Смета расходов
№ | Статьи расходов | Сумма на всех | Сумма на участника | Примечания |
Проезд Дубна - Москва | 1200 руб | Автобус | ||
Поезд Москва - Мурманск | ||||
Поезд Мурманск - Титовка | ||||
Переезд на Западную Лицу | Микроавтобус | |||
Выезд в Мурманск | Автобус | |||
Поезд Мурманск - Москва | Поезд | |||
Проезд Москва -Дубна | Электропоезд | |||
Питание в поезде | ||||
Питание на маршруте | ||||
Ремнабор. общественное снаряжение и медаптечка | ||||
Организационные расходы | ||||
Оформление отчета | ||||
Участие в чемпионате |
Извлечение из отчета о походе по рекам Акким и Западаная Лица, совершенном нами в июле-августе 2002 года
Район
Маршрут экспедиции проложен в Мурманской области, на Кольском полуострове, за Полярным кругом. Ее территория в 144,9 тыс. квадратных километров, с населением 1118 тыс. человек омывается водами Баренцева и Белого морей. Административно-экономический центр области - Мурмананск, незамерзающий порт с населением 432 тыс. человек. В городе три театра, краеведческий и военно-исторический музеи. Здесь начало Северного морского пути, база рыболовного флота. В 1985 году городу присвоено звание города-героя за мужество защитников и жителей города во время Великой Отечественной войны. Над заливом, на месте зенитной батареи, защищающей город, создан величественный мемориальный комплекс.В области развита горнодобывающая (никель, медь, цветные металлы) промышленность, рыболовство и производство рыбопродуктов, сельское хозяйство, гидро и атомная энергетика, используется энергия прилива в Кислой губе Кольского залива. Крупнейшие реки полуострова Кола ( она дала название полуострову) и Тулома В западной части полуострова возвышается горный массив Хибины (до 1191 м) и Ловозерские тундры (до 1120 м). Богатство здешних недр - залежи апатито-нефелиновых руд. Природно-климатические факторы обусловлены воздействием Северного Ледовитого океана и Гольфстрима. Два этих фактора позволили называть этот регион "кухней погоды" Европейской части России. Обильные снегопады ( свы-ше 2 метров снега), сменяются затяжными оттепелями или суровыми морозами до 40 - 50 градусов холода. Во вторую мировую войну потери противодействующих сторон до 80% произошли из-за сурового климата. Заполярный феномен, полярный день и полярная ночь, обуславливают особенность флоры и фауны этого района - тундра в северной части полуострова, лесотундра и горная тайга на юге. Весной сюда устремляются несметные стаи перелетных птиц, а в реки на нерест заходит рыба из Атлантики и Белого моря. В Баренцевом море ведется традиционный лов сельди и трески, палтуса, зубатки и других ценных пород. Кольский лосось признан в мире реликтом доледникового периода и высоко ценится спортсменами-рыболовами. Именно поэтому здесь создана и эффективно действует рыбоохрана, строго пресекается браконьерство. Туристы и местные рыболовы могут приобрести лицензию на вылов ценных пород рыб на основе установленных квот для каждой реки. Местная администрация установила запретна посещение туристами 74 нерестовых реки распоряжением, датированным 29.01.97 г. Мурманск 47-р за подписью Председателя облисполкома Ю.Балакшина. Распоряжение противоречит конституционному праву на свободу перемещения граждан страны, но ныне сегодня тот прав, у кого больше прав. Практически, не имеющую разрешения группу могут не пустить на избранную реку. Известные эпизоды разрешались мирно, но не просто.
На полуострове образовалась разветвленная сеть озер, проток, ручьев и притоков в бассейнах рек Колы и Туломы. Речные долины носят в верховьях следы воздействия ледникового оледенения. При прорыве из одной озерной системы в другую в протоках образуются перекаты, шиверы и пороги высшей категории сложности. Некогда популярным байдарочным маршрутам на Кольском полуострове (Пана, Варзуга, Умба, Стрельна, Иоконьга) теперь составляют конкуренцию реки Печенга, Ура, Восточная и Западная Лица, Титовка, Акким, Печа, Улита, притоки Лотты. Реки, впадающие в Баренцево море, на последних десятках километров имеют крутые падения до 50 м/км, образуя каскады водопадов и мощных порогов в теснине каньонов. Ныне на виду и на слуху частичные первопрохождения этих рек на каяках и катамаранах. Туристы-спортсмены могут сказать свое слово в совершенствовании техники водного туризма (преодоление водопадов и водоскатов до 7 м, сложных каньонов), в стратегии и тактике при планировании оригинальных маршрутов в условиях Заполярья (неустойчивая погода, тундра), технической и физической подготовке. В этом районе (от 68 градусов 40 минут до 69 градусов 40 минут северной широты и от 30 градусов 15 минут до 32 градусов 15 минут восточной долготы), удачно сочетается сеть автомобильных и железных дорог. Реки Печенга, Титовка, Западная Лица, Ура , представляющие интерес для водного туризма, устремлены на северо-восток в почти параллельных долинах. Автотрасса Мурманск - Печенга пересекает их перед заключительными участками с максимальным расходом и уклоном перед впадением в Баренцево море. Здесь сосредоточены самые мощные и красивые пороги. Первопроходцы начали с исследования приустьевых участков рек с минимумом проблем с заброской на маршрут. Эти реки - находка для слаломистов и сторонников туристского многоборья. Развитая сеть дорог вдоль этих рек позволяет совершать многократное прохождение порогов, имея оборудованный базовый лагерь и автотранспорт. Для проведения чемпионата по водному туризму есть трасса для ралли: длинная дистанция и короткая с препятствиями высшей категории трудности. Не следует удивляться, если в ближайшее время здесь начнет развиваться спортивный коммерческий туризм. Известно, что предприимчивые люди в устьях некоторых рек создали мини турбазы и развивают спортивный туризм на основе лицензионной рыбалки. Им самодеятельные туристы - помеха и не следует рассчитывать на их радушие. Ныне малые реки, восточнее Мурманского меридиана, представляют спортивный интерес, но без вертолета при этом не обойтись.
Дубненские туристы задались целью пройти связку рек в этом районе- сплав по реке Печенге, переезд по ж/д до станции Нял и сплав по озеру Нялъярви и оеке Уре, переезд на реку Колвицу и прохождение ее порогов, выезд автобусом в Кандалакшу и поездом в Москву. Районы приграничья с Норвегией и Финляндией открылись недавно. Мы задались целью исследовать неизвестные туристам реки и местные транспортные коммуникации. Письменное сообщение о прохождении Печенги в 1999 году составил Роман Шилков из Нижнего Новгорода со товарищи. Наш коллега Константин Мерзляков прошел Печенгу в 2002 году. Снял видеофильм, но отчет и лоцию реки не отработал. Из-за скудности информации даже точной привязки водопада нет, нет и описания ориентиров перед ним. Впервые Западная Лица и Титовка от автодороги Мурманск - Печенга описаны в 2001 году Ольгой и Сергеем Виноградовыми. Так что время "великих туристских открытий" в Европейской части России еще не закончено и спортивный туризм не обречен "прирастать Сибирью". В 2001 году Уру, Титовку и Западную Лицу прошли моторизованные водники. Они на специальном автотранспорте подъезжали к основным препятствиям и работали на них. Это демонстрация возможностей нового времени - не совершать экспедиционных, обязательных от бедности средств переходов, а, как в туристском многоборье, работать только на интересных препятствиях. Дмитрий Кувалин поместил в Интернете толковый отчет. Однако, он не давал представления о лоции реки. В этих условиях мы заранее готовились идти в режиме первопрохождения.
Реки.
Река Акким берет начало на водораздельном плато на высоте около 200 м над уровнем моря, течет на юг и до впадения в Верхнетуломское в/х (урез 80 м) протекает через систему озер, принимая многочисленные притоки. При исследовании карты в районе поселка Приречный обнаружились занятные детали рельефа. Из озера Алла-Аккаярви через каньон в Акким вливается полноводная протока. На полутора километрах каньона ожидалось падение до 15 м. Мы планировали доехать до моста через каньон. Если есть шансы на проход - катамараны собирать здесь, а базовый лагерь поставим ниже каньона (туда есть дорога). Есть предположение, что этот пейзаж мог возникнуть из-за карьерной добычи никеля. Ниже на карте нанесены единичные зарубки порогов в широкой долине - это нам знакомо по реке Пече, а вот когда рвутся горизонтали - это скачок урезов в русле - признак водопадов или чего-то подобного, что типично для Карельского Башкауса и Кутсайоки. Мы насчитали на Аккиме 5 мест, где могут быть каскады порогов, каньоны и водопады. Из 52 км ( по карте) на 13 - белая вода и срабатывается перепад в 75 метров. Это обещает средний уклон 5 м/км в локальных препятствиях. Для прохождения маршрута использовали лодку "Скаут", катамараны "К-2" и "К-4" с деревянными и металлическими каркасами. Понимая предстоящие трудности, мы решили сотрудничать в составе экспедиции несколькими группами. Сплав по рекам Северного Приладожья ( Тохма-йоки, Колласйоки и Уксунйоки) в мае 2002, по Карельскому Башкусу и Кутсайоки в 2001 году дали уверенность в наших силах для похода в Заполярье.
По пути возникали притоки, соблазнительные для исследования, а так же речка Аннама с системой таинственных каналов. Предположили, что это дело рук обитателей ГУЛАГа. Очень хотелось на попутном лесовозе заброситься под водопад на Аннаме, пройти интригующую спираль и каскад порогов перед водохранилищем.
Наши прогнозы получили подтверждение в следующем:
1. Территория в районе населенных пунктов Никель - Приречный - активно разрабатываемое с 20-х годов прошлого века месторождение полиметаллических руд. Здесь развитая сеть грунтовых дорог, функционирует трасса до шоссе Р -11 (от границы до Верхнетуломска). У развилки трасс оборудован стационарный КП пограничников.
2. Лунный пейзаж в радиусе около 30 км вокруг поселка Никель поражает и ужасает вновь прибываюших. Преобразователи природы создали среди этого хаоса карьеров и отвалов комбинат с высочайшими трубами, увенчанных цветными шлейфами дыма, а по соседству - жилые кварталы ( бараки, лачуги, добротные многоэтажные дома и Дворец металлургов). Роза ветров учтена и благодаря этому среди домов есть зелень (трава, кусты, березки, рябины), но в носу щиплет от избытка газовых выбросов.
3. В районе Приреченского карьеры заросли березками, но земля нашпигована железом, почему-то рваными ошметками. Все признаки странного рельефа на карте - результат производственной деятельности. Возле дороги безжизненный бетонный корпус комбината, в стороне огромная рукотворная гора террикона. Создается впечатление, что работы здесь свертываются, а природа залечивает шрамы. Протока из озера Алла-Аккаярви до Аккима - рукотворная. Это канал с водой. По зеркалу воды ширина от 12 до 6 метров. Откосы - гравий, песок. Отмеченного на карте моста нет - только остатки свай в пороге. Уклон заметен на глаз, а на скальных выходах шумят короткие перекаты. После разведки на входе протоку прошли сходу до озера Простор в карьере.
Продолжение канала-каньона после озерца в карьере впечатляет и глубиной и мощью потока. На километровом участке 15 м перепада приходятся на 5 ступеней.
Самая впечатляющая - четвертая. Здесь берега были некогда укреплены ряжевыми стенами и, видимо, был мост. В русле комбинация плит, подводных и надводных камней, а с берегов торчат бревна. Одним словом рукотворное препятствие. 3 - 4 категории трудности. Ниже - гряда из обливных и надводных камней через весь канал. Поток формируется как под левым, так и под правым берегами. Мы делали проводку под правый берег. По высокой воде прохождение каньона упростится, при низкой - усложнится.
4. Деревянные заготовки для катамаранов можно было не везти из Дубны - строительного материала здесь достаточно.
5. Пограничные формальности свелись к проверке документов в поезде. В Никеле пограничников не было. Мы пытались созвониться с командиром по мобильнику, но он был недоступен. До конца маршрута с пограничниками мы не встречались.
6. Проблем со стоянками, дровами, сыростью на Аккиме не было. Сплавлялись на юг. Леса хвойные и смешанные. Много грибов, шикши и черники, есть морошка. Заросли можжевельника временами усыхали сверху - видимо от кислотных дождей. Ловились окуни и щуки.
7. У автомобильного моста на Аккиме водомерный пост. Было бы интересно получить сведения о расходе и стоке, но, видимо, он законсервирован. В канале расход около 5 кубов/сек, Акким добавляет еще около 3, ниже впадает 14 маловодных притоков. На водность реки влияет поверхностный сток, насыщение водой мхов.
8. Долина реки разработана ледником, протоки короткие с крутым падением. Можно выделить каскады порогов и шивер: Дубненский в канале-каньоне, "Известия" - ниже озера Неяскияур ( 6 зарубок на карте), Каскад Балдина ( 5 зарубок на карте, восточнее г. Кильесварр), каскад ОИЯИ между озером Аккимоно и автомобильным мостом.
9. Разведка показала, что протока из озера Кукесъяур с расходом около 3 кубов/сек для сплава интереса не представляет, а 10м перепад до моста срабатывался на мелководных крутых перекатах. Водопадов нет. Это позволило определиться с нижними порогами Аккима при впадении в Верхнетуломское водохранилище. При перепаде 6м от моста до в/х на 6 км и широкой реке ничего интересного не ожидалось. Выход от в/х на дорогу через густые заросли ивы - наказанье господне. Сплав по Аккиму прекращен на левом берегу перед мостом. Здесь удобно разбить бивак, хороший выход на шоссе, хорошая заводь для купания.
По трассе довольно интенсивное движение. Легковые автомашины предпочитают не останавливаться. МАЗы возили балласт для подсыпки дороги в стороны границы. Они готовы были забросить нас до КП пограничников у развилки дорог, но мы хотели заброситься в район озера, к началу волока.
10. В пойме реки Аннамы после войны было проведено осушение болот для совхоза. Ныне там не пахнет русским духом, поля четко спланированные, заросли кипреем и березой. Река Аннама невелика и для сплава на катамаранах вряд ли интереса. А вот "улитку" на ней исследовать не удалось.
После переезда на двух МАЗах (они как самолеты ходят парой) предстоял волок в исток Западной Лицы. Обнадеживала просека ведущая к озерцу в ее истоке. Оптимисты считали, что по ней можно идти, не тратя усилий на ориентирование. Пессимисты считали, то она заросла до неузнаваемости, либо это сплошная карликовая березка и придется идти по азимуту, да еще челночить. Была надежда на то, что на сопочках подлесок редкий, а по ягельнику идти - одно удовольствие. По карте переход 12 - 15 км. Но… Из озерца может сочиться ручеек Западной Лицы и разумнее перетащить все до сплавной воды, чем пропадать в сырых полярных зарослях. Этот участок маршрута требовал умения ходить по азимуту, здоровья и выносливости. Сомнения разрешились водителем МАЗа, охотившимся в этих местах.
МАЗы заехали по дороге с трассы в сторону озера до делянки. Желанная просека осталась восточнее. От озера она начиналась в низине: заросшей ивой и карликовой березой. Нам предстояло по высокоствольному, разреженному лесу выйти на эту просеку. Надо заметить, что мы дважды находили колья с односторонним затесом и неразборчивыми зарубками, но "поймать" просеку не могли - не просматривается. При азимутальном движении, используя спутниковый навигатор, мы старались идти по редколесью, обходя заросли ивы и березки. Длина пешего перехода на волоке утроилась. На третий день перехода мы вышли к безымянному озеру, из которого вытекает Западная Лица.
Западная Лица собирает воду из озерной системы и протоками прорывается через отроги хребтов. Вот и появляются рваные горизонтали на карте, обещая пороги с водопадными сливами. Через два дня сплава планировалось выйти в точку с кратчайшим расстоянием ( около 2,5 км) до реки Лебяжки. Вот тут-то одну группу можно было забрасить на нее и сразу исследовать две речки. Можно было бы использовать радиосвязь или встретиться для обмена мнениями перед ж/д, а соединиться при слиянии рек. Отсюда Западная Лица становится полноводной, а ее пороги обретают убойную мощь. Наша задача - адаптироваться к мощной воде и в режиме первопрохождения идти до автомобильного моста. Виноградовы сетовали, что шли по небывало низкой воде. Вероятность подобного в 2002 году низка, мы готовимся к средней воде.
Основная задача - исследовать реку с верховий до шоссе, но если время и пограничники позволят - пройти уже описанные пороги. Так ставилась задача перед спортивной экспедицией Дома Ученых ОИЯИ.
Дубненские туристы прошли связку рек Гирвас - Конья - Печа в 1998 году, в 2003 году связку рек Титовка - нижние пороги Западной Лицы. В 2004 году пройдена связка рек Печенга - Ура - Колвица. Таким образом, за восемь лет мы систематически изучали сплавные реки Кольского полуострова, расположенные западнее Мурманского меридиана. Осталась река Лотта с притоками, но она не представляет интереса для спортивного сплава.
Картографический материал и литература.
За основу принята карта Мурманской области М1: 200000, которая при фотографировании была отпечатана как километровка. При этом из-за генерализации пропали меандры и мелкие притоки. Это чувствовалось при ориентировании и счислении пройденного пути.
На основе гипсометрии были составлены графики уклонов Печенги, Уры и Колвицы. Поскольку удалось заполучить спутниковый навигатор, то открылась возможность не только определять координаты конкретных точек стояния, но и высоту над уровнем моря (с определенной погрешностью).
Информацию о районе удалось получить в Интернете:
1. Сайт Ольги и Сергея Виноградовых - об исследовании рек Титовка и Западная Лица на катамаране К-2 в 2000 году - www.veslo.ru/2001/otchet/oza/titovka.htm
2. Сайт Дмитрия Кувалина - о прохождении Титовки, Западной Лицы и Уры в 2001 году на каяках и катамаранах К-2 - www.brige.narod.ru
3. Материалы по Гирвасу - Пече (первопрохождение с верховий, отчет Московском городском клубе туристов) мы отработали в 1999 году, а в 2000 году В.П.Шириков (г. Дубна) прошел реку Улиту ( только устный отчет).
4. Отчет о первопрохождении связки рек: Акким - волок в исток Западной Лицы, сплав до автомобильного моста перед порогом Шампанский.
5. Отчет о прохождении связки рек Титовка и Западная Лица (нижние пороги).
По крупицам информация извлекалась из энциклопедий, специальной литературы и у проходивших военную службу в Заполярье, в этих местах. Некоторые рекомендации Анатолия Назарьева (г. Мурманск) оказались весьма полезными.
На старте мы имели необходимую информацию о маршруте, но многое предстояло узнать и осмыслить - мы делали первопрохождение в новом географическом районе Заполярья со специфическими природно-климатическими условиями.
Препятствия,ооcбые ориентиры | Время до очередного препятствия | Протяженность (м) | Ориентиры и характеристика препятствий | Как проходили | Примечание |
Старт по озеру Алла-Аккаярви | 00-00 | Обошли остров.Держались мысов на левом берегу. | Два мыса слева, вошли в залив | Ветер западный, фордевинд. | |
Начало канала | 1-20 | Порог 1 кт, перекаты. Моста нет. Дороги на левом и ПБ. | По центру и ПБ По струе. | Сваи от моста. Стоянка на ПБ. | |
Переход озера в карьере | 1 -30 | Курс 90 градусов. | Раведка и обнос по левому берегу | Есть набитая тропа. | |
Прохождение канала -каньона "Дубненский" | 3-50 | Пять ступеней. Четвертая 3-4 к.т Ширина 10-13м, расход 7 куб в секунду. | Шли центром доручья и правее центра -ниже. | Кульминация - у бревен, на выходе каньона мель. | |
Озерцо и озеро | 4-00 | Острова. Мелкие протоки. | Шли левыми протоками. | Ветер ю-з.в 14-30 | |
Протока с 2 пере-катами, озерцо | 4-25 | Обед на галечном острове. Обнос порога 2 КТ. Зимовье. | Шли по желобу переката. | Ветер Ю-З.Зи-мовье на 10 чел. | |
Порог "Говорун" 2 кт. | 4-40 | От галечного острова до озера На выходе ЛБ осыпной. | По центру, у осыпи пи под ЛБ. | Мах. подъем воды на 1,8 м. | |
Переход оз. Рошъ-яур. Урез 134 | 6-05 | Идти на острова, на западный и восточный мыс. В начале про-токи порог "Москвич"- 3 кт. | Порог на правом повороте, 250 м, есть бочки | Ниже порога раз- лив и каскад ши-вер. | |
Каскад из 6 шивер 3 кт | 6-55 | Меандры, широкая долина, щирокая река до 120м | По желобу переката. | Много травы. Нет стоянок удобных | |
Разлив, остров | 7-13 | Левый берег высокий со следа-ми пожара. | Встаем на ночлег | Идти лучше пра-вой протокой. | |
Оз. Куойяшияур | 7-25 | Шивера в правой протоке.при Входе, в Пр. протоке,в проливе | По желобу переката, сходу | Перед протокой зимовье на ПБ | |
Протока, шиверай 2 кт | 10-30 | Зимовье на ПБ. Протока закрыта | По центру-вправо | По правому берегу- гу к протоке. | |
Кскад шивер-по-рогов "Известия" 3 кт, урез 115 м | 11-50 | 2300. | Долина реки широкая. На ПБ Старая гарь.4 и 5 ступени с крутым падением, бочками. | Маневрировали по струе - центр. ЛБ | Шум порогов слышен уже у зимовья на озере |
Балдинский кас- кад, 3 кт | 12-30 | После тишей и меандров долина Сужается в крутых берегах. | Шли сходу по струе как перекат. | В начале каскада маленький остров | |
Каскад Позе 3 кт. | 13-50 | При заходе видна гора Скалис-тая, берега до 8 - 10м. | Шли сходу как перекат. | Слева шум шоссе | |
Слева шоссе | 14-15 | На склоне сопки шоссе, авто. | Гладкая вода | Тиши. | |
Разлив справа | 14-55 | Подпор озера. Течения нет. | |||
Озеро Аккимона | 15-10 | Фарватер среди травы чист | Курс 210 градусов | Заросли травы | |
Каскад ОИЯИ 5 кт | 17-20 | Крупный обдомочный матери- Ал , хаос обливных и надводныых камней, гряд, бочки. | Выставляли сигнальщиков, посты страховки. | Видео и фото Фрагментами вдоль каскада. | |
Ж/б мост через Акким. Бивак. | 17-30 | Чалилться к песчаному осыпному левому берегу. | Перед мостом | Конец сплава по Аккиму |
4.4 Паспорт на маршрут 3 категории сложностив Мурманской области (Заполярье), река Акким + Верхнетуломское водохранилище.
№№ | Информация о маршруте | Показатель | Изменение категории сложности | ||
Паводок | Межень | Низкая вода | |||
Река Акким-система озер и проток. Эталон для оценки - р.Печа. | 3 к.с. | ||||
Старт из п. Приречный на озере Алла-Аккаярви. | |||||
Типичные препятствия -шиверы, ветер, холод, максимальная к.с . | 4 к.с. | ? | |||
Сплав до моста на шоссе Р-9, возможен переход по в/х, связка рек Перепад высот на сплавном участке | 56 км 75 м | ||||
Расход в м куб/сек в Дубненском каскаде. Отметка мах. воды. | На 2,5 м выше | Средняя вода | |||
Озерная часть маршрута | 30 км | ||||
Сезонность: июнь-август | |||||
Маршрут пройден за 17 час 20 мин | 17-20 | ||||
Ключевые препятствия: Дубненский каскад - 5 ступеней. Каскад "Троица"- порог и 6 шивер Каскад "Арзамас" Каскад "Известия" из 5 шивер Каскад "Балдин" из 5 шивер Каскад Позе из 4 шивер Каскад ОИЯИ из 4 ступеней | 800м 1800м 600м 1400м 800м 1200м 1100м | 3 2 2 3 2 2 3 | 4 3 2 3 3 3 4 | 4 3 3 3 3 3 4 | |
Страховка с берега и с воды. | |||||
Экологическая характеристика: Материал для сборки судов есть Рыба ловится Морошка и шикша есть Грибы растут Вода пригодна в пищу. Летают утки Есть крупные звери Воздух чистый Влажность воздуха высокая Погода меняется резко Ночи белые | |||||
Восточнее Аккима от Приречного на юг проходит шоссе - возможен аварийный выход выход. | |||||
Проблем с ночлегами нет. | |||||
Выезд с маршрута на попутных машинах через Верхнетуломск | |||||
Средства сплава: Катамараны Байдарки любые (мест) Лодки, рафты, плоты надувные (мест) | К-1,2 К-4 2-3 2-6 | К-1,2 2 2-4 | К-1,2 2 2 | ||
Район приграничный. На реке людей нет. | |||||
Информации о спортивном прохождении реки нет. Экспедиция Дома Ученых Объединенного Института Ядерных Исследований прошла Акким в 2002 г. впервые на К-2, К-4, "Егере" и "Скауте". |
4.4.1 Паспорт водного препятствия "Дубненский каскад"- 4 кс.