Понятие принципов и методов управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Совершенствование организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России»

Выполнил: А.А. Малкова, студент 3-го

курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Тс 06/1406

Подпись _____________________

Научный руководитель С.Н. Поздеева

доцент кафедры, канд. техн. наук

Подпись _____________________

Люберцы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..………….....3

Глава 1. Понятие управления в таможенном деле………...…………………....4

1.1. Понятие принципов и методов управления……………...……………..…..4

1.2. Таможенное дело как объект управления………..……………………..…10

Глава 2. методы управления в таможенных органах…………………..............16

2.1. Основные методы управления таможенным делом в России………..…. 16

2.2. Совершенствование управления в таможенных органах ……...….….....22

Заключение……………………………………………………………………....28

Список использованных источников………………………………………......29

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Развитие системы таможенных органов России тесно свя­зано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, с распределе­ния между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптималь­ной организационной структуры управления таможенными ор­ганами.

Методологической основой написания курсовой работы является анализ.

Цель работы - выявление особенностей экономического метода управления в таможенных органах, оценка эффективности данного метода.

Объектом данной работы стала система управления в таможенных органах, а предметом исследования – экономический метод управления в таможенных органах.

Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:

1. дать понятие термина «управление»;

2. раскрыть составляющие процесса управления;

3. рассмотреть методы совершенствования управления в таможенных органах.

Глава 1. Понятие управления в таможенном деле

Понятие принципов и методов управления

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.

Принципы управления весьма разнообразны. Они должны соответствовать как частным, так и общим целям повышения эффективности деятельности. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

На основе представленного материала, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов управления:

¾ общеметодологические принципы

¾ специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления.

К числу общеметодологических принципов управления относятся:

1. научность;

2. системность и комплексность;

3. единоначалие и коллегиальность;

4. демократический централизм (делегирование полномочий);

5. принцип обратной связи.

Принцип научности требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Одно из противоречий принципа научности - противоречие теории и практики. Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными системами, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. Другое важное противоречие принципа научности - единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и в других областях.

Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Итак, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. В связи с этим системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип демократического централизма (делеᴦᴎҏования полномочий) является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства - это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия - соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. На уровне систем государственных органов, например, таможенных, принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности региональных таможенных управлений, таможен, постов, но и степень их ответственности за выполняемые действия.

Что касается группы специфических принципов, то их необходимо рассматривать применительно непосредственно к объекту управления. В данной работе такое исследование проводится во второй главе.

Итак, принципы управления отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Далее будет целесообразно рассмотреть методы управления.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности различают:

¾ общие методы управления (направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач, определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы);

¾ частные методы управления (используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления).

¾ В зависимости от форм воздействия применяются:

¾ методы прямого воздействия (опираются на волю и авторитет государства);

¾ методы косвенного воздействия (основываются на побуждении объекта управления к действию путем воздействия на его интересы).

Классификация включает следующие методы управления:

1. адмиʜᴎϲтративные (организационно-распорядительные);

2. экономические;

3. социально-психологические.

Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

Адмиʜᴎϲтративные методы. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных элементов управляемой системы.

К числу организационных методов относят:

¾ организационное проектирование;

¾ регламентирование;

¾ нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических методов - в воздействии на экономические интересы объекта управления с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

¾ базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами;

¾ оказывают косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы объекта управления;

¾ предполагают самостоятельность системы на всех уровнях при одновременном возложении на нее ответственности за принимаемые решения и их последствия;

¾ побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих своим интересам.

¾ Экономические методы управления должны занять доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации.

Социально-психологические методы. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное поощрение (мотивирование), социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Итак, принципы управления выступают в своей главной ипостаси - в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на объект, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

В свою очередь, метод управления - это совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой.[1]

Наши рекомендации