Понятие адаптации. Значение адаптации индивида в организации.

В современной литературе существуют несколько определений адаптации.

· адаптация – это процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и возможное изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды (Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., 1998). (одностороннее)

· адаптация - взаимное приспособление работника и организации, которое основано на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. (Сайбель, 2000). (двустороннее)

· адаптация - это методика, основной задачей которой является эффективное вовлечение нового члена команды в процессы, происходящие в компании, и подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках. (инструментальное)

В основе взаимного приспособления, как правило, лежит утверждение о том, что, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования (режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения и многое другое). С другой стороны, работник имеет целый комплекс ожиданий, реализацию которых он связывает с конкретной организацией. Если эти ожидания, или их часть не оправдываются, то может возникать неудовлетворенность работой в целом либо ее отдельными сторонами. Можно сделать вывод о том, что и работник и микросреда организации при определении адаптации должны рассматриваться в качестве объектов и субъектов одновременно, это – две стороны одного процесса, сущность которого в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Важно: Адаптацию нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом в целом.

Исторический экскурс:Если говорить о том, где впервые возникло понятие адаптации, то следует обратиться к медицине и биологии. В связи с этим, на протяжение 60-70-х годов исследование адаптации было предметом скорее психологических дисциплин, чем экономических.

Существует такое понятие как адаптационный потенциал сотрудника, который определяется как степень скрытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды.

Управление трудовой адаптацией – процесс целенаправленного воздействия на взаимное приспособление работника и организации для повышения скорости и успешности адаптации, а также для повышения общеорганизационной эффективности и достижения целей организации.

Примеры из практики:

В иностранных компаниях этот процесс, как правило, документированно оформленный и строго контролируемый, пытаются даже смягчить неформальными методами. Например, в некоторых фирмах новичка встречают цветами. А в крупных японских концернах нового сотрудника в первый день могут повести обедать в ресторан, как бы сразу принимая его в большую семью, образ которой лежит в основе японской корпоративной культуры. Для российской действительности подобные элементы адаптации выглядели бы, скорее, как излишние изыски, уместность которых довольно-таки спорна. Однако это не означает, что в наших компаниях нового члена команды предоставляют самому себе, обрекая на самостоятельные военные действия с компьютером, интуитивный поиск источников информации и торжественное представление себя новым коллегам.

Адаптированность, то есть, так называемое, динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной в данном случае подразумевалась деятельность, характеризующаяся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервнопсихическими затратами, а также удовлетворенностью персонала.

Наши рекомендации