Понятие и общие характеристики общения
БодалевА. А.
Б75 Психология общения: Избранные психологические труды. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с. (Серия «Психологи Отечества»).
Предисловие
Реформирование проводят люди, и как оно у них идет — зависит в большой степени от того, какие у них контакты с народом, а настрой каждого из нас — не только от того, сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем сами, но и от того, как относятся к дорогому для нас «Я» дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, словом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, которые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш личностный потенциал.
Неформальных же контактов высокого начальства с людьми, уже выполняющими или еще только осваивающими самые разные виды деятельности, из разных слоев общества, разных возрастных групп, разных национальностей, которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их душевного состояния и материального положения, очень мало. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу населения, мы встречаем руководителей, которые умеют «влезть в шкуру» простого работяги; педагогов, которые способны сопереживать неудачам учащихся как своим собственным, и работников сферы обслуживания, которые умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И последствия этого очевидны — на государственном уровне не попадающие в цель решения, точно не адресованная работа средств массовой информации, ученики, идущие в школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне — межлюдские конфликты в различных сферах, негативно влияющие на деятельность и душевное самочувствие людей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит психологически грамотного общения, неспособность его осуществлять.
Девиз нравственно здорового государства — все человеку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей ценности невозможно без гуманного в своей основе общения во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой книги и поставил перед собой задачу с позиций психологической науки рассказать, с его точки зрения, глав-
ное об общении и об его роли в развитии характера и других психических образований в личности каждого человека.
Предлагаемая вниманию читателя книга не является монографией. В ней собраны написанные в разные годы автором статьи, в основу которых положены результаты исследования разных сторон общения, полученные как самим автором, так и его учениками.
Статьи сгруппированы в шесть разделов. В первом разделе речь идет о существенных признаках непосредственного или опосредованного техническими устройствами взаимодействия людей, которое принято называть общением. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы в свою очередь с положительным или отрицательным эмоциональным знаком «прописываемся» в их душах. И оно не только способ, помогающий нам побольше узнать об окружающей нас действительности, но оно одновременно и мощный инструмент формирования в нас отношений к этой действительности и особенно к такому важному элементу этой действительности, как люди.
Наш выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии».
Поэтому в книге, которая лежит перед Вами, раскрывается главное, что характеризует общение — взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников.
Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты познания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.
Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются.
Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже — свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем посвящен второй раздел книги.
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности — в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других — социально-гражданской, в третьих индивидуально-психологической — не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.
В книге, которую Вы собираетесь читать, в ее третьем разделе эти трудности описываются, анализируются их причины и предлагаются пути, с помощью которых эти трудности можно преодолеть.
Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях с детства и затем обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.
Поэтому в книге не обойдено вниманием просвещение факторов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на формирование человека как объекта и/как субъекта успешного или неуспешного общения, пока он еще учится в школе.
. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самой себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре так называемое коммуникативное ядро и очень определенно сказываются на характере человека. Поскольку отношение — это не только обобщенный эмоциональный отклик личности на человека (в виде любви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то общность, но и произошедшая во время встреч с ними интеграция результатов познания их, то коммуникативное ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими последними характеристиками, точно так же, как присутствие их обнаруживается в социальной части картины мира, которая имеется у человека, а также в тех поступках и в том поведении, которые отмечаются у него, когда он по разным поводам вступает в контакты с другими людьми.
Отсюда и появление в книге четвертого раздела, в статьях которого раскрываются зависимости между особенностями, отмечаемыми у человека при общении его с другими людьми, и ставшими относительно устойчивыми в структуре его характера и в целом его личности психическими свойствами.
Заключает книгу пятый раздел «К истории исследования общения», в котором вниманию читателя предложено оценить подходы к раскрытию феноменологии, закономерностей и механизмов общения, которые реализовали в своих работах учителя автора книги — ученики академика В.М. Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.
Несколько лет тому назад наши сограждане с большим интересом для себя прочитали переведенные на русский язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, как заставить человека стать на вашу сторону и побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом обиды или негодования и, наконец, как сделать свою личную жизнь счастливой?
Построенные на большом числе очень тонких наблюдений за реакциями людей после разных способов обращения с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к ним в разных социальных ролях, эти советы фактически предлагали «технику», а можно сказать грубее — технологию оптимального по его внешнему оформлению общения.
И люди, наиболее упорные, стали следовать этим советам, и часть из них отмечала про себя положительный результат от применения их в общении. Но, как бывает в жизни, названной «техникой» пользовались в одних случаях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди, а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью этой «техники» манипулировать другими людьми в своих узко эгоистических целях.
Поэтому в общении надо всегда видеть не только внешнюю сторону его, «технику» или, лучше сказать, форму общения, но и обязательно фиксировать личностную суть людей, которые хотят установить с нами контакты и по возможности точно определять цели и мотивы их общения.
Отсюда объединяющей помещенные в эту книгу статьи является мысль, что подлинно человеческое общение, неважно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-тимное,— это, прежде всего, общение, которое обязательно несет в себе отношение к другому человеку как к высшей ценности.
•'«'V
Раздел I.
Понятие и общие характеристики общения