Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Термин «менеджмент» заимствован из английского языка. Оксфордский сло­варь приводит следующие его значения:

· управление коммерческим предприятием;

· умение управлять, административные навыки;

· орган управления, администрация, дирекция организации;

· «управленцы» как социально-профессиональная группа, противостоящая рабочим;

· специфические методы управления, например,управление по целям, управление по отклонени­ям и т. д.

Оксфордский словарь дает также ряд других, более общих его значений:

· способ, манера или навыки руководства кем-либо или чем-либо;

· изобретательность, находчивость, изворотливость, проявленные при до­стижении каких-либо целей (часто с негативным оттенком, подразумева­ющим использование обмана, различных уловок, хитрости).

В английском языке слово тапаgетепt обозначает также умение обращаться, владеть чем-либо (инструментом, оружием и т. п.), а глагол тапаgе — еще и «усми­рять, выезжать лошадей».

Слово тапаgетепt в свою очередь, восходит к латинскому тапg (рука, власть). Первоначально одно из значений глагола, происходящего от данного корня, озна­чало «укрощать, делать ручным».

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, но в настоящее время известен каждому образованному человеку в мире.

Достаточно распространенным является определение, основанное на перечислении основных функций менеджмента. Согласно этому подходу,менеджмент представляет со­бой процесс планирования, организации, воздействия на персонал и контроля за деятельностью организации, направленный на обеспечение ее эффективно­го функционирования.

Нередко менеджмент трактуют каксовокупность рацио­нальных методов и организационных рычагов управленческого воздействия.Крупнейший американский специалист в области управления Питер Друккер рас­сматривает менеджмент как особый вид деятельности, позволяющий упорядо­чить деятельность группы людей и направить ее на достижение поставленных целей. Однако если попытаться обобщить имеющиеся определения, суть менедж­мента сводиться к одному — умению делать работу чужими руками.

В настоящее время менеджмент рассматривается как самостоятельная область знаний, научная дисциплина, имеющая специфический предмет изучения, поня­тийный аппарат, свою теоретическую и методологическую основу, изучение ко­торых необходимо в рамках овладения квалификацией профессионального ме­неджера.

Одновременно о менеджменте говорят как об искусстве управления.

Искусство управления предполагает наличие у менеджера наряду со знанием техни­ки управления особого рода дарования, без которого невозможно эффективное использование накопленных теоретических и практических знаний в конкретной ситуации (так же как высокий уровень исполнительского искусства предполагает не только грамотную технику исполнения, но и наличие таланта).

Это обусловле­но тем, что организация, являющаяся объектом управления, представляет собой сложную систему. Особенности ее функционирования складываются под воздей­ствием большого числа факторов, учет которых требует ситуационного управлен­ческого мышления. В этих условиях дополнительным фактором эффективности принимаемых менеджером решений является наличие у него определенных ха­рактеристик, индивидуальных особенностей (черт характера, творческих способ­ностей, интуиции и пр.).

Менеджмент имеет отношение к предпринимательству и бизнесу. Рассмотрим смысл этих терминов.

Предпринимательство – способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска (частный случай бизнеса). Два отличающих момента предпринимательства – новизна и риск.

Бизнес (от англ. business - дело, антрепренерство):

· Вид деятельности, направленный на получение прибыли путем производственной деятельности по изготовлению/продаже товаров или оказанию услуг.

· Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящие прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности («внешнее» предпринимательство, антрепренерство, т.е. учреждение новой организации).

Разница между предпринимательством и менеджментом заключается в том, что предприниматель ориентирован на поиск новых идей, обеспечивающих наиболее выгодную сферу приложения капитала. Менеджер ориентирован на обеспечение максимальной эффективности использования имеющихся ресурсов, переданных ему в управление. В идеале эти два аспекта должны совпадать, тогда организация будет не просто эффективно работать, но и станет ведущей в своей сфере.

Так как мы будем говорить о менеджменте на 4 уровне, то есть о менеджменте организации, следует определить, что представляет собой организация, как объект управления.

Организация (англ. organisation от лат. оrganiw – придаю стройный вид):

· составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей;

· форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры;

· учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:

· цели, отражающие их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят/продают для удовлетворения потребностей общества;

· персонал, обладающий квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;

· разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;

· коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;

· формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организация функционировала как целостное образование;

· уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.

Среда, в которой функционирует организация, делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента. Факторы, образующие внешнее окружение организации, подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия. В соответствии с этим внешняя среда состоит из макро (факторы косвенного воздействия) и микросред (факторы прямого воздействия) и включает следующие компоненты:

Таблица - Компоненты внешней среды

Внешняя макросреда Внешняя микросреда
· экономическую; · правовая; · политическая; · социальная; · технологическая; · рыночная; · международная. · потребители; · поставщики; · конкуренты; · потенциальные сотрудники (трудовые ресурсы); · государственные органы; · потенциальные инвесторы; · потенциальные партнеры; · прочие контактные аудитории.

Внутренняя среда состоит из следующих факторов:

· система управления;

· кадровые ресурсы;

· материально-техническая база;

· технология;

· товары и услуги;

· маркетинг;

· финансы;

· организа­ционная культура.

Существуют два разных подхода к организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой. Изначально главное внимание уделялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результатов. Такой подход сформировал представление об организации, как о закрытой системе. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы.

Подобный подход рассматривает организацию как систему, однако, организация это еще и процессы, в ней протекающие.

Процесс – определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты. То есть каждое предприятие – это совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.

Процессы делят на имеющие материально-вещественный характер и информационные. Другая классификация базируется на их роли в процессе производства: первичные (основные), вторичные (обеспечивающие), управленческие (инфраструктурные).

Организации могут быть классифицированы по разным признакам. Это рассматривается в таких дисциплинах, как «Экономика», «Правоведение» и «Основы предпринимательства».

Таким образом, содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях:

· как науку и искусство управления;

· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

· как аппарат управления деятельностью организации.

Различают два аспекта менеджмента:

· внутрифирменный менеджмент;

· управление фирмой как субъектом рынка.

Эти два аспекта жестко связаны между собой единством внешней и внутренней сред фирмы. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

· особенностью производственного процесса;

· характером внешней среды (в настоящее время значение этого фактора повышается).

Менеджмент является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области производственной деятельности организации.

В узком смысле менеджмент – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии менеджерами на себя ответственности за результативность воздействия. В этом смысле менеджмент включает три аспекта:

· Кто управляет кем (институциональный аспект)?

· Как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых (функциональный аспект)?

· Чем осуществляется управление (инструментальный аспект)?

Объектом менеджмента является организация как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Обычно выделяют три иерархических уровня менеджмента организации: высший, средний и нижний (низовой).

Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).

Существуют следующие классификации менеджмента в организации (как специальных областей управленческой деятельности).

По признаку объекта: общий и функциональный.

Общий (генеральный) – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (инновационный менеджмент, персональный, финансовый и т.д.).

По признаку содержания: нормативный, стратегический, оперативный.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формировании общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Менеджмент оперирует следующими видами ресурсов:

1. Материальные (финансы, энергия, недвижимость и др.).

2. Человеческие (интеллект, физическая сила, творческие способности).

3. Информационные.

4. Временные.

5. Пространственные.

ТЕМА "Функции и современные принципы менеджмента"

Принципы управления представляют собой руководящие правила, нормы поведения, выработанные применительно к наи­более общим условиям функционирования предприятия. Они разрабатываются для ситуаций, часто встречающихся в управленческой практике.

Различают об­щие и частные принципы управления.

Общие принципы являются универсальны­ми. Они регламентируют принятие решений в условиях, общих практически для большинства организаций.

Частные принципы управления формулируются ад­министрацией с учетом сочетания факторов внешней и внутренней среды, специ­фичных для данной организации. Сформулированные частные принципы регла­ментируют деятельность персонала в направлении выбранной стратегии.

В начале прошлого века известный французский предприниматель, менеджер Анри Файоль, много лет отдавший изучению проблем управления организацией, сформулировал 14 наиболее общих принципов управления организацией. И хотя сам Файоль писал о том, что изменение ситуации может повлечь за собой измене­ние принципов, практически все они, спустя почти 100 лет, сохранили свою актуальность. Их изучение позволит избежать многих проблем, с которыми может столкнуться неопытный менеджер.

Ниже приводятся перечень и краткое содер­жание принципов, изложенных в знаменитой работе Файоля «Общее и промыш­ленное управление», опубликованной автором уже в 75-летнем возрасте.

1. Принцип разделения труда.

Является универсальным принципом, действу­ющим как в биологическом, так и социальном организме. Он применим к осуществлению любого труда и обеспечивает повышение объемов и каче­ства производства при тех же затратах труда. Реализация принципа пред­полагает введение специализации труда, позволяющей уменьшить число объектов управления и целей, реализуемых в рамках данной должности. В соответствии с принятым в организации разделением труда за каждым работником закрепляются строго определенные функции. Задача менедже­ра — проконтролировать их исполнение.

Наши рекомендации