Понятие общения в психологии. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Выделяют три уровня общения.
Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
Межличностное — общение между двумя и более людьми.
Общественное — общение человека с большой аудиторией.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Понятие ощущений. Виды, свойства,функции,физиологическая основа ощущений.

Ощущения – познавательный психический процесс, отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Виды ощущений.

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; доводят информацию из внешнего мира.

2) интерорецептивныесигнализирующие о том, что происходит в организме

3)проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Физ. основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

Рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы; Проводящих, центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

1.Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения.

2.Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3.Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4.Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.

5.Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

Функции ощущений

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Наши рекомендации