Внедрение модели восприятия.
Важным феноменом управления общественным мнением следует признать введение не только самой информации, но и одновременное введение моделей ее позитивного восприятия и оценки. Массовое сознание нуждается в определенных подсказках, в определенных опорных точках, которые помогают ему вырабатывать свое мнение.
Данный механизм работы основан на выводах психологов о том, что для человека гораздо комфортнее иметь представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются ими. Человек сам стремится в более комфортную для себя ситуацию, которая в данном случае выступает как поддерживающая его представления.
В заключении главы приведем пример четырехтактной модели имиджевой компании, предлагаемой Г. Почепцовым. В соответствии с названием, работа над созданием имиджа строится в 4 этапа, основным из которых является конструирование образа [11, с. 175].
1. Определение требований аудитории, а именно, определение требуемого сегмента общественности и стереотипов его восприятия.
2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Четкое определение негатива необходимо, поскольку именно туда и будет направлен удар противника.
3. Конструирование образа поведения и характеристик объекта под требование аудитории. Нужно не столько маскировать слабые стороны объекта, сколько усиливать положительные моменты (вспомним механизм усиления и затухания события). Именно такая стратегия признана сегодня более эффективной.
4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную сферы.
Резюме.
• Имидж — символический образ объекта, основанный на результате обработки информации. С массовым сознанием можно работать только с помощью коммуникативной единицы, которой и является имидж- Из-за невозможности передачи полной информации о конкретном человеке специалисты по PR формируют имидж следующим образом: трансформируют его в соответствии с каналом передачи, осуществляет отбор только тех характеристик, которые «обречены» на успех, поиск каналов, которые наиболее совпадают с природными характеристиками человека.
• Выделяют следующие имиджевые характеристики: 1) биологические (агрессивность, сила); 2) коммуникативные (зависят от телегеничности); 3) социальные (человеческие характеристики, считающиеся позитивными); 4) мифологические («подведение» человека под стереотипы); 5) профессиональные (представление аудитории о данной профессии); 6) контекстные (зависимость от оппонента).
• Персональный имидж можно определить как знаковую характеристику личности, включающую форму и содержание. Компонентами персонального имиджа являются: внешние данные личности, поведенческие особенности, социальные и поведенческие характеристики, самовосприятие, восприятие референтными группами и публичный образ.
• Корпоративный имидж подразумевает целостное восприятие организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. Необходимо различать имидж и репутацию. Репутация формируется стихийно, она может быть положительной и отрицательной. Имидж же формируется целенаправленно, при этом он может создаваться на основе прошедших, настоящих и будущих событий.
• Имидж организации складывается на основе восьми компонентов: имидж товара, имидж потребительского товара, внутренний имидж организации, имидж руководителей, имидас персонала, визуальный имидж, социальный имидж, биз- нес-имидж организации. Имидж корпорации, по Чумикову, включает: 1) корпоративную философию; 2) историю; 3) внешний облик; 4) мифологических обитателей и персонал; 5) окружение; 6) отношение с обществом и 7) общий фон.
• При конструировании имиджа необходимо умело пользоваться инструментарием имиджмейкера, в который входят: позиционирование, мифологизация, дистанцирование, визуализация и внедрение модели восприятия.
[1] Отфр. «1а transparence» (прозрачность). Первоначально означало прозрачность информации касающейся финансовой деятельности компании для инвесторов и деловых партнеров. В России термин транспарентность получил распространение после одного из выступлений В.В. Путина, который сказал о необходимости транспарентности финансового сектора в России. Осенью 2001 года прошла конференция, которая называлась «Транспарентность финансовых институтов России». В новом контексте транспарентность означает более особую информационную политику корпораций, построенную на принципах открытости в отношении общественности. После 2001 г. состоялось еще 2 крупных международных форума, посвященных различным аспектам транспарентности российского бизнеса.