Проблема диагностики способностей

Выделяются методы диагностики общих способностей и специальных способностей.

В зарубежной литературе общие способности сводятся к интеллекту специальные способности делятся: по видам психических функций (моторные, сенсорные), по видам деятельности (технические, профессиональные).

Моторные тесты: измерение точности, скорости движений, зрительно-моторная координация, кинестезия, ловкость движений пальцев рук, тест точности мышечного усилия.

Сенсорные тесты: вышли из экспериментальных исследований восприятия, во многом из клинических исследований дефекта сенсорных функций. Наиболее широкое применение: отбор персонала военного и промышленного. В основном разработаны методы для определения зрения и слуха.

Диагностика механических или технических способностей.

Методы изучения более конкретных, прикладных способностей. Технические способности – способности проявляющиеся при работе с техникой. Требуют способности к мышлению, двигательным навыкам, техническое понимание (Терстоун), пространственное представление.

Тесты диагностируют приобретенные знания, навыки и умения. Хуже диагностируют способности к пространственному представлению.

Наиболее эффективно диагностирование в период формирования индивидуальной структуры способностей.

Положения общей теории способностей:

1 Способности – всегда способности к определенному роду деятельности. Способности выявляются в деятельности.

2 Способности – понятие динамическое, они проявляются и развиваются.

3 В отдельные периоды развития человека существуют наиболее благоприятные условия развития способностей. Эти периоды называются сензитивными.

4 Способности развиваются в комплексе.

5 Возможна в широких пределах компенсация отсутствия одних способностей наличием других.

Тест – проба или задача, может быть трудной или простой, важной или неважной. Значение имеет результат тестирования.

До 5% солдат неспособны усвоить назначенную для них воинскую специальность.

Тесты специальных возможностей – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных и узких областях деятельности.

Валидизация тестов способностей производится по отношению к узким областям деятельности.

Батарея тестов общих способностей – GATB (general aptitude test battery)

Применяется для выявления способностей к видам деятельности. Разработана в 1956 году в США, включает 12 субтестов (8 – бланковые, 4 – аппаратурные), все тесты скоростные.

SATB – специальные способности.

NATB – для неумеющих читать.

Тест Равена

Предложен психологами Пенроуз и Равеном в середине 30-х годов.

Предназначен для измерения интеллекта детей от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 60 лет.

Кроме ч/б варианта существует и цветной вариант.

В тесте 5 серий по 12 заданий.

Каждая серия исследует определенную умственную операцию G-фактора по Спирмену.

Цветной вариант – 3 серии по 12 заданий.

Тест измеряет как скорость, так и результативность умственной работы.

Корреляция результатов теста с результатами теста Стенфорд-Бине 0,66.

Коэффициент надежности от 0,7 до 0,9.

Прогностическая валидность по отношению к успешности учебы 0,72.

Шкала измерения интеллекта Векслера

Иногда его называют Векслер-Бельвью. Бельвью – название клиники.

Штур – школьный тест умственного развития

Диагностика детей 6-8 классов.

6 субтестов.

Отмечена корреляция с тестом Амтхауэра.

Тест Амтхауэра и методика исследования особенностей мышления (МИОМ)

Тест Амтхауэра, (факторы (4):) выявляет застывший, кристализованный, потенциальный интеллект.

Тесты интеллекта

Интеллект (лат. понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В разных психологических концепциях интеллект отождествляется:

· с системой умственных операций: абстрагирование, анализ, синтез – термины формальной логики,

· со стилем и стратегией решения проблем,

· с эффективностью познавательной активности при анализе ситуации,

· с когнитивным стилем в целом.

Ж. Пиаже: интеллект – биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.

Первые тесты интеллекта разработаны Гальтоном и Кеттеллом.

История изучения интеллекта – конец 19 начало 20 века.

В 1905 году Бине и Симон предложили измерять способность справляться с ответственными заданиями и успешно приспосабливаться к обстоятельствам ситуации (интеллект).

Тесты интеллекта – психодиагностические методики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

У каждого из нас есть образ умного человека, человека обладающего высоким интеллектом.

С целью описания обыденного представления об интеллекте проведено исследование (выборка до 1000 неэкспертов и 200 экспертов), характеристики участников эксперимента.

Разница житейских представлений и научных представлений об интеллекте:

неэксперты выделяют:

1 фактор – способность к решению проблем бытийного характера (логично рассуждает, улавливает связь идей…);

2 фактор – вербальные способности (ясно и четко формулирует свои мысли, знаток в конкретной области…);

3 фактор – социальная компетентность (способность принимать людей такими какие они есть…);

эксперты выделяют:

1 фактор – вербальный интеллект (понимание смысла написанного, четкость формулирования мысли, любознательность…);

2 фактор – способность к решению задач (умение применить знания и навыки к решению проблемных ситуаций, умение формулировать проблему…);

3 фактор – практический интеллект (хорошая ориентировка в ситуации, интерес к окружающему миру…).

Интеллект не адекватен понятию креативность (творческие способности) и только частично коррелирует с понятием мудрость.

Психометрическое понимание интеллекта связывают с именем Гальтона, который первый разработал тесты интеллекта.

Существует несколько теорий или концепций интеллекта, на основе которых разработаны тесты интеллекта. Объяснить решение тестов интеллектуальной задачи можно только при наличии теоретической концепции.

Концепция Спирмена.

Наличие двух факторов интеллекта:

G-фактор – общий интеллект,

S-фактор – специфический интеллект.

Спирмен был сторонником корреляционного метода анализа и метода наблюдения в анализе интеллекта. Варьируются условия и измеряются изменения – экспериментальный метод. Корреляционный анализ между факторами интеллекта и общими условиями.

G-фактор отвечает за установление отношений и связей. Отношения – индуктивное мышление, связи – дедуктивное мышление.

Пример использования концепции Спирмена – тест прогрессивных матриц Равена.

В показателях некоторых других тестов (Векслер, шкала Стенфорд-Бине (Бине – автор, Стенфорд – город, где расположен университет, в котором тест адаптировался)) также существуют признаки G-фактора.

Многофакторная концепции интеллекта Терстоун

Основываясь на концепции Спирмена, он использует G-фактор, но выделяет 7 факторов:

· словесное понимание,

· беглость речи,

· легкость оперирования числовым материалом,

· пространственная ориентация,

· ассоциативная память,

· скорость восприятия,

· индуктивное мышление.

Концепция Гилфорда.

Проблема диагностики способностей - student2.ru
Выделятся 120 видов интеллекта:

Методики на интеллект должны быть:

· теоретически обоснованные,

· эмпирически проверенные,

· эффективно работающие, т.е. дающие прогноз.

Наши рекомендации