Внешний и внутренний контроль. Виды управленческого контроля
Внутренний контроль –имеет место, когда субъект и объект находятся в одной системе, а внешний когда в разных.
На предприятии внутренний контроль осуществляется самим работником, который самостоятельно следит за своей работой и результатами и по мере необходимости вносит изменения. А внешний контроль осуществляется администрацией или специальными сотрудниками, его основная идея – люди лучше выполняют работу, когда знают, что за ними наблюдают. Основная идея внутреннего контроля – вовремя обнаружить проблему и найти пути её решения, а не поймать кого-то за руку и наказать.
Виды управленческого контроля:
1) По типу
ü Традиционный(фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов)
ü Опережающий( отслеживает разрыв между реальным состоянием дел в организации и её целями)
ü Предпринимательский( осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, в результате корректируются сами цели)
2) по целям
ü фильтрующий( призван отделить годное от негодного)
ü корректирующий ( призван исправить положение дел)
3) по субъектам, осуществляющим контроль
ü администрация
ü функциональные службы
ü специальные подразделения
ü работники
4) по методам
ü фактический (осуществляющийся с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта)
ü документальный (происходит на основе сверок и проверок документов)
ü оценочный ( основан на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном)
5) по стадиям осуществления
ü предварительный ( осуществляется до начала работ; его задача состоит в проверке готовности организации, персонала, системе управления и т. д. к работе)
ü текущий ( подразделяется на:
- стратегический, в качестве его объекта выступает эффективность использования ресурсов с точки зрения достижения конечной цели. Он осуществляется. Он осуществляется по таким показателем как производительность труда, внедрение и использование достижений научных исследований и т. д.)
- оперативный, основан на выполнении контрольных функций в процессе осуществления работы.
ü Итоговый ( сосредоточен на результатах деятельности организации после завершения какого- либо процесса)
a. Значение планирования на предприятии. Стратегическое планирование. Этапы процесса стратегического планирования.
Сущность планирования
В современных условиях каждому предприятию для эффективного функционирования необходим план как динамичный процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды, и адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и роста.
Система централизованного управления порождала систему директивного планирования, когда план рассматривался как закон. (пример: деятельность сети железных дорог до 01.10.2003 года. Госплан → МПС → дорога → НОД → Линейное Предприятие)
В условиях перехода экономики России в рыночных условиях директивное планирование уступает место стратегическому.
Стратегическое планирование представляет собой процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка основанными на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовыми к их преодолению. В условиях рынка предприятие приспосабливает свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего.
В рыночных условиях хозяйствования планирование производственно финансовой деятельности предприятия является главнейшим условием их функционирования, экономического роста и развития.
Принципы стратегического планирования
Для практической реализации планирования как процесса необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:
- Гибкость – адаптация к условиям постоянно изменяющейся внешней среды. Его соблюдение требует постоянной корректировки плана при изменениях внешней и внутренней среды.
- Непрерывность – предполагает скользящий характер планирования (пересмотр плана после завершения месяца, квартала, года).
- Коммуникативность – все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо.
- Участие – в процессе планирования должны быть вовлечены все участники процесса деятельности предприятия.
- Адекватность – отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
- Комплектность – отражение в планах всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.
- Многовариантность – она позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели.
Т.е. под принципами планирования следует понимать общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования».
Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.
Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в которых обозначаются определенные «ниши» для хозяйственной деятельности, а они впоследствии заполняются средствами оперативного планирования.
Стратегическое планирование как процесс
Стратегическое планирование – это непрерывный творческий процесс в силу двух существующих причин.
Важным решением при стратегическом планировании является выбор глобальной цели или миссии предприятия.
Глобальная цель (миссия) предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, которая определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.
Определение миссии предприятия предусматривает:
- главное предназначение предприятия, с точки зрения его маркетинговой ориентации;
- его важнейшие рынки и технологии;
- характеристики предприятия по отношению к внешней среде;
- имидж предприятия, его культуру и технологический климат;
- ориентацию идеологии руководителей на внешнюю среду.