Система жанров древнерусской литературы. Ведущие жанры в историко-функциональном освещении. Ключевые темы, образы, сюжеты древнерусской литературы. 2 страница
Доброхотов. Особенность поэтики «БК» – наличие нескольких систем худ. кодов, каждый из кот. может служить ключом к сюжету поэмы в целом. #, странствие героев «Комедии» имеет смысловое и географич. соответствие с паломничеством. Но его можно сопоставить и с движениями небесных тел, и с основными этапами мировой истории. Очевидно и соответствие определенных моментов биографии Данте и узловых событий сюжета. Основная линия повествования сопровождается пунктирными линиями (инфрафабулами), развивающими темы, эл-ты кот. на 1й взгляд не собраны в самостоятельный сюжет, но в конечном счете составляют вполне определенную целостность. В философском плане «Комедии» инфрафабулы несут на себе основную нагрузку, проводя читателя от простого явления к глубинной сущности. В поэме мы встретим и такие теоретические инфрафабулы, как развитие темы свободы воли или смысла римской истории, и такие символич., как тема горы или храма, и даже в мелочах, например в цитировании иноязычных текстов, прослеживается обдуманная фабульная последовательность. Сложный узор, в который сплетаются все эти линии, и составляет уникальную конструкцию «БК».
Дживегелов Алексей Карпович, «Данте Алигьери. Жизнь и творч-во». Что представляет собой Дантово мастерство? "Комедия" прежде всего очень личное произведение. В ней нет ни малейшей объективности. С 1го стиха поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя. Субъективность "БК" - обдуманный прием. Описывая потусторонний мир, Данте говорит о природе и о людях. Казалось бы, это так просто: поэт описывает природу, поэт изображает людей. Но в европ. лит-ре до Данте не существовало ни искусства поэтич. пейзажа, ни искусства поэтич. портрета. Данте нашел то и другое. В уменье изображать конкретно, осязательно природу и человека - торжество реалистич. искусства - Данте впервые преодолевает ограниченность средневековых повседневных навыков и взглядов. Данте стремился добиться рельефности изображения посредством простоты и осязательности. Чтобы поэма была доступной для понимания многих, размещение слов в стихе, чрезвычайно уплотненном, нужно было по возможности приблизить к простейшим требованиям синтаксиса, символам и аллегориям по возможности искать простейшие словесные выражения, понятнее излагать богословские тонкости, неизбежные по плану поэмы. Другая особенность словесного мастерства Данте - осязательность. Добиваясь осязательности, поэт добивался эффекта реальности. Мысль его с необыкновенной легкостью принимает конкретную форму, идеи воплощаются в вещи и образы.
А.А. Асоян, «Почтите высочайшего поэта…». Судьба «БК» Данте в России». В сознании миллионов читателей Данте прежде всего автор "БК". Её по праву называют патриотич. библией итальянской нации. Ни одному поэту Нового времени не удавалось, кажется, в столь полной и законченной форме выразить в своем произведении дух целого народа, его поэтич. и религ. жизнь, веру и богатейший свод знаний своей эпохи. На страницах поэмы мы найдем всеобъемлющий образ человеч. души, ее страстей и драматич. испытаний. Еще при жизни автора поэма стяжала необыкновенную славу. После смерти поэта ее популярность то угасала, то снова росла. В Испании Данте очень скоро стал одним из самых читаемых иностр. поэтов. Правда, в 16в инквизиция сделала немало, чтобы уронить престиж "БК", но ценители и восхищенные читатели поэмы не исчезали и в самые неблагополучные для нее времена. В следующем веке высокая репутация "БК» была поддержана Дж. Мильтоном (влияние БК сказалось почти на всех его сочинениях, esp – «Потерянный рай»). 18 в. нередко сравнивали с площадью в комедии дель арте, где непрестанно скрещивали шпаги сторонники и противники Данте. Печально известны "Вергилиевы письма" профессора изящной литературы Саверио Беттинелли. Автор полагал, что у Данте была великая душа, но в искусстве он ничего не смыслил, "БК" читать невозможно, стиль ее груб, а рифма чудовищна. Защищая дантовскую поэму, соотечественник Беттинелли поэт Витторио Альфиери заявлял: "17в. бредил, 16й болтал, 15й делал грамматич. ошибки, а 14й говорил". К концу столетия антидантовские бастионы пали даже во Франции, где долгое время их отстаивал Вольтер. Романтики возродили живой читательский интерес к "БК". Начало нового столетия ознаменовалось мощным приливом внимания к творчеству Данте. К концу столетия "БК" читали уже на 20 языках. Интерес к Данте стал столь многонационален и глубок, что англ. искусствовед Дж. Рескин назвал великого тосканца "центральным человеком мира". Популярность Данте началась с романтизма. Спор о романтизме и его истоках часто касался "БК". Эстетич. сознанию романтиков открылось своеобразие и ценность нац. литератур. В гениальном поэте увидели отца новой Италии, а она сама предстала как отчизна вдохновения, как родина европейского искусства. Дантовская поэма играла заметную роль в обновлении русского эстетич. сознания. Среди рус. романтиков культ Италии был особенно свойствен К.Н.Батюшкову. Тонким ценителем и редким знатоком "Комедии" был и П.А.Катенин, "один из 1х апостолов романтизма". Он же стал 1м комментатором поэмы в России. Повлияла «БК» на написание поэмы В.К.Кюхельбекера «Давид». Рассуждая о гротеске и романтич. поэзии, современник Кюхельбеккера Н.И. Надеждин ссылался на "БК" и писал, что тот, «Кто посвящен в таинства "БК", тот может сказать о себе, что открыл вход во внутреннейшее святилище романтич. поэзии». Разносторонний интерес романтиков к "БК" был живым, острым, исполненным избирательности и пристрастий. Дантовская поэма привлекла их оригинальной формой, вызывающей восхищение поэтич. гением, беспредельной свободой творч. воображения и мастерским исполнением грандиозного замысла. Она покорила глубоким проникновением в тайную жизнь человеч. духа, трагич. накалом его коллизий и всеобъемлющим характером худ. обобщений. В "БК" романтики увидели удивительное сопряжение самых сокровенных интенций личности с историч. жизнью нации, культурой целой эпохи: калейдоскопический противоречивый мир был воспринят в душу поэта, и душа его стала равна миру. В русле романтических устремлений формировался интерес к Данте и А.С.Пушкина (Переклички с дантовскими стихами обнаруживаются и в элегии "Погасло дневное светило", в поэме "Кавказский пленник", в стихотворении "Зачем безвременную скуку...", в поэме «Евгений Онегин»). В конце века, с началом формирования символизма в России, началась новая волна увлечения «БК» (Вл.Соловьев, Вяч. Иванов, Ал.Блок). Интерес к Данте в России обогащал и отеч. и мировую культуру. В "чужой" культурной среде "БК" открывалась читателю порой непредугаданными гранями. Дантовское слово обретало при этом живые связи с действительностью, прорастало на русской почве своеобразными филос., эстетич. и худ. идеями. Они опровергали представление о Данте как преимущественно католическом поэте, поэте-мыслителе католической Европы, и свидетельствовали о принадлежности Данте всему миру. Вместе с тем "русский" Данте воплощал в себе необыкновенную отзывчивость нац. культуры на общечеловеч. опыт. Наиболее ярко это проявлялось в том, что "БК" переставала восприниматься как лит. памятник, и Данте становился современным своим читателям, их эпохе.
Творчество У. Шекспира как вершина европейского Ренессанса. Жанровое своеобразие драматургии Шекспира. Трагедия «Гамлет». Конфликт, композиция, система образов. Гамлетовские аллюзии и реминисценции в мировой литературе.
С сер 14 в. в Италии начинается широкое культ. движение, обусловленное зарождением в недрах феодал. общества капиталистич. отношений. Это движение принято называть Возрождением, или Ренессансом. Термин «Возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо ВазАри. В совр. значении термин был введён в обиход франц. историком 19 в. Жюлем Мишле. В. распространяется со 2й пол. 15в. и в др. европ. странах, приобретает общеевроп. размах и значение. Его объективным историч. смыслом явл-ся начало идеологич. борьбы с феодализмом и его проявлениями в религии, философии, лит-ре, науке и искусстве. Культ. деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчин-м лит-ры религии. Они стремились создать новую культуру, основанную на развитии автоном-й ч/кой личности, ее освобождении от опеки религии и церкви. Прославляли радости земной жизни, стремились критически разобраться в окружающем и анализ-ть как внеш., так и внутр. мир чел-ка и называли себя гуманистами (humanus - ч/кий), подчеркивая этим словом светский хар-р, создаваемой ими культуры, ее устремл-сть к удовлетв-ю земных интересов. Характерная черта деят-сти гумм-в – открытие мира и чел-ка, страстная жажда знаний, стремление к открытиям и изобрет-м во всех областях. Писатели В. стали читать и изучать произв-ния античных авторов, кот. помогали преодолевать людям мистико-аскетическое мировоззрение ср. веков. Интерес к народ. творчеству - фольклору, народ. мудрости – зд. гуманисты находили выражение идей справедл-сти, равенства, свободы от принуждения и признание естеств. ч/ких инстинктов.
(инет) Особенностью лит-ры Р., как и всей культуры, был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты чел-ка, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму, лит-ре В. было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеч. бытия, а также обращение к нац. историческому и легендарному прошлому. Лит-ра В. в корне изменила жанр. систему. Была создана новая система лит. жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Достаточно широкое распространение в лит-ре получает пастораль, эпич. поэма, новую жизнь приобретает средневек. рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате В. утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы кот. были заложены Боккаччо. Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому. Для поэзии хар-но доминирование лирич. поэзии. Из антич. жанров эпич. поэзии возрождаются ода и гимн, лирич. поэзия тесно связана с возникновением, развитием и усовершенствованием сонета, ставшего ведущей формой лирики, а также мадригала. Развитие получают также эпиграмма, элегия, реже баллада. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневек. жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневек. лит-рой изменяются сюжеты произведений – сначала утверждаются мифологич., затем историч. или совр. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, кот. в силу особенностей жанра утверждается в период осознания новой культурой неизбежности конфликта м/у идеалом и действит-ю.
(инет) Своей вершины театр В. достиг в Англии. Первоначально англ. драматургия была связана с подражанием античной, и пьесы писались на сюжеты из античной истории. К 1580 она уже характеризовалась разнообразием жанров (трагедия, комедия, историческая пьеса, даже пастораль) и драматурги были необычайно плодовиты (что объяснялось потребностями сцены и контингентом зрителя). Специфику составляло также сохраняющееся смешение высоких и низких жанров в одной пьесе, что обеспечивало эффект контраста и глубоко возмущало впоследствии теоретиков классицизма. Особенностью этого театра стало то, что, опираясь на нац. прошлое, античное наследие и достижения культуры Ренессанса, он сумел на доступном самым широким массам языке, используя грандиозные образы, поставить вечные ??? бытия чел-ка, смысла его жизни, предназначения, времени и вечности, соотношения личности и общества. Аникст, А.А. «Театр эпохи Шекспира» – В Англии в это время начиналось развитие капитализма. Произошел переворот в сознании людей, они стали мыслить по др. Англ. театр эпохи В. подтверждает, что расцвет искусства возможен т. на почве народности. Народность была одним из важных качеств эпохи. Раньше был театр ученый, академ-кий, придворный, но утвердился в итоге театр народный. Начало англ. драмы коренится в народ. обрядах и играх ср/вековья. Обряды были связаны с сельским трудом и сменой времен года. Но более высокой степени худ-сти театрал. искусство достигло в эпоху В., кот. характер-ся развитием профессионализма. Для драмы важное значение имел новый взгляд на жизнь и ч/кА, утверждавшийся в ф-фии гуманизма. Раньше над всем стояла идея Бога, сейчас – ч/к сам творит свою жизнь, без вмешат-ва божеств-х сил. В драмат-гии каждый сам избирает свой путь и несет ответств-сть не п/д Богом, а п/д самим собой; все решается самим чел-м, его б/бой с обст-вами и др. людьми. Представл-е о ч/ке, как сущ-ве свободном обусловило хар-р героев драмы В. Возросшее нац. самосозн-е усилило интерес к прошлому страны – появл-ся хроники истории Англии.
Жирмунский// Учебник ИЗЛ (Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А.) – 1564-1616гг., род. в г. Стрэдфорде, в семье зажиточного перчаточника. Учился в мест. школе, женился оч. молодым, и в 1587 переселился в Лондон. Работал в качестве суфлера и помощника режиссера. В 1593 поступил на службу в качестве актера и драматурга в лондон. труппу. Члены этой группы в 1599 построили театр «Глобус», на сцене кот. регулярно ставились пьесы Ш. живя в Лондоне Ш. часто посещал свой город. Около 1612г. он окончательно переселился в родной город, прекратив деят-сть драматурга. Причины этого неизвестны, но похоже зд. сыграло роль, что в лондонских театрах, попавших при Якове1 под сильным влиянием двора, утвердилась драмат-я аристократ-го типа, чуждая Ш. Послед. годы жизни Ш. провел незаметно в кругу семьи и умер в день своего рождения. Скудные сведения о жизни Ш. дали повод к возник-ю в сер19в. гипотезы, согласно кот. автором пьес был ни актер У. Шекспир, а к-то др. лицо, кот. пожелало скрыть свое имя. Лицо это будто бы заключило договор с Ш., кот. за вознагражд-е согласился выдать пьесы за свои. Сторонники этой гипотезы утверждали, что истинным автором был Ф. Бэкон, но затем абсурдность была ясна, и тогда стали выдвигать др. кандидатов – драматург Кристофер Марло, лорд Редленд, граф Оксфорд, барон Брук и даже королева Елизавета I. Но все эти домыслы не имеют фактического обоснования и ученые их отвергают. Но по мнению антишексперистов, автором мог быть лишь ч/к утонченной культуры, оч. образов-й и принадлеж-й к высшим слоям общ-ва, а не «провинц-й недоучка». Эта т. зр. обнаруживает полное непонимание хар-ра эпохи В. и ее культуры. Для эпохи В. оч. типично появление гениальных самоучек, выходцев из ср. слоев населения, кот выступали борцами за новое возрожд. против ср/вековых предрассудков. Истинной школой Ш. была жизнь.
(инет) Вершиной развития ренессансного (и европейского театра) является творчество Уильяма Шекспира (1564–1616). Точное количество его пьес и время их создания неизвестно, на основании анализа первого посмертного издания исследователи выделили 37 пьес (т.н. канон). В творч-ве обычно выделяют 3 периода. К 1му периоду (1590–1600) относятся поэтические произведения (сонеты и поэмы), а также по преимуществу комедии; большинство из них – лирич., некоторые – бытовые, другие включают элементы романтич. сказки или пасторали. Все они выражали идеалы Ренессанса, пронизаны радостью жизни, прославляют человеч. чувства и активную деят-ть человека, глубоко гуманистичны («весёлые комедии» - Сон в летнюю ночь. Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Виндзорские насмешницы, Венецианский купец). К этому же периоду относятся и его первые трагедии на сюжеты из античной истории (Юлий Цезарь), а также создается цикл историч. пьес, посвященных нац. истории (хроник), в кот. была выражена историч. и политич. концепция Ш. (Ричард II, Генрих IV, Генрих V, Ричард III и др.). Именно в них он впервые рассмотрел проблему власти, правителя, тирании, роли народа в политич. жизни страны и легитимности власти. На рубеже 1го и 2го периода была создана самая поэтическая из трагедий Ш. – подлинный гимн любви, гибнущей из-за косности общества (Ромео и Джульетта). 2й период (1601–1602) характеризовался кризисом гуманистич. миросозерцания и обращением Ш. к жанру трагедии. Трагедии имели глубочайшее философское содержание. В них ренессансный герой противостоит не только враждебному миру, но и новому времени, ренессансная гармония личности и общества разрушена. Именно в трагедиях (Гамлет, Король Лир, МакбЕт, Отелло, римские трагедии Антоний и Клеопатра и Кориолан) Ш. показал сложнейшую психологич. борьбу и диалектику страстей в душах своих персонажей, раскрыл глубину конфликта. 3й период (1608–1612) характеризовался появлением романтич., почти сказочных пьес (Цимбелин, Зимняя сказка, в особенности Буря), пронизанных ностальгией по идеалам Ренессанса, Ш. оставался и в них верен идеалам Возрождения – гармонично развитый человек является «венцом всего сущего», но вершить судьбы мира ему дано только за пределами привычного мира, в сказке (утопии, пасторали).
Ш. серьёзно задумывался над противоречиями жизни, до глубины души потрясало его зло, которое он видел в жизни. Трагическое стало основным содержанием творчества Ш. Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал – чистой и благородной человечности и пошлости или подлости. Размышляя об источниках трагического у Ш., А. Аникст в работе «Творчество Шекспира» пишет: "Корни шекспир. трагизма - в противоречиях обществ. развития, в кровавой цене, кот. человечество платило за прогресс и посредством кот. тем не менее еще не покупалось всеобщее благополучие". Именно соц. явления - сфера деят-ти личности, обретающей сознание индивид. свободы, - определяют мироощущение шекспир. трагедий. "Трагическое имеет у Ш. один источник - земную жизнь чел-ка и, главное, столкновение интересов людей, преследующих цели, кот. соответствуют личному характеру и желаниям каждого". (Юл. Гинзбург, «Советские шекспироведы о трагическом у Ш») Шекспировское понимание трагического складывалось постепенно. В ранних его пьесах враждебное герою начало было чуждо ему самому, гнездилось во внешних обстоятельствах, в злой воле других, враждебных ему людей. Но в зрелых шекспировских трагедиях изображение объективно трагической внешней ситуации сочетается с картиной жесточайших душевных мук, терзающих героя. Подлинно трагические переживания - удел личности, наделенной той высшей степенью самосознания, которая была присуща человеку Возрождения. (инет) В трагедиях Ш. действие развивается стремительно, почти все герои, в том числе и злодеи, - незаурядные личности, своеобразные, наделенные многими страстями. Сострадание вызывают герои, гибнущие в столкновении с господствующим в мире злом. Каждая трагедия вмещает богатство и многообразие жизни, конфликтов и ситуаций, типичных для многих времен. Однако м. говорить о жанровых особенностях, о разном соотношении психологич., соц. и филос. моментов разных трагедиях. «Великими» называют трагедии Ш., п.ч. великое, как в жизни, так и в искусстве, воспроизводит вечные страсти и конфликты, воздействует на самые широкие слои народа, на людей разной культуры, образования и соц. положения.
Одной из самых известных трагедий Ш. стал «Гамлет» (1600-1601). Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком. Среди других источников называют трагедию неизвестного драматурга к. 16в., «Испанскую трагедию» англ. Драматурга Томаса Кида и повествование о мести Амлета, содержащееся в пятой книге «Трагических историй» французского писателя Франсуа Бельфоре. Ш. наполняет все эти сюжеты новым содержанием. Герой Ш. пребывает из Виттенберга, где протекали его студенческие годы, ко двору короля Клавдия. Он перенёсся в духовно чуждый для него мир. Дания для него – тюрьма. Это всецело выдумка Ш. - ни в хронике Саксона «Грамматика», ни во фр. пересказе Бельфоре нет мотива прибытия героя из чужого края, нет отчуждения Г. от среды. Ш. модернизирует время действия. Эпич. сюжет–фабулу Ш. преобразовал в сюжет-ситуацию нового времени, основанный на контрасте м/у личностью и общ-ом, м/у двором и свободолюб. принцем. Герой наблюдает среду свежим взглядом, видит мир и его своеобразие, способен оценить его критически. Гл. поступок героя – месть – заключает сюжет о трагич. положении ч/ка, кот. понимает свой мир и убедился, что «вещая» душа его не обманывала. Действие в Гамлете показывает, почему так долго не было поступка, почему герой колебался и медлил. Деятел. по натуре герой потому не совершает поступка, что знает свой мир, это трагедия сознавания и монолог «быть или не быть» - ключ к пониманию трагедии принца.
В сюжете трагедии Ш. значительное место уделяет t: 3м типам прошлого (недавнему, давнему, стародавнему). Гл. событие недавнего прошлого – смерть отца Гамлета, бывшего короля Датского, – произошло за 2 месяца до начала действия трагедии. События давнего прошлого связаны со t рождения Гамлета и в конце пьесы обозначены 30летним рубежом. Содержанием стародавнего прошлого в трагедии предстают упоминания героями времен падения римской республики, рождения спасителя, образов мифологии. Источником конфликта пьесы являются отличия нравств. ценностей разного t. Благодаря значению, кот. в наст. t приобретают события недавнего типа прошлого для понимания хар-ра Гамлета и генезиса конфликта, композицию трагедии можно назвать «ретроспективной».
В интерпретации трагедии и образа Гамлета принято различать 2 трактовки: Объектив. и субъект. Объект. – причина медлит-сти в самом герое, в его хар-ре, морал. и религ. принципах – романтич. теория рефлектированного Гамлета Колриджа и Шлегеля. Они усматривают ключ трагедии в восклиц-ии героя «Так трусами нас делает сознание». Однако эпизоды с призраком, убийство Полония – не свид. о романтичности натуры Гамлета. Реакцией явились теории с акцентом на субъктивизм – здесь герой деят-ный. «Сильный Гамлет» - воскл-ние Г, что для выполнения мести у него есть причина, воля, мощь и ср-ва. Недостаток теории – Г. никогда не жалуется на технические трудность мести, а лишь на себя и время корит. Несмотря на всю неоднозначность и сложность трактовок образа Гамлета, парадигму развития рус. лит-ры 19в. в тезаурусе Гамлета можно представить следующим образом: до 30-х гг. Гамлет воспринимался как человек сильный, целеустремленный, решительный. Все в нем «свидетельствует об энергии и великости души» (В.Г. Белинский). В 1840–1860-е гг. Г. ассоциировался с возникшим на рус. почве образом «лишнего чел-ка». Хотя в новом Гамлете еще отмечаются «+» черты, но, в целом, он жалок и даже отталкивающе неприятен. «-» отношение к впустую философствующему герою, к «мещанскому Гамлету» выразили И. С. Тургенев («Гамлет Щигровского уезда», «Гамлет и Дон Кихот») и Ап. Григорьев («Монологи Гамлета Щигровского уезда» 1864).
Козинцев Григ. Мих., «Наш современник Вильям Шекспир» История Гамлета превратилась в историю мыслителя, кот. не под силу великое деяние. Стоило появиться этому определению, как вдруг почти сразу же имя собственное стало нарицательным. Одна из черт постепенно превратилась в единственную. Так возникло понятие гамлетизма, т.е. проецирования черт Гамлета на людей целой эпохи в кризисный период истории.
В своей речи 1860г. «Гамлет и Дон Кихот» И.С. Тургенев представил эти 2 образа как 2 психологич. универсалии. Гамлет – герой анализирует, он эгоистичен, вращается вокруг собственного «я», скептик по натуре, с наслаждением бранит себя, знает себя до тонкостей, не способен к жертвам, замкнут на своем собств. «я»; он не вызывает улыбки, у него самого нет юмора – что явл-ся – одной из составляющих ч/ка, мыслящие – сознательные – но бесполезны, способен увидеть весь мир во всем его многообразии. Дон Кихот – ч/к, влюбленный в истину, сам постоянное выражает веру в истину, находящуюся вне ч/ка; в нем нет эгоизма, он энтузиаст, служитель идее, смиренен; правда вне самого себя, смешон, но способен повести за собой, немыслящий, но приносящий пользу. В природе не существует ни чистых Г., ни чистых ДК. Ч/к в зависимости от условий становится то Г., то ДК.
Образ Гамлета широко использовали в своём творчестве различные писатели. Том Стоппард в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» берет сюжетную канву «Гамлета» как основу, делая главными героями второстепенных персонажей. Болгарский драматург Н.Йорданов в «Убийстве Гонзаго» (название пьесы, которую режиссирует у Шекспира Принц Гамлет) предлагает взглянуть на события глазами прибывших в Эльсинор актеров. Харьковские фантасты Г. Л. Олди в повести «Войти в образ» обращаются к «Гамлету», что играет важную роль в сюжете: именно эту пьесу в одном из миров Бездны Голодных глаз ставит актер Алекс Сайкин, известный там как безумец Девона. Израильская писательница Т.Ахтман написала пьесу «Офелия, Гертруда, Дания и другие»: главными персонажами в шекспир. сюжете становятся героини трагедии. Пьеса сохранила стиль, стр-ру, последовательность событий первоисточника. В рус. традиции 1м к образу Гамлета обратился Сумароков (1748г) в одноименной пьесе – он переделал текст Ш. в соответствии с классицистическими канонами. В 20в. к образу обращались: А.Блок («Я – Гамлет. Холодеет кровь…»), А. Ахматова (лирич. Мини-цикл «Читая Гамлета»), «Гамлет» – одно из самых знаменитых стихотворений Юрия Живаго, героя романа Бориса Пастернака. «Флейта-позвоночник», поэма В.Маяковского, названием аппелирует к словам Гамлета, обращенным к Розенкранцу и Гильденстерну. Марина Цветаева создала в 1923 году стих. цикл «Гамлет» («Офелия – Гамлету», «Офелия – в защиту Королевы» , «Диалог Гамлета с совестью» и др.)
7. Основные тенденции в развитии просветительской прозы. Эволюция английского романа в 18веке. Анализ одного из произведений Д. Дефо, Дж. Свифта, Г. Филдинга, Л. Стерна – по выбору студента.18 век вошел в историю европ. культуры как эпоха Просвещения (век разума, век света). Это эпоха величайших соц.-политич. сдвигов в жизни народов Европы и Америки, важнейших обществ. -политич. событий (славная революция в Англии 1688 – 1689, америк. Бурж. революция, великая французская соц.-бурж. революция 1789 – 1794, в Польше, Венгрии, Чехословакии - рабочее движение). Пришла в упадок вся экономич. система старого общества, кризис захватил всю систему политич. власти, уничтожение феодализма и утверждение капитализма превратилось в историч. необходимость, что предопределило возникновение идейного движения Просвещения, кот. было направлено против феодальной идеологии. Хотя конкретные проявления просветит. идеологии в разных европ. странах и хронологич. рамки были различными м. выделить общие черты, характерные для эпохи в целом. Осн. предпосылки, кот. привели к просветит. взглядам были сформулированы уже к к. 17 в. Рождалось утверждение в человеч. разуме: раз неживая природа организована разумно, то и человек создан по законам разума. Большое значение оказали Декарт, материализм Локка, убежденного, что формирование чел-ка зависит от окружающей среды, то есть, возможно, улучшение человеч. природы. Вера в безграничные потенции человека, в возможность достичь гармонизации общества в процессе просвещения людей, построить царство разума - определило оптимизм, пафос преобразования, просветительства и морализаторства. Все старое, отжившее, все предрассудки и суеверия подвергались просветит. порицанию. Осн. объектом худ. познания становится современность: конфликт – столкновение между гуманистич. идеалами и старым неразумным обществом. В просветит. идеологии нет непримиримого антагонизма м/у разумом и чувством, природой и цивилизацией. Просветители пытались примерить соц. и естеств., в обществе, построенном на законе разума естеств. человек становится цивилизованным. Представители: Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Бомарше во Франции, Дефо, Свифт, Филдинг в Англии, Лессинг, Гёте, Шиллер в Германии.
В Англии эпоха Просвещения имела свою специфику: в отличие от аналогичных движений в других странах Европы, оно не предшествовало бурж. революции, а последовало за ней. Англия вступает в полосу экономич. и культ. подъема; из аграрной страны Англия превращается в индустриальную, начинается создание мировой колониальной державы. Черта англ. просвещения – относительная политич. умеренность, т. к. вопросы, волновавшие др. страны были > или < решены в Англии буржуазной революции 1688 года. Изменить сознание людей – вот главная задача; этика была призвана завершить дело революции. В лит-ре выделялось 3 периода: 1. Раннее П. (1688– 1730) – расцвет поэзии просветельского классицизма; больш. успехи журналистики, предварявшие развитие англ. нравоописательного романа; появление новых жанров в драматургии. Просвещенческая эстетич. мысль набирает силу. 2. Зрелое П. (1730–1750) – расцвет просветит. реализма, получившего воплощение в ведущем жанре – просветит. романе. 3.Позднее П. (1750– 1790) – возникновение и развитие сентиментализма и позднее – предромантизма. Ведущим жанром в этот период становится роман. Соколянский: Лит. истоки англ. просветительского романа разнообразны – опыт античной лит-ры и лит-ры Возрождения. В период раннего Просвещения тема плутовства получает соц. – философ. Обобщение, плутовской роман становится зеркалом, в кот. отражается действит-ть. Роман о шуте переходит в роман о человеке (Филдинг, Смоллетт). «Дон Кихот» сервантовское начало проявляется на зрелом этапе англ. просвещения – Филдинг, Смоллетт и Стерн – это зрелость их реализма, он привлекал их как роман соц. – филос., как роман – история. Авантюрный роман: ранее в нем изображалось чрезвычайное событие, выходящее за рамки бытийной нормы, но в 18 в. жизнь воспроизводилась в реалиях самой жизни, им чужда фантастика. Соц. роман с элементами детектива, этот жанр зарождается у Дефо. На зрелом этапе англ. просвещения (40 – 60 годы) устанавливается соц. – психологич. роман, появляется психологизм в мире романа, показывается внутренний мир героя изнутри. Благодаря роману в письмах, эпистолярный роман.