Домашнее задание
Психолог. Подумайте, какие качества должны быть у мужчины кроме тех, которые мы уже назвали.
Психолог продолжает сказку.
Психолог. А теперь вернемся к жителям нашей страны. Все Гиацинты собрались и в долгом споре решили, что нет ничего стыдного в том, что они общаются с Розами и что благодаря этому возможно воспитание мужского характера.
Для начала они собрались все вместе (мальчики и девочки), чтобы получше узнать друг друга, а потом стали учиться общаться и понимать представителя другого государства (другого пола). Это было необходимо, так как они теперь были единой страной.
Упражнение «Какие мы?»
Получив от ведущего небольшой листок, все садятся в круг. Каждый пишет в верхней части свое имя и делит лист вертикальной линией на две части, левую отмечает сверху знаком «плюс», правую — знаком «минус». Под знаком «плюс» участник игры перечисляет цвета, времена года, фрукты, животных, названия книги — то, что может доставить ему удовольствие. В правой части листа под знаком «минус» каждый называет нелюбимый цвет и т.д.
Упражнение «Симметричные рисунки»
(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Дети разбиваются на пары. Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе: один ребенок рисует справа, другой слева. Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят линии в одном ритме.
Упражнение «Мы — мальчики, мы — девочки»
(Петрушин С.В.)
Группа делится на мальчиков и девочек. Мальчики садятся в круг, за их спинами становятся девочки.
Психолог. Идя медленно по кругу, по часовой стрелке, попытайтесь выразить через прикосновение свою симпатию всем сидящим здесь мальчикам (дается музыкальное сопровождение).
Затем девочки отходят, мальчики встают и ведущий проводит с ними проработку ощущений. Теперь девочки садятся в круг. У мальчиков задача — выразить свое доброжелательное отношение всем девочкам.
Психолог заканчивает занятие:
— С тех пор жить в государстве стало намного легче.
ЗАНЯТИЯ № 8–9. СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ
Психолог продолжает рассказывать сказку.
Психолог. Так и продолжалась жизнь в стране Дружба. Мальчики и девочки по-прежнему учились жить дружно, старались понимать друг друга.
Упражнение «Танец группы с группой»
(Петрушин С.В.)
Вся группа делится на две смешанные подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг.
Психолог. Сейчас вам предстоит выполнить очень непростой танец. Танцевать будет группа с группой. Представьте, что ваша группа — это один человек. И вот сейчас два человека попробуют станцевать друг с другом. Призовите на помощь вашу фантазию — как это могло бы быть?
Упражнение «Эксперимент с песней»
Психолог. Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму — замолкаем, по следующему — снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно.
Вырабатывается способность держать общий ритм своим внутренним слухом.
Упражнение «Я в группе»
Психолог. Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было... Некоторое время послушайте и постарайтесь узнать звуки, которые до вас долетают (1 мин). А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева — ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, чья ладонь теплее — соседа справа или соседа слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе... (1 мин). Попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом — откройте глаза.
Психолог продолжает рассказывать сказку.
Психолог. Ну вот, мальчики и девочки выросли и превратились во взрослых юношей и девушек. Они начали обзаводиться семьями. Но что интересно — у одних были счастливые семьи, а у других распадались.
В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?
Ребята, давайте обратимся за помощью к народным сказкам.
Психолог может взять любую народную сказку, мы рассматривали русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и немецкую народную сказку «Король-Дроздовик».
Психолог. Дома вы читали сказку «Царевна-лягушка». Вспомните, как Иван встретился с лягушкой.
Инсценировка «Встреча Ивана с лягушкой»
Психолог. Как вы думаете, какими качествами обладает Иван Царевич? Все над ним смеялись, ему было совестно сказать, что жена его лягушка, но он все равно сказал.
— Иван Царевич обладает мужеством и благородством.
— Сразу ли сыграли свадьбу царевичам?
— Нет.
— А что сначала решил сделать царь?
— Испытать своих снох.
— Правильно, хотя снохи были царских кровей, он решил испытать их. А потом уже устроить пир на весь мир. Что должны были сделать невестки?
— Выткать полотенце, скатерть, испечь пирог.
— Как вы думаете, почему?
— Потому что у жены прежде всего ценятся качества хозяйки, хранительницы семейного очага.
— Кто же оказался самой лучшей хозяйкой?
— Марья-царевна.
— А теперь прочитайте, какие приехали снохи на пир.
— «...Одна сноха приехала роскошно одетая, другая еще лучше».
— Что сказали о Марье-царевне?
— «...какая красота, какая чистота!»
— Обратите внимание, что девушка должна быть не только разнаряжена, но и чисто, аккуратно одета. Сказка — это кладезь мудрости. Она учит нас жить. Сейчас каждая группа получит отрывок из сказки. Вы должны будете сказать, чему учит нас данный отрывок.