Задания для самостоятельной работы (СРС)
Описание изучаемой дисциплины
Данный курс дает основные представления о психологии как о современной сферах гуманитарного знания в ключе их практического применения. Содержание курса отражает кулътурно-историческую парадигму в психологии и педагогике, что соответствует современному уровню научного понимания психики, сознания, личности, межличностных отношений и психического и личностного становления человека.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса - обучение основам психологии, расширение профессиональных возможностей магистрантов в плане применения психологических знаний в практической сфере.
Задачи изучения дисциплины
- дать магистрантам целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии;
- развить психолого-педагогическое мышление магистрантов;
- усилить прикладную направленность курса для самостоятельного использования
Результаты изучения дисциплины
Знания:
- знать основные понятия о принципах функционирования психики;
- психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»;
- различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Навыки:
- приобрести навыки проведения специальных исследований по актуальным жизненным проблемам;
- уметь планировать работу по самоизменению и саморазвитию;
- навыки составления исследовательских проектов на стыке психологии и специальности.
Компетенции:
– реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании;
- самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита;
– способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности;
– способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии;
– способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Пререквизиты
Философия, социология, политология, культурология.
Постреквизиты
Педагогическая практика
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
№ | Наименование темы, ее содержание | Трудоем-кость, ч. | Рекомендуемая литература | |||
Лекционные занятия | ||||||
Психология как культурно-историческая наука | Л.Выготский, А.Лурия, М.Коул, В.П. Зинченко | |||||
Образ современной психологии | А.Лурия, М.Коул | |||||
Культура и полноценно функционирующий человек | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Взгляд культурно-исторической психологии | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Человек как объект психологии и педагогики | С Рубинштейн, А Леонтьев, Э.Эриксон, К. Роджерс | |||||
Психика и реальность: психология познавательных процессов | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: восприятие | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: память | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: мышление | Ж.Пиаже, П.Гальперин, Л.Венгер | |||||
Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития | Д. Эльконин, В.П. Зинченко, Л.С.Выготский | |||||
Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества | Д. Эльконин, В.П. Зинченко | |||||
Социально- психологические основания воспитания: личность | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Социально- психологические основания воспитания: группа | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Социально-психологические основания общения и сотрудничества | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Семинарские занятия | ||||||
Психология как культурно-историческая наука | Л.Выготский, А.Лурия, М.Коул, В.П. Зинченко | |||||
Образ современной психологии: | А.Лурия, М.Коул | |||||
Культура и полноценно функционирующий человек | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Взгляд культурно-исторической психологии | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Человек как объект психологии и педагогики | С Рубинштейн, А Леонтьев, Э.Эриксон, К. Роджерс | |||||
Психика и реальность: психология познавательных процессов | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: восприятие | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: память | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: мышление | Ж.Пиаже, П.Гальперин | |||||
Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития | Д. Эльконин, В.П. Зинченко, Л.С.Выготский | |||||
Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества | Д. Эльконин, В.П. Зинченко | |||||
Социально- психологические основания воспитания: личность | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Социально- психологические основания воспитания: группа | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Социально-психологические основания общения и сотрудничества | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Практические занятия | ||||||
Психология как культурно-историческая наука | Л.Выготский, А.Лурия, М.Коул, В.П. Зинченко | |||||
Образ современной психологии | А.Лурия, М.Коул | |||||
Культура и полноценно функционирующий человек | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Взгляд культурно-исторической психологии | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Человек как объект психологии и педагогики | С Рубинштейн, А Леонтьев, Э.Эриксон, К. Роджерс | |||||
Психика и реальность: психология познавательных процессов | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: восприятие | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: память | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: мышление | Ж.Пиаже, П.Гальперин, Л.Венгер | |||||
Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития | Д. Эльконин, В.П. Зинченко, Л.С.Выготский | |||||
Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества | Д. Эльконин, В.П. Зинченко | |||||
Социально- психологические основания воспитания: личность | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Социально- психологические основания воспитания: группа | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Социально-психологические основания общения и сотрудничества | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя | ||||||
Психология как культурно-историческая наука | Л.Выготский, А.Лурия, М.Коул, В.П. Зинченко | |||||
Образ современной психологии | А.Лурия, М.Коул | |||||
Культура и полноценно функционирующий человек | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Взгляд культурно-исторической психологии | В.Франкл, А.Ленотъев | |||||
Человек как объект психологии и педагогики | С Рубинштейн, А Леонтьев, Э.Эриксон, К. Роджерс | |||||
Психика и реальность: психология познавательных процессов | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: восприятие | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: память | З.Фрейд, С.Гроф, К.Юнг | |||||
Психика и реальность: мышление | Ж.Пиаже, П.Гальперин, Л.Венгер | |||||
Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития | Д. Эльконин, В.П. Зинченко, Л.С.Выготский | |||||
Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества | Д. Эльконин, В.П. Зинченко | |||||
Социально- психологические основания воспитания: личность | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Социально- психологические основания воспитания: группа | К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Ф.Перлз | |||||
Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Социально-психологические основания общения и сотрудничества | Н. Козлов Г.Бейтсон | |||||
Задания для самостоятельной работы (СРС)
Вид контроля | Темы занятий | Форма контроля | Срок сдачи |
Текущий контроль | Тема 1 | Написание эссе. | 5 сентября |
Тема 2 | Подготовка презентации по изучаемой теме. | 5-10 сентября | |
Тема 3 | Подготовка докладов | 12-17 сентября | |
Тема 4 | Отчет о проведении исследования мотивов выбора профессии | 19-24 сентября | |
Тема 5 | Отчет о проведении мини-исследования психического познавательного процесса | 28 сентября – 1 октября | |
Тема 6 | Отчет о проведении мини-исследования направленности личности. | 3 - 8 октября | |
Тема 7 | Отчет о проведении социометрической методики | 10-15 октября | |
Тема 8 | Подготовка аннотации научной статьи по психологии | 17-22 октября | |
Рубежный контроль Р1 | Темы 1- 8 | Конференция | 17-22 октября |
Тема 9 | Разработка деловой игры, ее анализ. | 24-29 октября | |
Тема 10 | Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации | 31 октября - 5 ноября | |
Тема 11 | Подготовка презентаций | 7-12 ноября | |
Тема 12 | Разработка тезауруса | 14-19 ноября | |
Тема 13 | Подготовка аннотации на научную статью по психологии | 21-26 ноября | |
Тема 14 | Отчет о проведении психологической методики | 28 ноября - 3 декабря | |
Тема 15 | Коллоквиум | 5-10 декабря | |
Рубежный контроль Р2 | Темы 9- 15 | Письменная контрольная работа | 5-10 декабря |
Итоговый контроль | Темы 1 - 15 | Экзамен в тестовой форме | 12 декабря – 31 января |
2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине*
Вид контроля | Академический период обучения, неделя | ||||||||||||||
Посещаемость | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Конспекты лекций | * | * | |||||||||||||
Устный опрос | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Коллоквиум | * | ||||||||||||||
Тестовый опрос | * | * | * | ||||||||||||
Реферат | * | * | |||||||||||||
Эссе | * | ||||||||||||||
Рубежное тестирование | * | * | |||||||||||||
Всего |
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.- М.: Аспект Пресс. 1998.- 376 с.
2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: ЧеРо, 1998.- 336 с.
3 Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. Пособие,- М..: Высшая школа, 1998.- 333 с.
4 Квин В. Прикладная психология. Учебник. - СПб., 2000. - 558 с.
5 Козлов Н.И. Формула личности.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 368 с.
6 Крэйг Г. Психология развития. Учебник.- СПб.: Изд-во «Питер».- 2000, 992 с.
7 Кузин В.С. Психология. Учебник. - М., 1997. - 304 с.
8 Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент.- М.: Технологическая школа бизнеса.- 1994.- 192 с.
9 Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - СПб., 2000. - 582 с.
10 Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. - М., 2001.
11 Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. - М., 1998. - 584 с.
12 Психология. Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2000. - 671 с.
13 Общая психология. Учебник/ Под ред. Е.И. Рогова. - М., 1999. - 447 с.
14 Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. - 256 с.
15 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1995. - 652 с.
16 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. - Р.-на/Д., 1997. -736 с.
Дополнительная литература
17 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
18 Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. – М.: КНОРУС, 2006.
19 Справочные материалы по педагогической психологии /авт.-сост. Б.Р.Мандель. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
20 Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М.: Академический проект: Культура, 2005.
21 Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб., 2003.
22 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. А.О. Прохорова. 2004.
23 Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – М.: Феникс, 2010.
24 Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. – Минск: Новое знание, 2008.
25 Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб: Питер, 2010.
26 Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. – М.: АСТ, 2010.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Требования преподавателя
Требования преподавателя:
- посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным;
- присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;
- два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия;
- оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;
- повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;
- студенты, получившие средний рейтинг Рср = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;
- в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;
- студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.
Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период | Вид контроля, удельный вес, % | ||||||||
Посещаемость | Конспекты лекций | Устный опрос | Коллоквиум | Тестовый опрос | Реферат | Эссе | Рубежное тестирование | Всего | |
Рейтинг 1 | - | ||||||||
Рейтинг 2 | - |
Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в форме тестирования.
Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
, (1)
где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание, % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95–100 | отлично |
А– | 3,67 | 90–94 | |
В+ | 3,33 | 85–89 | хорошо |
В | 3,0 | 80–84 | |
В– | 2,67 | 75–79 | |
С+ | 2,33 | 70–74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65–69 | |
С– | 1,67 | 60–64 | |
D+ | 1,33 | 55–59 | |
D | 1,0 | 50–54 | |
F | 0–49 | неудовлетворительно |