Провести эксплуатационные испытания, чтобы найти предельные размеры, между которыми заключена область нормальной работы изделия
Техническое задание в варианте А требует особой формы объективных испытаний, известной под названием "метод примерок" (полнее он описан в книге Джонса [65] ). Этот метод, применяемый для определения размеров рабочего места, в принципе заключается в том, что испытуемых, представляющих потребителей разного роста, ставят в ситуацию, которая соответствует реальной ситуации во всех основных аспектах, кроме одного — того, который подвергается регулированию. Регулируемый размер изменяется короткими приращениями (обычно по 25 мм) от "чрезмерно больших" до "чрезмерно малых" значений и обратно. После каждой регулировки испытуемому задают один из вопросов, приведенных в табл. 7.3, на которые он отвечает "да" или "нет". Он выполняет заданные стандартные действия при каждой наладке системы — в данном случае изображает у края доски типовой график или текст, выбранный на этапе 3 работы. Переналадку с одного положения на другое нужно выполнять не более чем за 10 с, так как ощущения, которые испытуемого просят сравнить, очень быстро стираются в памяти.
Результаты "примерок" фиксируются в форме, показанной на рис. 7.15, с указанием минимальных, максимальных и оптимальных размеров доски для каждого испытуемого. Задача конструктора заключается в том, чтобы найти интервал, который был бы удобным для всех или для подавляющего большинства испытуемых. Оптимум используется только тогда, когда конструктору не приходится вторгаться в зону, неудобную для
кого-либо из испытуемых, чтобы добиться компромисса между противоречивыми целями проектирования. Если кривые распределения плотности вероятности для максимумов и минимумов перекрывают одна другую, конструктору остается пространство маневрирования "отрицательной ширины". В таком случае приходится либо поступиться удобствами некоторой части потребителей, либо выпускать несколько размеров изделия, либо же дать потребителю возможность самому регулировать данный параметр изделия.
Определяя высоту классной доски, нужно регистрировать только максимальную высоту нижнего края доски и минимальную высоту ее верхнего края.
Если техническое задание сформулировано в варианте Б, то в ходе испытаний придется меньше отходить от реальных условий, т.е. испытания проводятся более системно (разд. 9.7 "Системные испытания"). Все испытуемые должны быть преподавателями или лекторами, чтобы они могли успешно действовать перед аудиторией, а не только в лабораторных условиях. Опытный класс или лекционный зал оборудуется доской, занимающей всю стену от пола до высоты 250 см. Подбирают преподавателей и лекторов, рост которых максимально приближается к заданному (153 и 188 см). (Здесь, возможно, придется пойти на некоторый компромисс, если среди работающих с учащимися преподавателей и лекторов не удастся найти людей необходимого роста.) Каждого из испытуемых просят провести одно или несколько занятий, требующих интенсивной работы на доске, а наблюдатель фотографирует доску всякий раз, как она будет заполнена. По анализу фотоснимков и после внесения в них поправки на отклонение фактического роста преподавателя от заданного устанавливают уровни, в пределах которых будет лежать 95% самых верхних и самых нижних изображений.
Замечания
Поиск границ - типичный пример "исследования", о котором шла речь в гл. 4 и 5. Он направлен на то, чтобы:
а) уменьшить риск того, что. придется
Поиск границ
заново проводить проектирование или списывать в убытки затраты на оснастку и инструмент, когда на поздних стадиях будут обнаружены ошибки;
б) обеспечить "оперативный простор"
при увязке предельных размеров друг с
другом и при сглаживании противоре
чий между ними;
в) получить проектную информацию,
которую можно использовать при разра
ботке не только первого варианта конст
рукции, но и ее последующих модифика
ций, что позволит сократить средние рас
ходы на разработку каждой конструкции
в данной серии изделий, не жертвуя ее
техническими характеристиками.
Фактов, убедительно свидетельствующих о том, что этих целей удается достичь на практике, пока нет. Зато известно так много случаев, когда их (с огромным ущербом для всех заинтересованных сторон) явно не удалось достичь, что, пожалуй, есть прямой смысл воспользоваться этим методом. Однако цели "а", "б" и "в", по-видимому, так и останутся недостижимыми, если не сформулировать четко задачу и не организовать сознательный поиск предельных размеров. Поиск границ - это скорее экспериментальный, чем логический метод, и в этом отношении он отличается от большинства "методов проектирования"; однако это один из самых полезных и практичных методов среди всех описанных в этой книге.
Может возникнуть впечатление, что трудоемкость исследований, описанных в этих примерах, особенно в примере с классной доской, непропорциональна получаемым результатам. Это значит, что, сделав доску сверху и снизу, скажем, миллиметров на 50 больше, чем нужно, изготовитель понесет гораздо меньше убытков, чем при проведении описанных здесь испытаний, занимающих несколько человеко-недель. Однако, если, как сказано в примере, доску предполагается выпускать в массовом количестве, исследовательская работа в указанном объеме на деле окажется недорогой страховкой °т таких неприятностей, как, например, 5^-ное увеличение затрат на материалы, которые уходят на изготовление неис-
пользуемой части доски, или крупный ущерб в связи с необходимостью переоснащения массового производства, если размеры доски окажутся слишком малыми для потребителей.
Если сравнить приведенные примеры между собой, можно заметить, что системный подход (разд. 9.7 "Системные испытания") используется для решения тех частей задачи, которые не поддаются моделированию. В примере с пластмассовым стулом саму пресс-форму моделировать невозможно, поэтому пришлось испытывать реальные пресс-формы. Предполагалось (без достаточных на то оснований), что рабочие нагрузки можно определить и моделировать по стандартному методу испытаний для школьной мебели. В процессе определения размеров доски методом "примерок" при испытаниях использовались реальные люди, а единственным искусственно моделируемым параметром были размеры изделия. Предложенный здесь метод испытаний в аудитории с доской, занимающей всю стену от пола до потолка, оставляет все факторы в их реальной форме, за исключением того, что доска не имеет краев. Быть может, стоило бы провести испытания еще одного вида, ограничив размеры доски, чтобы выяснить, как изменяется поведение преподавателей и учащихся, когда доска имеет слишком малые размеры. Однако такая работа относится больше к педагогическим, чем к конструкторским, исследованиям, поскольку потребуется очень много времени, чтобы собрать достаточно обильный материал о результатах сравнительно небольшого уменьшения вертикальных размеров доски.
Необходимо отметить, что поиск границ в отличие от поиска одного приемлемого значения дает результаты, которыми может воспользоваться не только фирма, финансирующая это исследование, но и ее конкуренты. Поэтому поиском границ, по-видимому, целесообразно заниматься либо такой фирме, которая рассчитывает занять ключевые позиции на рынке и на один-два года обойти своих конкурентов, либо научно-исследовательской организации с независимым финансированием, либо же исследовательской ассоциации, обслуживающей целую группу фирм.
Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)
Применение
Принципы
а) ступенчатого поиска (поиска мето
дом приращений),
б) моделирования и
в) поиска границ вместо оптимальных
или единственных приемлемых значений
применимы при решении многих задач проектирования. По всей вероятности, опытные проектировщики научились в своих мыслях и суждениях исходить из этих принципов, основываясь в практической деятельности в значительной мере на собственном опыте. Однако они, видимо, не привыкли и не готовы выполнять скучную на первый взгляд работу — по строгой форме составлять описание каждого этапа, когда новизна задачи требует коллективной, а не индивидуальной разработки проекта. В таких случаях поэтапные методики типа описанных здесь должны приводить к гораздо более ценным результатам, чем не введенная в формальные рамки и неорганизованная попытка сотрудничества между проектировщиками, потребителями, администраторами и разного рода специалистами.
Обучение
Научиться поиску границ легко, если проектировщики готовы тщательно ознакомиться с инструкциями и достаточно подробно продумать свое положение, чтобы понимать, когда следует точно придерживаться изложенной в примерах методики, а когда отходить от нее. Воспользовавшись один раз методом ступенчатого поиска или методом примерок, проектировщик усвоит все, что необходимо для его применения в будущем. Желательно, чтобы на всех этапах можно было получить замечания специалиста по поиску границ; это особенно важно в начале работы, если методы используются впервые.
Стоимость и время
Организация работы по этим методикам и обработка соответствующей документации добавляют всего лишь несколько дней или недель к общей длительности процессов проектирования, которые в любом случае, чтобы иметь шансы на ус-
пех, должны занять много недель или месяцев. Метод примерок требует от 1 до 5 человеко-дней на каждый исследуемый размер в зависимости от требуемой точности и вероятных размеров ущерба от ошибки в проекте.
Библиография
Харпер [64] , Джонс [65,66] .
7.6. Кумулятивная стратегия Пейджа
Цель
Увеличить затраты усилий проектировщиков на анализ и оценку (оба эти процесса носят кумулятивный и конвергентный характер) и уменьшить затраты некумулятивных усилий на синтез решений, которые могут оказаться непригодными, т.е. исключить необходимость разрабатывать плохие проекты, чтобы научиться создавать хорошие.
План действий
Кумулятивные этапы
1. Определить существенные цели, т.е.
такие цели, достижение которых необхо
димо, чтобы проект удовлетворял заказ
чика, потребителей и всех, кого он кос
нется.
2. Определить внешние факторы, кото
рые могли бы помешать достижению хо
тя бы одной из существенных целей.
3. Установить критерии, позволяющие
однозначно судить о приемлемости про
ектных решений.
4. Разработать методику испытаний по
каждому из критериев. Эта методика
должна быть такой, чтобы:
а) точность результатов была не боль
шей, чем необходимо, чтобы отличить
приемлемое решение от неприемлемого;
б) вначале проводились испытания, за
трагивающие большое число альтернатив
ных решений, а потом те, которые затра
гивают лишь несколько решений;
в) доля затрат на проектирование от
общей стоимости проектируемого изде
лия не превышала заданной величины.