Контрольные задания для самопроверки по лекционным темам
Тестовые задания по курсу «Основы психологии семьи и семейного воспитания» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия.
Тесты предназначены для того, чтобы оперативно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебной дисциплины. По содержанию задания охватывают всю программу психологии семейных отношений и ориентированы на студентов психологических факультетов вузов. Контрольные задания состоят из трех блоков. Лучший балл у тех студентов, кто уверенно и быстро применяет базовые знания, кто способен показать хороший умственный темп, «свернутость» понятий и умственных операций.
Инструкция:I блок- заполните пробелы; II блок –выберите правильный ответ;[66]
III Блок-творческое задание.
Предлагаются следующие критерии оценок знаний:
50—60 правильных ответов — «отлично».
40—49 правильных ответов — «хорошо».
30—39 правильных ответов — «удовлетворительно».
I Блок.
1.Семья это_____________________
2.Брак это____________________
3.Сфера________ семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется__________________
4.Преобладающий тип брачных отношений в современном обществе ____________________________________________________________
5. Периодизация_____________и_________включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими детьми, семью с подростком, выход повзрослевших детей из семьи, семью на поздней стадии развития.
6. Семья — активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как______развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны, лишь через долгие промежутки времени они регистрируют_____проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные_______лишь тогда, когда_____уже радикально изменилась.
7. Семья представляет собой______________, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
8.Законом развития семейной системы является стремление к __________
9. Наиболее распространенными типами применяемых стандартных методик в изучении семьи являются: __________________________________
10. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как_____________с ___________ так _________
11.Эффект_________состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению ) качество, мы склонны видеть у него и другое свойство, гармонирующее с этим качеством.
12.Взаимное влечение двух людей определяется главным образом ______________каждого из них.
13. Брачные пары, которые «жили вместе» до заключения брака, обычно в большей мере_______________________, чем те, кто этого не делал.
14. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется______________________
15.Причиной «психологического пресыщения» является_________________ и взаимодействия в семье.
16.Чем более откровенны супруги друг с другом обо всем своем хорошем и плохом, тем больше _______________________________
17. Для большинства брачных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь_______________________________________
18. Качество сексуальной жизни брачной пары это ______________________
19.Все отклонения полового поведения от нормы можно рассматривать как _______________________________________________________________
20. Семья — сложная система отношений, основанная на ___________или родственных связях, она объединяет не только___________, но и их детей,____________
21.Дети, которым родители обеспечивают ___________и__________развиваются______________
22.Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у _______________ребенка в семье.
23.Степень психической стимуляции ребенка в первые месяцы его жизни имеет огромное значение для его ____________________________________
24.Если ребенок видит проявление родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это в дальнейшем способствует ____________________________
25.Способности целиком определяются __________________________
26.Типовой причиной нарушения супружеских отношений является.........................жены.
27.Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к.........
28. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, ______________________
29. Чувство неполноценности делает человека неспособным __________________________________________________________
30.В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет______________________
31. Специфика семейных отношений в России_______________________
32. Основные этапы супружеских отношений_________________
33. Кризисные периоды развития супружеских отношений характеризуются______________________________________________
34. Основные причины разводов_________________
35. Родительство это_____________________
36. Материнская любовь отличается от отцовской тем,что___________________
37. Всего существует ________ стилей воспитания ,но в современном обществе _______________________
38. Постоянство родительской любви заключается ________, а изменчивость___________________
39. К индивидуальным формам работы с семьей можно отнести______________, к групповым________________
40. Основные проблемы партнеров в момент развода_____________
II блок .
1.Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
2. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.
3. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.
4. Проблемы какого кризисного периода в развитии семьи характеризуются диспропорциональным распределением нагрузок, различиями в динамике родительских чувств и состояний, депрессией, монотонней, нарушениями сексуального взаимодействия супругов:
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) все ответы верны.
5. Изучение структуры семьи возможно через:
а) выявление статуса составляющих ее индивидов;
б) анализ межличностных отношений в семье;
в) выявление количественного состава группы;
г) определение индивидуального состава группы.
д) все ответы верны.
6. Основой аналитического исследования семьи являются:
а) атомистическая идеология;
б) экспериментальный метод;
в) математико-статистические методы обработки данных;
г) все ответы верны.
6. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он:
а) часто находится поблизости;
б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;
в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся;
г) все ответы верны.
7. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.
8. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих;
г) все ответы верны.
9. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:
а) взаимная любовь к детям;
б) понимание того, что брак священен;
в) убежденность каждого из супругов, что другой — «мой лучший друг»;
г) ни один из ответов неверен.
10. Основные психологические факторы, способствующие возникновению в браке сексуальных неврозов и дисгармонии:
а) низкий уровень сексологической культуры;
б) эгоцентризм и бестактность в интимных отношениях;
в) неблагоприятный психологический фон взаимоотношений супругов;
г) все ответы верны.
11. Какое слово из ниже приведенных лишнее?
а) деверь;
б) шурин;
в) золовка;
г) сноха.
12. Путь достижения гармоничных семейных отношений зависит от:
а) развития Я каждого члена семьи;
б) поддержания и укрепления самопринятия;
в) правильного построения и поддержания семейной иерархии в трех поколениях;
г) все ответы верны.
13. Какой из перечисленных внешних факторов выполняет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка:
а) питание;
б) правильный физический уход;
в) воспитание родной матерью;
г) психическая стимуляция.
14.По Эриксону, второй психосоциальный кризис соответствует первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитием независимости, или, напротив, развитием:
а) недоверчивости;
б) чувства вины;
в) чувства неполноценности;
15. Наказание:
а) действует также, как отрицательное подкрепление;
б) способствует развитию других форм поведения;
в) препятствует определенным формам поведения;
г) все ответы неверны.
16.Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.
17. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.
III блок.
Напишите психологическую сказку , тема « Любовь –это то ради чего стоит жить».