Понятие и общие характеристики общения

БодалевА. А.

Б75 Психология общения: Избранные психологичес­кие труды. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социа­льный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с. (Серия «Психологи Отечества»).

Предисловие

Реформирование проводят люди, и как оно у них идет — зависит в большой степени от того, какие у них кон­такты с народом, а настрой каждого из нас — не только от того, сколько денег и когда нам дают или сколько их мы до­будем сами, но и от того, как относятся к дорогому для нас «Я» дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, словом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, которые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш личностный потенциал.

Неформальных же контактов высокого начальства с людьми, уже выполняющими или еще только осваиваю­щими самые разные виды деятельности, из разных слоев общества, разных возрастных групп, разных национально­стей, которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их душевного состояния и материального положения, очень мало. И столь же не часто, если иметь в виду основную мас­су населения, мы встречаем руководителей, которые уме­ют «влезть в шкуру» простого работяги; педагогов, которые способны сопереживать неудачам учащихся как своим собственным, и работников сферы обслуживания, кото­рые умеют быть предельно внимательны к каждому клиен­ту. И последствия этого очевидны — на государственном уровне не попадающие в цель решения, точно не адресо­ванная работа средств массовой информации, ученики, идущие в школу как на каторгу; на социально-граждан­ском уровне — межлюдские конфликты в различных сфе­рах, негативно влияющие на деятельность и душевное са­мочувствие людей. И одна из причин всего этого — край­ний дефицит психологически грамотного общения, неспособность его осуществлять.

Девиз нравственно здорового государства — все чело­веку, все для человека. А отношение к человеку как к вы­сшей ценности невозможно без гуманного в своей основе общения во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой книги и поставил перед собой задачу с позиций пси­хологической науки рассказать, с его точки зрения, глав-

ное об общении и об его роли в развитии характера и других психических образований в личности каждого человека.

Предлагаемая вниманию читателя книга не является монографией. В ней собраны написанные в разные годы автором статьи, в основу которых положены результаты исследования разных сторон общения, полученные как са­мим автором, так и его учениками.

Статьи сгруппированы в шесть разделов. В первом раз­деле речь идет о существенных признаках непосредствен­ного или опосредованного техническими устройствами взаимодействия людей, которое принято называть обще­нием. Собственно, через него и в годы детства, и в зрело­сти, и в старости в наш внутренний мир входят другие лю­ди, а мы в свою очередь с положительным или отрицатель­ным эмоциональным знаком «прописываемся» в их душах. И оно не только способ, помогающий нам побольше уз­нать об окружающей нас действительности, но оно одно­временно и мощный инструмент формирования в нас от­ношений к этой действительности и особенно к такому важному элементу этой действительности, как люди.

Наш выдающийся отечественный психолог С. Л. Ру­бинштейн писал: «Отношение к другому человеку, к лю­дям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человече­ских отношений к другим людям; то, чего оно стоит, цели­ком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии».

Поэтому в книге, которая лежит перед Вами, раскрыва­ется главное, что характеризует общение — взаимодейст­вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства­ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывает­ся влияние, которое оказывает на наши контакты с други­ми людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой сторо­ны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников.

Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавате­льных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по­знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.

Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близ­ко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой лично­стью, от этого в немалой степени зависят полнота и точ­ность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются.

Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с про­сьбой прокомпостировать билет или обращение в магази­не покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в прода­же — свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, напри­мер, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, ко­торое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участ­ники общения стараются до тонкостей учесть индивидуа­льные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем посвящен второй раздел книги.

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности — в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других — со­циально-гражданской, в третьих индивидуально-психоло­гической — не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид обще­ния. И по объективным и по субъективным причинам воз­никают психологические трудности общения.

В книге, которую Вы собираетесь читать, в ее третьем разделе эти трудности описываются, анализируются их причины и предлагаются пути, с помощью которых эти трудности можно преодолеть.

Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружа­ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога­щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием просвещение факторов, которые либо позитивно, либо негативно влия­ют на формирование человека как объекта и/как субъекта успешного или неуспешного общения, пока он еще учится в школе.

. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к са­мой себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре так называемое коммуникативное ядро и очень определенно сказываются на характере чело­века. Поскольку отношение — это не только обобщенный эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб­ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то общность, но и произошедшая во время встреч с ними интеграция результатов познания их, то коммуникативное ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими последними характеристиками, точно так же, как присут­ствие их обнаруживается в социальной части картины ми­ра, которая имеется у человека, а также в тех поступках и в том поведении, которые отмечаются у него, когда он по разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

Отсюда и появление в книге четвертого раздела, в ста­тьях которого раскрываются зависимости между особен­ностями, отмечаемыми у человека при общении его с дру­гими людьми, и ставшими относительно устойчивыми в структуре его характера и в целом его личности психиче­скими свойствами.

Заключает книгу пятый раздел «К истории исследова­ния общения», в котором вниманию читателя предложено оценить подходы к раскрытию феноменологии, законо­мерностей и механизмов общения, которые реализовали в своих работах учителя автора книги — ученики академика В.М. Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

Несколько лет тому назад наши сограждане с большим интересом для себя прочитали переведенные на русский язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, как заставить человека стать на вашу сторону и по­будить его изменить свое мнение, не вызывая при этом обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич­ную жизнь счастливой?

Построенные на большом числе очень тонких наблю­дений за реакциями людей после разных способов обраще­ния с ними окружающих их лиц, выступавших по отноше­нию к ним в разных социальных ролях, эти советы факти­чески предлагали «технику», а можно сказать грубее — технологию оптимального по его внешнему оформлению общения.

И люди, наиболее упорные, стали следовать этим сове­там, и часть из них отмечала про себя положительный резу­льтат от применения их в общении. Но, как бывает в жиз­ни, названной «техникой» пользовались в одних случаях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди, а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помо­щью этой «техники» манипулировать другими людьми в своих узко эгоистических целях.

Поэтому в общении надо всегда видеть не только внеш­нюю сторону его, «технику» или, лучше сказать, форму об­щения, но и обязательно фиксировать личностную суть людей, которые хотят установить с нами контакты и по возможности точно определять цели и мотивы их общения.

Отсюда объединяющей помещенные в эту книгу статьи является мысль, что подлинно человеческое общение, не­важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-тимное,— это, прежде всего, общение, которое обязатель­но несет в себе отношение к другому человеку как к вы­сшей ценности.

•'«'V

Раздел I.

Понятие и общие характеристики общения

Наши рекомендации