Основные психологические подходы к пониманию
И интерпретации конфликтов
Психоанализ
С точки зрения психоанализа, человек формируется с раннего детства. При этом, каковы окружающие его взрослые, таково и его становление. Негативные травмы, негативный опыт уходит в бессознательное и со временем начинает “доставать” человека.
Детский личностный сценарий становится определяющим, следовательно, сталкиваясь с проблемами, человеку нужно обратиться в детство.
- Человек – существо конфликтное и обречен на конфликты.
- Природа конфликта содержится в самом человеке.
- Происходит постоянное противостояние человека с внешним миром.
- Фактически человек обречен на постоянную борьбу.
- Нужно работать с личностью. Любая патология – следствие пережитых проблем.
Конфликт – бессознательное, все в прошлом.
B = f ( P ‚ e ) ,
где P – личность, е – ситуация.
Бихевиоризм
Бихевиоризм или интроспективный метод, когда человек сам говорит о себе.
- Поведение - это тот способ, который задал нам другой человек.
- Патология поведения – результат неправильного научения, т. е. возможна модификация поведения.
Поведение есть результат взаимодействия личности и ситуации.
B = f ( p , E ) ,
где p – личность, E – ситуация.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология расширяет пространство на здоровых индивидов. Если собрать всю классическую психологию, то можно разбить ее на психологию детства и психологию аномалий. Гуманистическая психология привнесла к этому психологию здоровых взрослых людей. Курт Левин связывает воедино личность и ситуацию и предлагает следующую формулу поведения.
B = f ( Р, E ) ,
где Р – личность, E – ситуация.
Таким образом, личность и ситуация – нечто целое.
Вопросы и задания для самопроверки
- Что такое предмет конфликта?
- Что такое мотивы конфликта?
- Что такое позиции конфликтующих сторон?
- Расскажите о классификации конфликтующих сторон.
- Какие вы знаете объяснения конфликтов?
- Расскажите об основных психологических подходах к пониманию интерпретации конфликтов.
Человеческий фактор в конфликте.
Типы конфликтных личностей
Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.
Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.
Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.
Рассмотрим особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.
Ощущения
Ощущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения.
Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.
Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией.
Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией.
Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору.
Восприятие
Восприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д.
Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма.