Система законов, принципов, целей, задач, методов и функций управления.

Научное управление есть процесс использования требований экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности людей для научного обоснования целей труда, поиска наилучших методов достижения целей, оценки результатов управления и многого другого.

В процессе научного управления наиболее широко используется система таких экономических законов:

1.закон возвышения потребностей,

2.закон экономии времени,

3.закон роста производительности живого труда,

4.закон разделения труда,

5.закон кооперации труда,

6.закон повышения обобществления труда и производства,

7.закон соответствия форм собственности на ресурсы, факторы, результаты производства уровню обобществления производства,

8.закон соответствия экономических отношений уровню и характеру развития производительных сил,

9.основной экономический закон капитализма,

10. основной экономический закон социализма,

11.закон спроса,

12.закон предложения,

13.закон планомерного развития экономики и многие другие законы.

Однако, научное управление как специфический вид труда людей, основывается не только на практическом использовании экономических законов, но и на использовании своих специфических законов управления.

Законы управления имеют двоякую трактовку: 1) как объективные, существенные, устойчивые необходимые связи между явлениями экономики; 2)как юридические акты в сфере экономики, принимаемые законодательной властью на основе учета требований экономических законов. В наших лекциях понятие «закон» мы используем в первой трактовке.

В 20-е годы 20-го века в СССР плодотворно развивались две основные концепции управления: организационно-техническая (Гастевым А. К., Богдановым А. А., Ерманским О. А., Розмирович Е. Ф.) и социальная (Керженцевым П. М., Витке М. А., Дунаевским Ф. Р. и др.). Высшим результатом содержания этих концепций стали «Основные законы научной организации производства и труда (НОТ)», действующие на мини и микроуровнях экономики.

1.Закон наименьших при цепной связи состоит в том, что конечный объем выпуска предприятием продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего подразделения, как бы ни были сильны остальные.

2.Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем вспомогательного производства, работающие на основные подразделения и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей — на сторону.

3.Закон ритма — эффективное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников в одно и тоже время, через строго повторяемые, равные периоды времени.

4.Закон параллельности и последовательности работ — частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.

5.Закон фронта работ — нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям. Не нужно ставить двух человек там, где с работой может справиться один и наоборот.

6. Закон реальных условий — необходимо при организации любой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из реальных условий, наличных потребностей, ресурсов и возможных результатов.

Концепция управления производством в СССР с конца 20-х годов 20-го века формировалась под воздействием марксистской экономической науки. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения доходов каждого человека по результатам его труда выступала общественная собственность на средства производства. План государства становился главным регулятором производства, которое концентрировалось на крупных государственных предприятиях. В соответствии с этим управленческая наука сосредоточила внимание на поиске:

• принципов централизованного управления экономикой;

• разработке методов прямого управления предприятиями со стороны государства;

• обосновании приоритета народнохозяйственных интересов над коллективными и личными интересами;

• границ и содержания хозяйственной самостоятельности предприятий в пределах директивных государственных планов;

• оптимальной системы планового распределения доходов населения и связей по поставкам ресурсов между предприятиями.

В науке управления проводились поиски объективных основ управления производством, что привело к формулированию ряда законов управления экономикой на микро, мезо и макроуровнях.

7. Закон единства системы управления означает устойчивость внутренних связей каждого предприятия страны к постоянным изменениям состояний внешней среды. Такое единство системы управления производством не устанавливается автоматически. Оно сознательно формируется и укрепляется. Нарушениеединства системы управления, например, может проявляться в потере предприятием необходимой самостоятельности в принятии своих управленческих решений или, напротив, в чрезмерном расширении самостоятельности.

Создание единства системы управления требует формирования: - неразрывной цепи отношений управления от высших звеньев, как Госплана, Министерства, до низших звеньев, как отдельных предприятий; - непротиворечивой взаимосвязи целей и интересов обществ с целями и интересами предприятий; - единых функций и методов управления; - единых требования к руководителям и работникам аппарата управления всех звеньев и другого.

8. Закон пропорциональности производства и управления. Данный закон является основой производительного и эффективного функционирования всех уровней народнохозяйственной системы – рабочих мест, бригад, отделений, цехов, предприятий, организаций, отраслей, регионов, всей экономики страны. Если, производство и управление, например, организованы плохо, то это будет вызывать диспропорции и кризисы на всех уровнях экономики. Тогда растущий аппарат управления будет занят оперативной ликвидацией постоянно возникающих диспропорций, а не разработкой перспективных вопросов. Эффективность экономики будет низкой.

Пропорциональность должна иметь место между управляемой и управляющей системами. Каждая служба управления должна быть оснащена такими кадрами и техникой, которые позволяли бы ей четко организовывать работу управляемой системы.

9. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления. Обосновывает оптимальное распределение централизации и децентрализации целей, задач, функций и полномочий между интересами высших и низших уровней управления в соответствии с реальными потребностями производства на разных этапах его развития.

10. Закон участия трудящихся, как равных собственников, в управлении производством. Воплощение этого закона на практике проявилось в разнообразных эффективных формах общественного управления. Особое значение при этом придавалось социалистическому соревнованию между подразделениями предприятия, между предприятиями, между регионами и так далее.

Управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями – предприятиями по всей территории страны. Это усиливало административный характер управления в ущерб экономическому характеру управления. Эффективность производства от этого падала. Однако в целом социально-экономические результаты развития были очень успешными. Так, в 1923г. СССР от уровня США производил чуть более 3% промышленной продукции, а в 1985г. – уже около 85%, несмотря на несколько войн на территории нашей страны и на восстановление разрушенного войнами хозяйства. В 1937г. СССР стал первой экономической державой в Европе и второй в мире. Производительность труда от уровня США поднялась с 11% в 1913г. до 55% в середине 80-х годов. Темпы роста ВВП социалистических стран, примерно, в три раза превышали темпы роста ВВП самых развитых капиталистических стран ( Западные страны, в отличие от отечественных ученых, признают опережение наших темпов роста в два раза – цитата М. Тетчер).

Из требований законов формулируются принципы управления — базовые правила, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности. Принципы выражают требования, предъявляемые к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления, методам осуществления функций управления, характеру взаимоотношений субъекта и объекта управления. Содержание ряда принципов управления раскрыто в 4 и 5 вопросах этой темы.

Идеи людей, если они основываются на научных законах и принципах, порождают реальные цели — идеальный конечный результат, который сознательно планируют достигнуть субъекты управления.

Поставив цель, необходимо решить множество задач. Задача — это совокупность вопросов и условий их выполнения.

Задачи решают с помощью определенных методов воздействия субъектов управления на объект для достижения цели.

Методы реализуется с помощью функций. Объектом исполнения функций выступают технико-экономические, организационно-экономические и социально -экономические отношения (см. 6-й вопрос этой темы).

Принципы менеджмента.

Принципы управления – это основные правила, которые должны соблюдать участники управленческого процесса при выполнении функций, базирующихся на использовании объективных законов экономики и управления. Раскроем содержание основных принципов менеджмента.

Виханский О. С. и Наумов А. И., в фундаментальном учебнике (Менеджмент: - 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528с.) выделяют такие принципы менеджмента:

1. Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять на основе здравого рассудка, без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее теоретическое изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, интуицию, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

2.Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем для достижения определённых целей, которые они поставили в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

3.Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как гигантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейера. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

4.Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном алгоритме как во времени, так и в пространстве (см. 3 вопрос 1 темы). Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени (например, контроль, составление бухгалтерских отчетов).

5. Непрерывность и ритмичность поступления информации. Обусловлены соответствующим характером производственных процессов. Заключаются в поступлении информации от объекта и субъекта в сроки, вовремя, что позволяет рационально осуществлять обработку информации и своевременно принимать управленческие решения.

6. Пропорциональность – предполагает учет соответствия между работниками аппарата управления и объемом и содержанием получаемой ими информации.

7. Прямо точность – заключается в обеспечении кратчайшего пути прохождения информации от места образования, хранения, переработки к месту использования, реализации. Позволяет сократить штат работников и уменьшить эффект «испорченного телефона»..

8. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных подразделений организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать самостоятельно.

9. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.

10. Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления и их оптимального сочетания. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу.

11.Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Она поддерживается с помощью материального и морального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков, творческой работы.

12.Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений. Те из решений, в которые вложены собственные труд и идеи исполнителей, будут реализовываться ими с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

(Как быть с принципами менеджмента, которые я сформировал в таблицу в институте ММиФ?)

Функции менеджмента

Сущность любой теории, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Функции управления – это относительно обособленные виды (направления) управленческой деятельности, позволяющие в совокупности осуществлять нужные управляющие воздействия

Общие функции менеджмента, отражающие его сущность, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

1.Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому управление начинается с ее сбора, обработки, анализа .

2.Главной функцией менеджмента считается планирование. Осуществляется на основе всестороннего анализа текущей экономической информации и предполагает определение «дерева» целей деятельности, необходимых для достижения целей ресурсов. При этом на предстоящий период разрабатывается стратегия действий и составляются тактические планы реализации стратегии.

3.Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимыми ресурсами и документацией .

4.Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения запланированных целей, берет на себя распорядительская функция.

5. 5.Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать (согласовывать). Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий, практически реализует, потенциально содержащийся в их объединении, эффект синергии.

В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координации: • превентивную, предотвращающую появление проблем; • устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе; • регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;•стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения .

6.Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная(см. тему 14).

7.Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требуется время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только для совершенствования работы, но и поощрения сотрудников (см. тему 16).

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализуясь все на каждом вертикальном уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждом функциональном виде менеджмента (производство, персонал, финансы, маркетинг, снабжение и сбыт, нововведения и прочих), применительно к какому-либо конкретному объекту управления.

Качество выполнения семи общих функций менеджмента получает свою конечную оценку на рынке, где его конъюнктура весьма непостоянна. Изменение конъюнктуры требует от фирмы изменения объема, качества, ассортимента, стоимости товаров. Из этого следует, что количественные и качественные параметры семи функций менеджмента также обнаруживают стремление к постоянному изменению. Этот процесс значительно усложняет управление, делая его творческим процессом.

Наши рекомендации