

— быть в готовности улучшать результаты.

При этом руководитель и подчиненный должны придерживаться одного взгляда относительно поставленных задач. Должно быть такое сотрудничество, которое предполагает вовлечение в деятельность всего коллектива.

Управление деятельностью включает 3 этапа:

— планирование;

— руководство;

— оценку.

В ходе планирования осуществляется постановка целей, определяются должностные обязанности, цели деятельности, критерии и побуждение к действию. В ходе руководства осуществляется наблюдение за поведением и направлениями деятельности, подкрепляются желательные действия, корректируется неправильное поведение, обеспечивается контроль. В ходе оценкиосуществляется контроль деятельности через встречи руководителя и подчиненных, письменные и устные доклады. Осуществляется фокусирование на будущем развитии подчиненных, обеспечение необходимой перепланировки и постановка новых задач.

При этом управление деятельностью должно быть направлено как на выполнение общих задач, так и на развитие потенциальных возможностей воинского коллектива, улучшение его работы и деятельности подразделения (части) благодаря увязке целей отдельных военнослужащих с общей стратегией.

Эффективное управление деятельностью возможно при соблюдении следующих условий:

— четкое определение целей и задач, которые доводятся всем должностным лицам;

— регулярное информирование о задачах и результатах их выполнения;

— поощрение за результаты работы;

— фокусировка внимания на деятельности руководителей, а не рядовых исполнителей;

— выражение целей деятельности в виде конкретных результатов;

— использование формальных процессов оценки как способа сообщить требования к исполнителю;

— регулярное предъявление требований к исполнителю.

Управленческая деятельность командиров подразделений (частей) реализуется через следующие основные управленческие функции:

— функция оценки обстановки — определение особенностей деятельности (поведения, состояния) объекта управления, уточнение параметров (информационных, организационных, психологических) управленческой ситуации;

— функция планирования — определение основных направлений своих предстоящих действий и возможной динамики в изменении объекта управления; определение целей и задач, планирование деятельности подчиненных, определение главных исполнителей;

— функция руководства — принятие (понимание) личной ответственности за разнообразные управленческие решения и их последствия; упорядочение усилий подчиненных по реализации целей и задач управленческой деятельности; обеспечение необходимой нормативности в поведении и деятельности подчиненных;

— коммуникативная функция — формирование и структурирование коммуникационных связей, сбор, преобразование и направление в коммуникационные сети необходимой для управленческой деятельности информации;

— функция мотивации — воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;

— функция обучения и воспитания — передача необходимых знаний, навыков и умений подчиненным; целесообразное изменение психологических характеристик личности и группы (воинского коллектива);

— функция контроля и коррекции — формирование и применение норм и стандартов деятельности; определение соответствия состояния объекта управления целевым установкам деятельности; внесение изменений в цели и программу управления; корректирование поведения и действий подчиненного;

— экспертно-консультационная функция — разъяснение подчиненным «непонятных» и трудных вопросов в различных сферах профессиональной деятельности;

— психотерапевтическая функция — учет и воздействие на эмоциональные состояния подчиненных, предупреждение и разрешение межличностных конфликтов;

— функция представительства — представление интересов подразделения на совещаниях у старшего начальника.

Командир взводанаиболее часто реализуетфункции воспитания личного состава, принятия управленческих решений в ходе выполнения задач, разрешения конфликтов между подчиненными и их повседневного дисциплинирования, мотивации личного состава, организации служебно-профессионального общения с военнослужащими. В меньшей степени проявляются функции организации, планирования, представительства.

Командир роты в большей степени сосредоточен на задачах организации деятельности; принятия управленческих решений в процессе повседневной управленческой деятельности, в ходе выполнения специальных задач по специальности; функциях дисциплинирования; контроля; представительства. В управленческой деятельности командира роты проявляются в меньшей степени: функции служебно-профессионального и внеслужебного общения с подчиненными; принятия решений в нестандартных ситуациях; создания психологических условий для выполнения поставленных задач.

В то же время у командиров подразделений наблюдаются значительные трудности в организации и осуществлении своей управленческой деятельности. Эти недостатки и упущения носят организационный, психологический и личностный характер:

— процедурно-организационные:

а) постановка задач подчиненным без создания соответствующих условий для их выполнения;

б) недостаточная четкость в определении порядка действий подчиненных и отдаче им соответствующих указаний;

в) слабо развитая способность анализа ситуации и прогнозирования возможных вариантов действий;

г) недостаточная согласованность принимаемых решений с ранее отданными указаниями; недостаточно продуманная организация предстоящих действий;

— процедурно-психологические:

а) слабый учет психологических факторов при принятии решений;

б) слабо развитые умения проведения индивидуально-воспитательной работы;

в) слабое развитие навыков межличностного общения;

г) трудность формирования у подчиненных мотивации к предстоящей деятельности;

д) недостаток знаний по вопросам предупреждения конфликтов;

е) слабые умения и навыки по достижению необходимого уровня дисциплинированности личного состава;

— личностные:

а) недостаточно высокий уровень развития командирских и педагогических качеств, низкий уровень развития организаторских способностей;

б) слабые навыки по управлению собственным эмоциональным состоянием;

в) недостаток мотивации к деятельности по руководству личным составом, стремление перейти на техническую специальность;

г) недостаточно высокий уровень мотивации управленческого совершенствования.

§ 7. Содержание планирования в части

Требования к организации планирования в части

Планирование — это процесс разработки комплекса документов по организации боевой подготовки войск, соединений, частей и подразделений на определенный срок обучения и приведения в стройную методически последовательную систему всех мероприятий по обучению, воспитанию личного состава, боевому слаживанию подразделений (частей) и обеспечению их высокой боевой готовности.

Планирование составляет одну из важнейших сторон повседневной деятельности командиров, штабов и требует научного, творческого подхода, всестороннего учета проверенных на практике принципов, твердых знаний военной педагогики и психологии. При планировании боевой подготовки должны быть учтены требования реальности, простоты и наглядности.

Планирование должно обеспечивать своевременную организацию боевой подготовки, непрерывность, интенсивность, методическую последовательность обучения, полное и качественное усвоение программ обучения, своевременность контроля, подведения итогов и оказания помощи подчиненным. Кроме того, научный подход к планированию боевой подготовки предполагает необходимость учета требований руководящих документов, условий ТВД, других исходных данных.

Планирование боевой подготовки в части осуществляется на основании указаний и требований руководящих документов, к которым относятся:

— общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации;

— приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, определяющие подготовку Вооруженных Сил Российской Федерации, а также подготовку офицеров (доводятся только до дивизии);

— организационно-методические указания по боевой подготовке главнокомандующих видов Вооруженных Сил Российской Федерации;

— выписка из плана боевой подготовки дивизии (доводится только до полка);

— программы боевой (командирской) подготовки, наставления, курсы стрельб, вождения, сборники нормативов и другие документы.

Из перечисленных документов гриф «совершенно секретно» устанавливается для приказов и директив министра обороны Российской Федерации, гриф «секретно» — для всех других документов, кроме наставлений, курсов стрельб, вождения, сборников нормативов и общевоинских уставов.

Составной частью исходных данных, которые необходимо учитывать при планировании, являются условия боевой подготовки. К ним относятся:

— состояние подготовки офицеров, штаба, подразделений;

— особенности ТВД и вероятного противника;

— боевое предназначение части;

— количественные и качественные показатели укомплектованности личным составом, техникой, наличие и состояние объектов учебно-материальной базы;

— результаты итоговых проверок и контрольных занятий.

Организатором боевой подготовки в части является командир. Он принимает решение на организацию боевой подготовки, дает указания по ее планированию, непосредственно участвует в разработке важнейших планирующих документов, руководит боевой учебой.

Штаб части является основным планирующим органом, который совместно с заместителями командира, начальниками служб разрабатывает мероприятия, определенные командиром в решении, отрабатывает планирующие документы, осуществляет контроль и помощь при планировании боевой подготовки в подчиненных частях и подразделениях.

Качество и оперативность планирования зависят от правильной организации и определения содержания работы по разработке документов, привлечению необходимых исполнителей и выбора рациональных методов работы, которая включает:

— изучение и уяснение исходных данных;

— постановку задач на подготовку предложений в решение;

— оформление плана-календаря основных мероприятий боевой подготовки;

— заслушивание предложений заместителей и начальников служб;

— принятие решения по организации боевой подготовки;

— объявление решения и постановку задач на организацию и планирование боевой подготовки;

— разработку плана боевой подготовки, приложений к нему и других планирующих документов;

— согласование разработанных документов с вышестоящим штабом и представление их на утверждение;

— доведение необходимых планирующих документов (или выписки из них) до подчиненных частей и подразделений;

— организацию и осуществление контроля и помощи при планировании боевой подготовки в подчиненных частях и подразделениях.

Работа командира и штаба по планированию боевой подготовки должна начинаться с уяснения исходных данных (тщательного изучения руководящих документов, анализа итогов боевой подготовки за прошедший учебный год (период обучения), оценки условий организации боевой подготовки в текущем учебном году или периоде). После изучения руководящих документов командир определяет, что необходимо для выполнения поставленных задач. Затем командир информирует непосредственно подчиненных ему офицеров и дает указания по подготовке ими предложений в решение. Из указаний командира подчиненные должны понять, что от них требуется, в каком виде и к какому сроку представить предложения.

На основе уяснения требований руководящих документов, всесторонней оценки условий и учета предложений командир принимает решение на организацию боевой подготовки и объявляет его заместителям, штабу и начальникам служб. В этом решении командир определяет:

— важнейшие цели, которые должны быть достигнуты к концу учебного года (периода обучения), задачи по обучению и воспитанию всех категорий личного состава, подготовке подразделений и частей;

— мероприятия по дальнейшему повышению боевой и мобилизационной готовности частей, подразделений;

— организацию командирской подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов;

— порядок и содержание подготовки штабов;

— последовательность обучения личного состава и подготовки подразделений, в том числе мероприятия по подготовке к учениям, последовательность и сроки отработки учебных задач, нормативов, упражнений по стрельбе, вождению; порядок и сроки вывода подразделений в учебные центры;

— сроки проведения основных мероприятий по руководству обучением, воспитанием и укреплением воинской дисциплины;

— мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы;

— документы, которые необходимо разработать заместителям, начальникам служб, командирам подразделений, а также сроки окончания планирования в части и подразделениях.

Документы плана боевой подготовки

На основе решения командира штаб части совместно с заместителями, начальниками служб разрабатывает план боевой подготовки и приложения к нему. План боевой подготовки разрабатывается в виде плана-календаря, состоящего из следующих разделов:

— боевая и мобилизационная готовность;

— подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов;

— подготовка штабов;

— подготовка частей (подразделений);

— руководство обучением;

— контроль и оказание помощи.

Разработкой плана боевой подготовки руководит начальник штаба полка. Основную работу по планированию боевой подготовки выполняют заместитель и помощники начальника штаба. Они разрабатывают документы плана для общевойсковых подразделений, а также обобщают документы плана, разработанные заместителями командира полка по вооружению и тылу, начальниками родов войск и специальных войск для подчиненных им подразделений. После получения документов от указанных должностных лиц и обобщения их заместитель начальника штаба, старший помощник начальника штаба и помощник начальника штаба оформляют окончательно план боевой подготовки полка (план-календарь, приложения, частные и другие планы) и представляют его на подпись командиру и начальнику штаба полка. Утверждает план командир дивизии.

В разделе «Боевая и мобилизационная готовность» отражаются: сроки (дни) уточнения планов боевой и мобилизационной готовности, изучения функциональных обязанностей должностными лицами, проведения показных занятий с офицерами по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, тактико-строевых занятий и тренировок в действиях подразделений по учебно-боевой тревоге, по развертыванию пунктов приема мобресурсов, а также тематика тренировок по управлению подразделениями при отмобилизовании и приведении их в боевую готовность. Здесь же указываются сроки проведения сборов и занятий с военнообязанными, порядок изучения мобресурсов, мероприятия по обслуживанию вооружения и боевой техники.

Разработка последующих разделов плана и приложений к нему осуществляется в части заместителем начальника штаба и офицерами, выделенными ему в помощь.

В разделе «Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов» последовательно планируются мероприятия по командирской подготовке офицеров, прапорщиков и сержантов (сроки проведения сборов, дни командирских занятий), намечаются сроки проведения тренировок и состязаний офицерского состава.

Раздел «Подготовка штабов» разрабатывается лично начальником штаба. В нем указываются сроки проведения командно-штабных учений (КШУ) и штабных тренировок. Тематика КШУ и штабных тренировок приводится в приложении к плану. Количество штабных тренировок и их тематику определяет командир части в зависимости от уровня подготовки офицеров штаба и слаженности подразделений.

Раздел «Подготовка частей (подразделений)» начинается с планирования мероприятий, проводимых старшими начальниками, тактико-специальных учений с частью и подразделениями, выходов подразделений в учебный центр. В последующем планируются сроки одиночной подготовки солдат и слаживания подразделений, совершенствования маршевой подготовки, проведения лагерных сборов. Количество и продолжительность выходов в учебные центры (полевых выходов) определяет командир соединения (части) с учетом требований программ боевой подготовки и организационно-методических указаний.

К плану боевой подготовки дополнительно разрабатываются приложения, необходимые для организации боевой подготовки, а также в качестве отдельных документов разрабатываются частные планы заместителей командира дивизии (полка), начальников родов войск и специальных войск, другие планирующие документы. План боевой подготовки разрабатывается в полку — на период обучения. Кроме того, в дивизии и полку на каждый месяц разрабатываются:

— план-календарь основных мероприятий по боевой подготовке, укреплению воинской дисциплины и улучшению службы войск;

— расписание занятий по командирской подготовке с офицерами;

— расписание показных, инструкторско-методических занятий; некоторые другие планирующие документы. Для плана боевой подготовки, разрабатываемого в дивизии (на учебный год) и полку (на период), приложений к нему и частных планов должностных лиц, а также для планирующих документов на месяц устанавливается гриф «секретно».

К плану боевой подготовки дополнительно разрабатываются приложения, необходимые для организации боевой подготовки.

К плану боевой подготовки разрабатывается ряд приложений:

— план-календарь основных мероприятий по боевой подготовке, укреплению воинской дисциплины и улучшению службы войск;

— расписание занятий по командирской подготовке с офицерами;

— расписание показных, инструкторско-методических занятий; некоторые другие планирующие документы. Для плана боевой подготовки, разрабатываемого в полку (на период), приложений к нему и частных планов должностных лиц, а также для планирующих документов на месяц устанавливается гриф «секретно».

Общий расчет учебного времени необходимо проводить по месяцам с указанием количества календарных, праздничных, выходных, парково-хозяйственных дней, времени, отводимого для обслуживания и постановки техники на хранение, и дней несения наряда. В расчете указывается количество учебных дней и часов для боевых подразделений обеспечения и обслуживания.

Затем в соответствии с программами командирской подготовки офицеров и прапорщиков разрабатываются тематические расчеты часов по предметам обучения и месяцам для офицеров и отдельно для прапорщиков по их специальностям и должностям. В них указывается общее число часов на период обучения, по каждому предмету обучения, а также по месяцам, количество часов, номера тем и занятий. Из общего расчета учебного времени штабы батальонов составляют тематический расчет часов по месяцам и предметам обучения на боевую подготовку подразделений. Темы и сроки проведения тактико-специальных и командно-штабных учений с соединением, частью выписываются из плана вышестоящего командира.

В качестве отдельных документов разрабатываются частные планы заместителей командира полка, начальников родов войск и специальных войск. В них конкретизируются порядок подготовки частей, подразделений по специальным вопросам, поддержания вооружения, техники и запасов материальных средств в исправном состоянии, сроки проведения занятий и тренировок по боевой готовности подразделений обеспечения, сроки проведения командирских занятий с офицерами, показных, инструкторско-методических и других занятий, тематический расчет часов для подразделений обеспечения на период обучения и другие вопросы. Частные планы разрабатываются по единой, унифицированной форме: в полку — на учебный год, в отдельном батальоне — на период обучения по разделам плана боевой подготовки.

Планирование в батальоне и роте

В батальоне разрабатываются план боевой подготовки и тематический расчет часов на период обучения, расписание командирских и инструкторско-методических занятий с офицерами и сержантами, график несения службы во внутреннем и гарнизонном наряде.

В тематическом расчете часов указываются предметы обучения, специальности, общее количество часов на период по каждому предмету, а также номера программных тем, занятий и время их отработки. Тематический расчет часов на период обучения составляется командиром и штабом батальона на основе полученных из штаба полка общего расчета на период обучения, выписки из плана о сроках проведения боевого слаживания подразделений, тактико-специальных учений и других основных мероприятий, графика распределения объектов учебно-материальной базы, а также программ боевой (командирской) подготовки. Из общего расчета часов на период обучения выписываются и уточняются часы учебного времени, выделенные на боевую подготовку подразделений.

В соответствии с программой боевой подготовки распределяется учебное время по предметам обучения для каждой специальности. Прежде всего, в расчет включаются все темы и занятия, предшествующие тактико-специальным занятиям (учениям), сроки которых определены старшими начальниками, а затем остальные темы.

После планирования тактико-специальной подготовки (ТСП) производится расчет тем, занятий и времени на их проведение по остальным предметам обучения. Проведение занятий по этим предметам планируется перед соответствующими занятиями по ТСП или в комплексе с ними. План и тематический расчет после разработки проверяются заместителями командира полка и начальниками служб, а затем представляются командиру полка на утверждение.

Боевая подготовка в роте организуется на основе расписания на неделю, разрабатываемого начальниками центров (командирами рот, отдельных взводов) лично. Расписание занятий составляется на основе планирующих документов батальона. В нем, кроме учебных занятий, отражаются мероприятия по воспитательной и спортивно-массовой работе, самостоятельная подготовка, командирские занятия с сержантами. В расписании занятий также указываются время и место их проведения, номера тем, занятий, нормативов, их содержание, руководители занятий, их материальное обеспечение.

Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности

§ 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы

Заключению контракта о прохождении военной службы предшествуют ряд предварительных организационных мероприятий, без которых само заключение контракта было бы трудно осуществимо. К таким действиям относятся мероприятия по определению потребности воинских частей в личном составе различных категорий, направлению заявок на прием и отбор на необходимое количество кандидатов для прохождения контрактной службы, их отбору и приему на военную службу.

Конкретное содержание указанных мероприятий зависит от ряда объективных факторов, таких как: состав военнослужащих, к которым будет относиться поступающий на военную службу по контракту кандидат; особенности, определяемые характером военной службы; качественные характеристики должностей, на которые кандидаты будут назначаться; другие факторы.

Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту

Постепенный перевод комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную основу рассматривается в Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706) в качестве основной задачи в ходе реформирования военной организации государства.

Практические шаги реализации данной задачи заключаются в активной реализации федеральной целевой программы «О переходе к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на 2004—2007 годы», предусматривающей переход на контрактную основу воинских частей постоянной боевой готовности.

Для привлечения граждан на военную службу по контракту предусматривается военно-профессиональная ориентация граждан, которая проводится в виде военно-профессионального просвещения и консультирования. Ее целью является формирование положительной мотивации граждан к поступлению на военную службу по контракту на конкретные воинские должности.

В связи со сказанным выше в Вооруженных Силах Российской Федерации активно создается единая система информационно-разъяснительной и военно-рекламной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и гражданами, пребывающими в запасе, в целях привлечения их к военной службе по контракту.

Значительная роль в организации данного вида деятельности принадлежит военным комиссариатам, которые путем обращения непосредственно к руководителям муниципалитетов, местных средств массовой информации, общественных организаций по вопросу усиления военно-патриотической работы с молодежью, поступления их на военную службу и привлечения их в ряды военных профессионалов обеспечивают реализацию задач по привлечению граждан на военную службу по контракту.

При военкоматах постоянно действуют агитационные отделения. В СМИ, в том числе на телевидении и радио городов и областей, размещена реклама контрактной службы, используются возможности центров занятости населения.

Все чаще в процесс популяризации контрактной службы среди граждан включаются и воинские части, которые, безусловно, заинтересованы в пополнении надежными и профессиональными кадрами. В воинских частях информационно-разъяснительная работа проводится в первую очередь с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, а также с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в целях пролонгации их военно-служебной деятельности на контрактной основе.

Кроме указанных мер, для удовлетворения потребности государства в квалифицированных военных кадрах созданы необходимые организационно-правовые условия для привлечения граждан на военную службу по контракту.

В соответствии со ст.ст. 16—19 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30, комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется преимущественно в плановом порядке на основании заявок на прием военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, пребывающих в запасе, и женщин на военную службу по контракту в следующем календарном году, представляемых главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, ВДВ, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации в Генеральный штаб к 1 января.

Штабы объединений и соединений на основании имеющихся заявок из воинских частей и полученных выписок из расчетов распределения задания на отбор кандидатов разрабатывают расчеты приема на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, выписки из которых доводятся до подчиненных соединений и воинских частей.

Наши рекомендации