Основные психологические подходы к пониманию

И интерпретации конфликтов

Психоанализ

С точки зрения психоанализа, человек формируется с раннего детства. При этом, каковы окружающие его взрослые, таково и его становление. Негативные травмы, негативный опыт уходит в бессознательное и со временем начинает “доставать” человека.

Детский личностный сценарий становится определяющим, следовательно, сталкиваясь с проблемами, человеку нужно обратиться в детство.

  • Человек – существо конфликтное и обречен на конфликты.
  • Природа конфликта содержится в самом человеке.
  • Происходит постоянное противостояние человека с внешним миром.
  • Фактически человек обречен на постоянную борьбу.
  • Нужно работать с личностью. Любая патология – следствие пережитых проблем.

Конфликт – бессознательное, все в прошлом.

B = f ( P ‚ e ) ,

где P – личность, е – ситуация.

Бихевиоризм

Бихевиоризм или интроспективный метод, когда человек сам говорит о себе.

  • Поведение - это тот способ, который задал нам другой человек.
  • Патология поведения – результат неправильного научения, т. е. возможна модификация поведения.

Поведение есть результат взаимодействия личности и ситуации.

B = f ( p , E ) ,

где p – личность, E – ситуация.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология расширяет пространство на здоровых индивидов. Если собрать всю классическую психологию, то можно разбить ее на психологию детства и психологию аномалий. Гуманистическая психология привнесла к этому психологию здоровых взрослых людей. Курт Левин связывает воедино личность и ситуацию и предлагает следующую формулу поведения.

B = f ( Р, E ) ,

где Р – личность, E – ситуация.

Таким образом, личность и ситуация – нечто целое.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Что такое предмет конфликта?
  2. Что такое мотивы конфликта?
  3. Что такое позиции конфликтующих сторон?
  4. Расскажите о классификации конфликтующих сторон.
  5. Какие вы знаете объяснения конфликтов?
  6. Расскажите об основных психологических подходах к пониманию интерпретации конфликтов.

Человеческий фактор в конфликте.

Типы конфликтных личностей

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.

Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.

Рассмотрим особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.

Ощущения

Ощущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения.

Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.

Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией.

Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией.

Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору.

Восприятие

Восприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д.

Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма.

Наши рекомендации