Сравнительный анализ образа Я подростков с различными стилями отношений к ним матерей
В результате анализа данных исследования было выявлено преобладание в выборке матерей 2 стилей родительского отношения: «симбиоз» -8 человек, «кооперация» - 8 человек.
Для проверки выдвинутой идеи о роли родительского отношения в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности был применен U-критерий Мана-Уитни, так как данный критерий используется для оценки различий между двумя малыми выборками по уровню количественно измеряемого признака.
В результате проведения сравнительного анализа образа Я подростков с различными стилями отношения к ним матерей были получены следующие данные (см. Приложение Г).
Были выявлены достоверные различия по шкале «Аутосимпатия» (на уровне значимости ). Баллы по этой шкале отражают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Подростки, у чьих матерей преобладает стиль «Кооперация», больше одобряют себя, доверяют себе, имеют более позитивную самооценку.
По остальным шкалам достоверных различий не было выявлено.
Полученные результаты можно объяснить тем, что мать, стремящаяся к симбиотическому отношению к ребенку, ограждает его от всех трудностей и неприятностей жизни, удовлетворяет все потребности. Вследствие чего ребенок оказывается не готовым к жизненным трудностям, становится тревожным, неуверенным в себе.
Это может быть связано с тем, что многие особенности личности, такие, как тревожность, закладываются с самого раннего детства. Именно в этот период значительную роль в жизни ребенка играет мать. Отцы же на этом этапе часто дистанцируются от воспитания.
Оценка эффективности коррекционной программы по снижению личностной тревожности, формированию позитивного самоотношения, повышению самоуверенности, самоуважения, оптимизации детско-родительских отношений
Для снижения личностной тревожности, формирования позитивного самоотношения, повышения самоуверенности, самоуважения, оптимизации детско-родительских отношений была разработана коррекционная программа.
Для проведения исследования эффективности программы среди подростков с высоким уровнем личностной тревожности случайным образом были выделены экспериментальная и контрольная группы, в каждой группе по 10 человек. Экспериментальная группа подверглась коррекционному воздействию в форме тренинговых занятий. На контрольную группу воздействие не оказывалось.
Проведена повторная диагностика личностной тревожности, уровня самоотношения, самоуверенности, самоуважения.
Для оценки сдвига у контрольной и экспериментальной групп до и после коррекции у подростков с высоким уровнем личностной тревожности был применен Т-критерий Вилкоксона.
Применение Т-критерия Вилкоксона к контрольной и экспериментальной группам выявило достоверные различия в показателях личностной тревожности, самоотношения ,самоуверенности, самоуважения . У испытуемых экспериментальной группы снизились показатели личностной тревожности, повысились показатели по самоотношению , самоуверенности, самоуважению по сравнению с контрольной группой. Это говорит об эффективности применения программы психологической коррекции.
ВЫВОДЫ
Для проверки гипотезы было проведено исследование образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности и роли детско-родительских отношений в формировании образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности.
Применение U-критерия Манна-Уитни к выборкам подростков с различным уровнем личностной тревожности выявило достоверные различия по шкалам «Самоотношение», «Поведение», «Интеллект», «Внешность», «Общение», «Семья», «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самообвинение», «Самопонимание».
Для подростков с высоким уровнем личностной тревожности характерна меньшая степень удовлетворенности собой, их самоотношение носит менее позитивный характер; оценка своего поведения как менее соответствующего требованиям взрослых; менее высокая оценка своего интеллекта, успешности в школе; менее высокая оценка своей внешности, физической привлекательности, физического развития; менее высокая оценка своей популярности среди сверстников, умения общаться; меньшая удовлетворенность положением в семье; меньше верят в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, менее высоко оценивают свои возможности контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимают себя; меньше одобряют себя, доверяют себе, имеют менее позитивную самооценку; менее уверены в себе; обладают низкой степенью принятия себя; менее высоко оценивают способность руководить своим поведением; склонны к самообвинению; менее высоко оценивают способность понимания себя.
Таким образом, идея: образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности, подтверждается.
Применение U-критерия Манна-Уитни для установления достоверности различий в отношении родителей к подросткам с различным уровнем личностной тревожности выявило достоверные по шкалам «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз».
Матери подростков с высоким уровнем личностной тревожности в большей степени проявляют эмоционально положительное отношение к ребенку, большее стремление к сотрудничеству с ребенком, заинтересованность и участие в делах ребенка, большее стремление к единению с ребенком. Отцы подростков с высоким уровнем личностной тревожности в большей степени проявляют большее стремление к сотрудничеству с ребенком, заинтересованность и участие в делах ребенка.
Для проверки выдвинутой идеи о роли родительского отношения в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности был проведен сравнительный анализ образа Я подростков с преобладающими стилями отношения к ним матерей «Кооперация», «Симбиоз».
Подростки, у чьих матерей преобладает стиль «Кооперация», больше одобряют себя, доверяют себе, имеют более позитивную самооценку.
Таким образом, идея: Детско-родительские отношения играют определенную роль в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности, а именно, преобладание у матерей стиля родительского отношения «кооперация» приводит к формированию у подростков положительного отношения к себе, одобрения себя в целом, подтверждается.
Также была подтверждена гипотеза об эффективности программы психологической коррекции, направленная на снижение личностной тревожности, формирование позитивного самоотношения, повышение самоуверенности, самоуважения, оптимизацию детско-родительских отношений. Применение Т-критерия Вилкоксона к контрольной и экспериментальной группам выявило достоверные различия в показателях личностной тревожности, самоотношения, самоуверенности, самоуважения, детско-родительских отношений. У испытуемых экспериментальной группы снизились показатели личностной тревожности, повысились показатели по самоотношению, самоуверенности, самоуважению по сравнению с испытуемыми из контрольной группы контрольной группой. Это говорит об эффективности применения программы психологической коррекции.
Практическая значимость исследования заключается в определении различий в образе Я подростков с различным уровнем личностной тревожности, роли детско-родительских отношений в формировании образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании изучена проблема роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности. В ходе работы достигнута цель исследования: определена роль детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.
Теоретический анализ литературных источников позволил установить, что в психологии под образом Я понимается обобщенное представления человека о самом себе, включающее знание о самом себе (когнитивный компонент), оценочное отношение к самому себе (эмоциональный компонент) и реализацию на основе этих представлений своих мотивов и целей (поведенческий компонент).
Образ Я, являясь продуктом самосознания, наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте. В этот переходный период развития меняются представления личности о самой себе, формируется четкое эмоциональное отношение к своим качествам, складывается образ Я в целом. Именно поэтому важно учитывать факторы, которые могут оказывать влияние на становление образа Я подростка.
К числу личностных факторов формирования образа Я в подростковом возрасте относится уровень личностной тревожности. Личностная тревожность представляет собой устойчивую характеристику личности, ее склонность реагировать реакцией тревоги на широкий ряд ситуаций. Высокий уровень личностной тревожности ведет к развитию неуверенности в себе, негативного самоотношения, низкой самооценки.
Из социальных факторов, оказывающих влияние на формирование образа Я в подростковом возрасте, важное значение имеют детско-родительские отношения. Родительское отношение, представляющее собой эмоциональное отношение к ребенку и способы взаимодействия с ним, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развития образа Я подростка. В частности, стиль родительского отношения «Кооперация» формирует положительную самооценку, одобрение себя, принятие своего Я и позитивное отношение к себе.
Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод о том, что образ Я – это сложное структурное, динамическое образование, которое является продуктом самосознания личности. Образ Я особенно активно развивается в подростковом возрасте, и на его формирование оказывают влияние многие факторы, в том числе характеристики эмоциональной и социальной жизни подростка: личностная тревожность и детско-родительские отношения.
Далее для проверки идеи было проведено исследование образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности и роли детско-родительских отношений в формировании образа Я подростков с различным уровнем личностной тревожности.
В ходе количественного и качественного анализа полученных результатов выявлены следующие особенности:
1. Применение U-критерия Манна-Уитни к выборкам подростков с различным уровнем личностной тревожности выявило достоверные различия по шкалам «Самоотношение», «Поведение», «Интеллект», «Внешность», «Общение», «Семья», «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самообвинение», «Самопонимание».
Для подростков с высоким уровнем личностной тревожности характерны:
Ø меньшая степень удовлетворенности собой, их самоотношение носит менее позитивный характер;
Ø оценка своего поведения как менее соответствующего требованиям взрослых;
Ø менее высокая оценка своего интеллекта, успешности в школе;
Ø менее высокая оценка своей внешности;
Ø менее высокая оценка своей популярности среди сверстников, умения общаться;
Ø меньшая удовлетворенность положением в семье;
Ø меньше верят в свои силы, способности;
Ø меньше одобряют себя, имеют менее позитивную самооценку;
Ø менее уверены в себе;
Ø обладают низкой степенью принятия себя; менее высоко оценивают способность руководить своим поведением;
Ø склонны к самообвинению;
Ø менее высоко оценивают способность понимания себя.
Таким образом, идея о том, что образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности, подтверждается.
2. Применение U-критерия Манна-Уитни для установления достоверности различий в отношении родителей к подросткам с различным уровнем личностной тревожности выявило достоверные по шкалам «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз».
Для родителей подростков характерно следующее:
Ø Матери подростков с высоким уровнем личностной тревожности в большей степени проявляют эмоционально положительное отношение к ребенку, большее стремление к единению с ребенком.
Ø Отцы подростков с высоким уровнем личностной тревожности в большей степени проявляют заинтересованность и участие в делах ребенка.
3. Для проверки выдвинутой идеи о роли родительского отношения в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности был проведен сравнительный анализ образа Я подростков с преобладающими стилями отношения к ним матерей «Кооперация», «Симбиоз».
Ø Подростки, у чьих матерей преобладает стиль «Кооперация», больше одобряют себя, доверяют себе, имеют более позитивную самооценку.
Таким образом, идея о ом, что детско-родительские отношения играют определенную роль в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности, а именно, преобладание у матерей стиля родительского отношения «кооперация» приводит к формированию у подростков положительного отношения к себе, одобрения себя в целом, подтверждается.
Также была подтверждена гипотеза об эффективности программы психологической коррекции, направленной на снижение личностной тревожности, формирование позитивного самоотношения, повышение самоуверенности, самоуважения, оптимизацию детско-родительских отношений.
Применение Т-критерия Вилкоксона к контрольной и экспериментальной группам выявило достоверные различия в показателях личностной тревожности, самоотношения, самоуверенности, самоуважения, детско-родительских отношений. У испытуемых экспериментальной группы снизились показатели личностной тревожности, повысились показатели по самоотношению, самоуверенности, самоуважению по сравнению с испытуемыми из контрольной группы.
Таким образом, подтвердились идеи исследования:
Идея 1: Образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности;
Идея 2: Детско-родительские отношения играют определенную роль в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности, а именно, преобладание у матерей стиля родительского отношения «кооперация» приводит к формированию у подростков положительного отношения к себе, одобрения себя в целом;
Идея 3: Разработанная коррекционно-развивающая программа эффективна для снижения личностной тревожности, формирования позитивного самоотношения, повышения самоуверенности, самоуважения подростков.
Полученные результаты имеют большую теоретическую и практическую значимость. Результаты исследования вносят вклад в теоретические знания о роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности. Разработанные банк диагностических методик и коррекционная программа могут применяться психологами в школе для своевременной оценки негативных тенденций формирования образа Я подростков, определения их причин и дальнейшей целенаправленной коррекционной работы с целью формирования позитивного образа Я у подростков.