Категория жанра в христианской культуре древней Руси. Система жанров древнерусской литературы

Периодизация древнерусской литературы, ее специфические особенности.

Лихачёв выделял следующие периоды в развитии древнерусской литературы:

1. Литература Киевской РусиПериод «11в. – перв. пол. 13 в.»

На Русь приходит христианская культура. Книжность развивается в Киеве, Новгороде, Полоцке. Это литература единой древнерусской народности. Это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово. «Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие. Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет». Началась феодальная раздробленность.

2. Литература периода раздробленности и монголо-татарского нашествия. Период «вт. пол. 13 в. – перв. пол. 14 в.»

Этап литературной консервации. Период монголо-татарского нашествия, о нём появляются повести. В литературе господствует тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм и гражданственность. «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии».

3. Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское княжество. Период «вт. пол. 14 в. – перв. пол. 15 в.»

Предвозрождение. Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль, характерный для житий. «Житие Стефана Пермского», Епифаний Премудрый.

4. Литература централизованного русского государства. Период «вт. пол. 15 в. – перв. пол. 16 в.»

Период государственного устроения. В древнерусск. лит. проникают переводные произведения, например, «Повесть о Дракуле». В 1453 г. пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.

5. Литература этапа формирования русской нации. Период «вт. пол. 16 в. – нач. 17 в.»

Период потерянного равновесия. Бунты, смута, династия Рюриковичей сменяется на Романовых. Зарождаются сатира и барокко. Главная особенность - это господство публицистического стиля (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским).

6. Литература эпохи Петра I. Период «17в.»

Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия). Книжность уходит в церковное небытие.

Категория жанра в христианской культуре древней Руси. Система жанров древнерусской литературы.

Специфическими особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным целям - как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием - традицией и уставом. Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе.

Верхнюю ступень занимали книги "священного писания". Вслед за ними шла гимнография и "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники - "торжественники", Триоди цветные и постные. Затем следовали жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям. Нпр., «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси.

В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является "историзм", тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы. Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам", сказания об иконах. Летопись могла включать в себя все жанры. Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. Особое место среди мирских жанров занимает "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли" и "Слово" Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI - первой половине XIII в. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

Один из принципов христ. культ. – ориентация на адресата.

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Каноны жития: благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками; святого родители часто вымаливали у Бога; святой рождался святым, а не становился им; святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; святой не боялся смерти; заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Литература Киевской Руси. Общая характеристика.

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к серединеXI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, норм правопорядка. Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть – и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования «по былинам сего времени». Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть «воинскими», повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь – воин, защитник рубежей страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод — князь-крам Категория жанра в христианской культуре древней Руси. Система жанров древнерусской литературы - student2.ru льник, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические повести и сказания не допускают художественного вымысла в современном значении этого слова. Факты, изложенные в них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями. Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давал возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы (небесными знамениями). В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI —начала XII столетия является «Повесть временных лет». С начала XVI века в связи с образованием в XV веке централизованного Русского государства областные тенденции ослабевают. В это время в качестве господствующей прочно утверждается дворянская литература.

Но в XVII веке уже развивается культура, литература и посадская, и отчасти крестьянская. Литература Древней Руси на первых порах проникнута церковной идеологией. Средством распространения древнерусской литературы была исключительно рукопись. Книгопечатание возникло лишь в середине XVI века.

Развитие древнерусской литературы протекало параллельно с эволюцией литературного языка. В основу последнего лег живой русский язык, более всего выступающий в произведениях светского характера. Уже в самую отдаленную эпоху были заложены основы современного русского языка.

4. «Моление» Даниила Заточника. Идея, художественное своеобразие, личность Даниила.

Из хрестоматии: «Моление» написано в конце XII или начале XIII в. Оно было весьма популярным в Древней Руси, дошло до нас в двух редакциях и многих списках. В одних списках произведение названо «посланием», в других – «молением», т.е. прошением, просьбой опального (впавшего в немилость) человека. Популярность «Моления» обусловлена его прогрессивными идеями защиты обездоленных, зависимых от князя людей, наряду с восхвалением княжеской власти, и высоким литературным мастерством: яркостью языка, наполненного пословицами, афоризмами и ремесленной терминологией, своеобразной ритмичностью строф и синтаксических конструкций, внутренними рифами и ассонансами, многие выражения в М. заимствованы из популярного в Древней Руси сборника «Пчела».

«Моление» Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Владимировичу Переяславскому и слушателям. «Моление» можно отнести к произведениям ранней дворянской публицистики. «Моление» принадлежит к публицистическим дидактическим произведениям, которые в краткой форме, наполненные философским нравственным содержанием, раскрывают быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия. Для стиля «Моления Даниила Заточника» характерны сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчёркнутым умственным превосходством.

Вводится в «Молении» тема обличения монашества. С негодованием отвергает Даниил воображаемый совет князя постричься в монахи. Даниил Заточник изображает нравы монахов. Он обличает их порочные, низменные обычаи, которые, словно псы ласкосердые, обходят дома и села «славных мира сего».

Одни исследователи считают, что Даниил Заточник – чисто литературный образ, от лица которого анонимный автор создал сугубо литературное произведение, другие полагают, что Даниил Заточник – историческая личность, а его произведение – реальное послание князю. Сторонники последней точки зрения по-разному определяют социальный статус Даниила (дворянин, дружинник, ремесленник, холоп, летописец и т. п.) и адресатом послания считают разных князей. Оказавшись в опале за свою дерзость, излишнюю прямоту и испытав в изгнании все тяготы нищенской жизни, Даниил обращается κ князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину, указывая на свои достоинства (ум, мудрость, дар художественного слова) и претендуя на роль княжеского советника, посла и ритора.

Авторский текст «Моления» Даниила Заточника был написан по всем правилам эпистолярного жанра. Даниил использует афоризмы, фразеологию и образность Библии и различных древнерусских памятников, создавая из «чужих слов» глубоко личное, цельное и органичное произведение. «Моление» Даниила Заточника было написано книжным языком, в высоком стиле, для которого характерны, в частности, абстрагированность и «деконкретизация».

5. «Повесть о разорении Батыем Рязани» как образец воинской повести.

Это произведение принадлежит к лучшим образцам воинской повести. Оно возникло в XIII в. и дошло до нас в списках XVI-XVII вв. На создание повести большое влияние оказали устнопоэтические сказание о борьбе русского народа с монголо-татарскими завоевателями.

Повесть привлекала к себе внимание поэтов XIX-XX вв. На ее сюжет были написаны поэма Л.А. Мея и стихотворения Н.М. Языкова и С.А. Есенина о Евпатии Коловрате. В 40-е гн. XX в. часть повести была переложена советским поэтом В. Васильевым.

Повесть была написана в 1237 году, когда Батый пришёл на Русь.

«Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоит из четырех частей:

1.Появление Батыя на границах Рязанской земли. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Батый желает, чтобы рязанцы привели к нему жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его. Узнав об этом, княгиня Евпраксия скинулась с маленьким сыном Иваном с терема и разбилась насмерть.

2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. Центральный эпизод – гиперболическое описание битвы. Русский воин один бьется с врагом. Убивают в церкви княгиню Агриппину, мать великого князя. Изображение разорения города исполнено в повести большого драматизма: все погибли, все плохо.

3. Подвиг Евпатия Коловрата. В это время брат рязанского князя Юрия –Ингварь – находится в Чернигове, а вместе с ним и рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Евпатий и шурин Батыя сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает того пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.

Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя Ингваря Ингоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Он горестно оплакивает убитых. Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани. Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

6. «Житие Александра Невского». Жанровое своеобразие, образ Александра.

«Ж.Ал.Н.» написано в конце XIII в. во Владимиро-Суздальской Руси неизвестным автором, лично знавшим князя. Впоследствии, когда Александр Ярославович был причислен к лику святых, светскоеповествование дополнялось агиографическими легендарными настроениями. По своей форме житие является произведением, в котором слиты воедино воинская повесть и княжесвоке житие. Житие послужило в условиях нового времени источником для ряда произведений искусства: на его сюжет написаны исторические картины Н.К. Рериха, А.К. Горбунова, П.Д. Корина; С.М. Эйзенштейном создан исторический фильм.

Это произведение агиографического жанра представляет собой княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести. Составление «Жития» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла.

Автор жития, книжник из окружения митрополита Кирилла, по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика. Описания знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера, его дипломатических отношений с Ордой и папой римским являются центральными эпизодами жития. Рассказ о деяниях князя отличается абстрагированностью. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников; он не всегда точен в изложении событий. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Подчеркивается вечный, вневременный характер деятельности Александра, его деяниям придаются величественность и монументальность. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю. Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

«Житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей, и только в XVI в. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария. Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым богатырским воинам. Сам Александр проявляет необычайное мужество и бесстрашие в бою. Мужеством и храбростью отличались воины Александровы. Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика. Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тесную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями.

Литература русского предвозрождения. Общая характеристика.

Возможность рассматривать период с конца XIV до конца XV в. как время русского Предвозрождения была обоснована в исследованиях Лихачева. Русская литература еще с X-XI вв. находилась в теснейших связях с культурами Византии и южных славян. Монголо-татарское нашествие затормозило и прервало эти связи (хотя и не в полной мере), но уже во второй половине XIV в. они возрождаются с необычайной интенсивностью, и Русь оказывается вовлеченной в тот процесс культурного подъема, который переживают в этот период все европейские государства и который привел некоторые из них к собственно Возрождению.

Если Возрождение открыло человека, признало ценность, сложность и индивидуальность человеческой личности, то в эпоху Предвозрождения это открытие еще только подготавливается. И как первый шаг на этом пути возникает обостренный интерес к эмоциональной жизни человека, при этом не только в узкой сфере молитвенного экстаза или умиления, но и во всем разнообразии чувств, возникающих в различных жизненных ситуациях. Писатели этого времени еще не открыли для себя индивидуального человеческого характера, но они начинают охотно изображать человеческие эмоции и сами вместе со своими героями плачут, восхищаются, негодуют. Эти новые интересы, в свою очередь, потребовали выработки нового, более гибкого, более экспрессивного языкового стиля. Такой стиль получает в XIII-XIV вв. широкое распространение в литературах Византии, Болгарии, Сербии и, наконец, в русской литературе, применительно к которой он именуется обычно стилем второго южнославянского влияния.

В эпоху Предвозрождения активизируется процесс секуляризации культуры. В идеологии проявляется большее свободомыслие, получают распространение различного рода еретические воззрения. Литература смелее отходит от канонов в системе жанров, в типе сюжетов, в характере изображения; читателя все более привлекает занимательность повествования, новизна сюжетных коллизий. Все эти процессы наблюдаются и в русской литературе XV в.

Для эпохи Предвозрождения характерен также повышенный интерес к миру, чуждый барьеров национальной и даже религиозной ограниченности. Достаточно упомянуть в этой связи, что на Руси на рубеже XV-XVI вв. делаются переводы с латыни, что Русь, хотя и в меньшей степени, чем Западная Европа, знакомится в это время с античной культурой, и в частности с античным эпосом и античной мифологией. Все эти примеры говорят о сходстве культурных тенденций в ряде европейских стран и, следовательно, о правомерности постановки вопроса о русском Предвозрождении.

Наши рекомендации