Тема №4: Представление. Воображение

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Специальность:

Дисциплина: 5В130100 «общая медицина»

Кафедра: истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин

Курс 1

Темы № 1- 14

Составитель:

Старший преподаватель __________ Куклина Н.М.

Семей – 2014

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2014 г.

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2015 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2016 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2017 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2018 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

1. Тема №1: Этапы развития психологии и психики. Основные психические процессы, свойства и состояния личности.

2. Цель: познакомить с историей становления психологии как науки, с современным научным пониманием психики и особенностями психического отражения. Показать, что знание этапов развития психики, особенностей психического отражения и основных психических процессов, свойств и состояний - это фундамент, на котором будут базироваться дальнейшие знания студентов.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: этапы развития психологии, психики и сознания.

Три формы (физическое, физиологическое и психическое) отражения. Особенности развития психического отражения. Нейрофизиологические механизмы сознания: строение ЦНС. Основные законы процессов возбуждения и торможения: закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.

Основные характеристики психических процессов, свойств и психических состояний.

o Студент должен уметь:овладевать новыми знаниями, терминами и понятиями, использовать полученные знания в учебной деятельности и медицинской практике.

4. Основные вопросы темы:

  1. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.
  2. Этапы развития психики и сознания.
  3. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая особенность психического отражения.
  4. Нейрофизиологические механизмы сознания. Закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.
  5. Классификация мира психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
  6. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на вопросы семинарского занятия. индивидуальная Защита и обсуждение СРО «Современные данные о функциональной организации мозга, разработанные А.Р. Лурия». Работа с глоссарием. Тестирование.

  1. Литература:

Основная :

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
  2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
  3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1.Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

4. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1.Как вы думаете, как давно возникла психология?

2.Можно ли психологию души считать наукой?

3.Как вы думаете, методом интроспекции мы можем проверить: верно ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове?

4.Можно ли считать психологию сознания наукой?

5.Каким методом будет определять бихевиорист дисциплинированного студента и недисциплинированного студента (на лекции)?

5.Можно ли считать поведенческую психологию подлинно научной?

6.Что является структурной единицей нервной системы?

7.В виде чего хранится вся информация, которую получает человек?

8.В результате чего возникает сознание?

9.Чем психическое отражение отличается от других форм отражения?

10.Что является более продолжительным по времени психические свойства, психические процессы или психические состояния?

1. Обезьянам раздали фишки желтого, красного и зеленого цвета. За желтую фишку им давали банан, за красную хурму, за зеленую яблоко. Индивидуальные особенности обезьян проявились сразу же: одни обезьяны предъявляли фишки по мере появления голода, другие спускали их сразу. Затем дело дошло до того, что обезьяны стали обмениваться фишками, получая на них те фрукты, которые им были больше по вкусу. Как можно объяснить такое поведение обезьян?

А. Обезьяны обладают сознанием.

Б. Обезьяны обладают интеллектом.

С. Обезьяны уловили связь между явлениями.

D. В основе такого поведения лежат инстинкты.

Е. Все ответы верны.

2. Какие функции выполняют три основных блока, выделенные А.Р.Лурия в головном мозгу человека?

А. Обеспечения общего тонуса коры.

Б. Сохранения следов возбуждения длительное время.

В. Приема, переработки и хранения полученной человеком информации.

Г. Формирования намерений, выработки программы действия, выполнения

этих программ и контроля за протекающими действиями.

Д. Все ответы верны.

3. Больному с поражением мозга предлагают зажечь свечу (по А.Р. Лурия). Он берет спичку и свечу, зажигает спичку, вставляет свечу в рот и пытается прикурить, словно это папироса. По просьбе экспериментатора он легко воспроизводит словесную формулировку инструкции. Какая из причин может детерминировать подобное поведение?

А. Дефект в функционировании памяти.

Б. Повреждение в блоке регуляции тонуса и бодрствования (ретикулярная

формация)

В. Повреждение в блоке программирования, регуляции и контроля

деятельности (лобные доли).

Г. Повреждение в блоке приема, переработки и хранения информации

(теменно-височно-затылочные области коры).

1. Тема №2: Познавательные психические процессы. Ощущения.

2. Цель занятия: закрепить знания о познавательных процессах человека: ощущениях. Показать, что основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения, которые дают человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в собственном теле, т. как ощущения являются первой ступенью познавательного процесса, показать их роль и значение для активной жизни человека и медицинской практики.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, строение анализатора, интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные ощущения, нижний, верхний, разностный пороги ощущений, латентный период и последействие ощущений.

o Студент должен уметь:использовать полученные знания в медицинской практике, например, познакомить с понятием «иррадирующая боль» и показать его значение для постановки диагноза, научить тактике поведения с больными, страдающими сильными болями.

4.Основные вопросы темы:

1. Определение ощущений. Анализаторы как органы ощущений. Строение

анализатора.

2. Систематическая классификация ощущений И. Шеррингтона.

3. Общие свойства ощущений. Пороги ощущений.

4. Основные формы изменения чувствительности: адаптация, синестезия,

сенсебилизация.

5.Виды ощущений.

5. Методы обучения и преподавания:

После устных ответов студентов на 1-4 вопросы семинарского занятия проводится работа в малых группах: составить схему «Виды ощущений». Проведение опыта- эксперимента «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании». I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула; II опыт – пассивное осязание при движении фигуры –стимула; III опыт- редуцированное активное осязание; IY опыт – активное осязание; Y опыт – бимануальное осязание. При обсуждении результатов опыта возможна дискуссия. Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная :

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Как вы думаете, в чем состоит биологический смысл процесса адаптации?

2. Как звучит психофизический закон Вебера-Фехнера?

3. Что такое синестезия?

4. Какие ощущения включает в себя осязание?

5. Что понимается под сенсорной депривацией?

6. Что такое негативная и позитивная адаптация?

7. О чем сигнализируют человеку болевые ощущения?

8. Как вы думаете почему пираты закрывали один глаз черной повязкой?

9. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?

10. Приведите пример синестезии, сенсибилизации.

1. В каком из суждений речь идет об ощущении?

А. Субъективное отражение объективной реальности.

В. Отражение существенных свойств предметов и явлений.

С. Отражение отдельных свойств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

D. Отражение предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств.

Е. Целостное отражение предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

2. Какой из элементов не входит в состав анализатора?

А. Рецептор. С. Проводящие нервные пути.

В. Стереотип. D. Корковый отдел.

4. Человек, вошедший в комнату, где чувствуется запах духов, вскоре перестает его

ощущать. Как называется это явление?

А. Разностная чувствительность.

В. Отрицательное последействие.

С. Негативная адаптация.

D Сенсорная депривация.

Е. Позитивная адаптация.

5. Какой должна быть прибавка к грузу в 200 г, чтобы ощутить едва заметное прибавление в весе?

А. 2 г. В. 4 г. С. 6 г. D. 8 г. Е. 10г.

6. Если стены комнаты окрашены в синий, зеленый или голубой цвет, то находящемуся в ней человеку кажется, что температура в комнате на несколько градусов ниже, чем на самом деле. Этот факт является проявлением:

А. Интенсификации.

В. Сенсибилизации.

С. Адаптации.

D. Синестезии.

Е. Последействия ощущений.

7. На белой стене висят часы с черным циферблатом, заключенным в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Как называется данное явление?

А. Положительный последовательный образ.

В. Отрицательный последовательный образ.

Тема №3: Восприятие.

2. Цель: закрепить знания о познавательных процессах человека: восприятии. Показать, что восприятие – непосредственное отражение целостного образа предметов и явлений, а наблюдение есть активное, направленное восприятие – важный прием медико-психологического обследования больного, показать их роль и значение для активной жизни человека и медицинской практики.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, физиологические основы восприятия и понимание того, что воспринимает мозг, а решение принимает сознание, что при восприятии совершается сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга.

o Студент должен уметь:использовать полученные знания в медицинской

практике, например, овладеть методами наблюдения как активного, направленного восприятия и применять его для медико-психологического обследования больного и сбора анамнеза.

5. Основные вопросы темы:

1. Восприятие как отражение целостного образа предметов и явлений, его

физиологические основы.

2. Основные операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание, их характеристика.

3. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция. Избирательность восприятия.

5. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на 1-2 вопросы семинарского занятия. Работа в малых группах: решение ситуационных задач на ошибки восприятия. Индивидуальная работа: заполняется терминологический словарь (глоссарий). Защита и обсуждение презентации «Сложные формы восприятия». Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная :

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Как вы понимаете фразу «Мозг видит только то, что знает»?

2. Какие операции включает процесс восприятия?

3. Что значит сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга при восприятии?

4. Когда мы можем сказать, что процесс восприятия завешен?

5. Что понимают под объемом восприятия?

6. Можно ли измерить объем восприятия в обычных условиях.

7. Почему в шрифте Брайля (для слепых) для обозначения букв и цифр используют шесть точек?

Тема №4: Представление. Воображение.

2. Цель: закрепить знания о познавательных процессах человека: представлениях и воображении, показать усложнение познавательного процесса в представлении и воображении, которые зависят от внимания, памяти, особенностей личности. Показать клинико-психологическое значение воображения в возникновении ятрогенных и других заболеваний.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме,

o Студент должен уметь:овладевать новыми знаниями, терминами и понятиями, использовать полученные знания в учебной деятельности и медицинской практике.

  1. Основные вопросы темы:

1. Представления и их виды. Эйдетизм. Основные отличия представлений от восприятия..

2. Понятие о воображении, его физиологическая основа.

3. Виды воображения: пассивное, активное. Эмпатия.

4. Антиципирующее воображение. Фантазия и мечта как проявления антиципирующего воображения.

5. Основные приемы воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация, заострение).

5. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на 1 вопрос семинарского занятия. Групповой эксперимент «Оценка яркости – четкости представлений (по методу саморанжирования)». Обсуждение итогов эксперимента. Устные ответы 2-5 вопросы. Проведение психологического теста «Несуществующее животное». Защита и обсуждение СРО «Клинико-психологическое значение воображения. Ятрогенные заболевания». Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная :

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Почему представления называют вторичным образом?

2. Что способствует, является стимулом для появления представлений?

3. Есть ли различие между грезами и мечтой?

4. Если грезы будут преобладать в жизни человека, к чему это может привести?

5. Каким видом воображения мы пользуемся ежеминутно как воздухом?

5. Чем воображение отличается от восприятия и памяти?

6. Нужны ли грезы человеку?

7. Вспомните, когда вы проявляли чувство эмпатии к окружающим?

8. Можно ли сказать другому человеку: «Я чувствую то же, что чувствуешь ты?»

9. Как вы думаете, творческое воображение присуще каждому человеку?

10. Какой вид воображения лежит в основе способности человека предвосхищать

будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.п.

11. Какими могут быть мечты по своему характеру?

12. Почему воображение называют самым психическим из всех психических

процессов?

Наши рекомендации