Проблема наследования способностей
Ещё Платон полагал, что все способности человека являются врожденными.
Родственник знаменитого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина – Гальтон связал идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия», в которой утверждал, что гениальность и талантливость передается по наследству из рода в род не зависимо от факторов внешней среды.
Однако, с момента выходя работ Гальтона было накоплено большое количество данных, в которых с одной стороны представлены доказательства наследуемости природных способностей, с другой – зависимость проявления способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.
Каждый человек может успешно развивать свои способности в процессе упорного и кропотливого труда. Но развитие способностей возможно только до определенного предела, отпущенного природой.
Преодолеть генетические ресурсы невозможно – гениальным человек становится не в результате упорного и самоотверженного труда, гениальность является ему как подарок судьбы.
В книге Гальтона приведены примеры семей, у которых способности передавались по наследству – семейство Бахов, в семье которых около 60 музыкантов, 20 из которых признаны выдающимися; в семье Моцарта – 5 музыкантов, в семье Гайднов – 2.
Для музыкантов также важным является вопрос о специализации. Специальность должна соответствовать психодинамическим особенностям его темперамента и характера. Так качества темперамента, которые хороши для одного вида деятельности могут оказаться малопригодными для другого вида.
Главным моментом в выборе специальности могут оказаться чисто психологические показатели, а не музыкальные способности.
Так, существуют специальные психологические тесты и опросники, выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях.
Так, качества личности, необходимые эстрадному исполнители могут вовсе быть необязательны для работы преподавателем или теоретиком.
Например, для сольной концертной деятельности необходимы – желание демонстрировать свои таланты перед публикой, стремление к тщательной отделке произведения, потребность в соревновании с другими.
Для педагогической деятельности – стремление к общению с детьми, любовь к ним, интерес к методикам.
Для дирижерской деятельности – умение организовывать и вести коллектив, общительность, мимическая и пластическая выразительность в передаче музыкальных интонаций.
Для музыковедческой деятельности –способности к аналитическому и образному мышлению, литературный язык.
Для композитора –стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов, а не демонстрация своих возможностей, как у исполнителей или общение с другими людьми как у педагогов и дирижеров.
По многочисленным исследованиям оказалось, что у струнников – наиболее характерными оказались такие черты, как интровертированность, застенчивость, самодостаточность, повышенный уровень тревожности.
У медников – невысокий уровень интеллектуальных достижений, малую чувствительность, зависимость от мнения группы, соглашательство.
У пианистов – экстравертированность, хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность.
У вокалистов – экстравертированность, независимость от мнения окружающих, выраженная чувствительность, артистичность и утонченность натуры.
Высокая тревожность обусловливает при исполнении страдание ритмической стороны, при публичном – нежелательные срывы. Высокая тревожность часто связана с повышенной эмоциональностью, что может способствовать композиторской деятельности, но мешать исполнительской и педагогической работе.