Смета доходов и расходов кооператива

СКПК, как некоммерческая организация должен иметь самостоятельную смету, которая является основным финансовым планом кооператива. Смета представляет собой план доходов и расходов СКПК. Она разрабатывается ежегодно Правлением кооператива и утверждается Общим собранием.

Составление сметы доходов и расходов обеспечивает контроль со стороны членов кооператива за суммой расходов, позволяя, с одной стороны, влиять на их величину при утверждении сметы, с другой стороны – контролировать величину расходов в течение отчетного года и по его окончании. Одновременно наличие сметы позволяет предусмотреть расходы кооператива, связанные с осуществлением его уставной деятельности. Также смета в кредитном кооперативе составляется для того, чтобы спланировать финансовое обеспечение своей деятельности.

При составлении сметы следует прежде всего определить планируемые суммы поступлений в виде процентов, которые являются поступлениями от коммерческой деятельности и те виды затрат, которые могут осуществляться за счет указанных поступлений. Та часть затрат кооператива, которая не может быть покрыта за счет получаемых процентов, финансируется за счет членских взносов от членов кооператива.

При таком подходе необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- во внутренних Положениях кооператива должен быть прописан порядок распределения расходов на расходы, финансируемые за счет целевых средств и расходы, которые осуществляются за счет поступлений в виде процентов от коммерческой деятельности;

- в Учетной политике (как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета) должен быть описан порядок учета доходов и расходов с разделением их на доходы (расходы) по предпринимательской и некоммерческой деятельности;

- в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы по предпринимательской и некоммерческой деятельности должны учитываться раздельно.

При составлении сметы доходов и расходов нужно разделить доходы и расходы с четким их соотнесением по видам.

В плановой смете итог по доходам строго должен соответствовать итогу по расходам. Это связано с некоммерческим характером основной деятельности СКПК. Доходная часть сметы (бюджета) должна формироваться по принципу необходимости и достаточности.

В доходной части сметы должны быть раскрыты все виды поступлений, основными из которых являются:

- Взносы членов (ассоциированных членов) всех видов;

- Проценты по займам выданным;

- Поступления от организаций – не членов кооператива в виде целевого финансирования;

- Прибыль от предпринимательской деятельности после налогообложения;

- И другие источники.

В расходной части раскрываются все расходы СКПК:

· Выплата процентов за привлеченные займы;

· Расходы по обслуживанию долговых обязательств;

· Административные расходы кооператива (с расшифровкой);

· Другие расходы.

Расшифровка расходов необходима достаточно (но не излишне) детальная, например:

- командировочные расходы, - канцелярские расходы, и т.п. Такая расшифровка в дальнейшем поможет проводить детальный анализ расходов кооператива.

Если в кооперативе реализуются несколько разных некоммерческих проектов, особенно в случае, когда на эти проекты выделены целевые средства из бюджета или от организаций – не членов кооператива, на каждый из этих проектов целесообразно разрабатывать отдельную смету. Это позволит точнее выделить в бухгалтерском и налоговом учете поступления и расходы по некоммерческой деятельности. При этом, СКПК самостоятельно определяет количество своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы.

СКПК может согласовывать свои сметы только с жертвователями и грантодателями, а также со своими членами. Государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность СКПК и вносить коррективы в направления расходования средств, если такое использование соответствует уставным целям организации.

Наши рекомендации