Контрольные задания для самопроверки по лекционным темам

Тестовые задания по курсу «Основы психологии семьи и семейного воспитания» могут быть использованы как в процессе учебной рабо­ты, так и для проведения итогового зачетного занятия.

Тесты предназначены для того, чтобы оперативно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учеб­ной дисциплины. По содержанию задания охватывают всю про­грамму психологии семейных отношений и ориентированы на студентов психологических факультетов вузов. Контрольные задания состоят из трех блоков. Лучший балл у тех студентов, кто уверенно и быстро применяет базовые знания, кто способен показать хороший умственный темп, «свернутость» понятий и умственных операций.

Инструкция:I блок- заполните пробелы; II блок –выберите правильный ответ;[66]

III Блок-творческое задание.

Предлагаются следующие критерии оценок знаний:

50—60 правильных ответов — «отлично».

40—49 правильных ответов — «хорошо».

30—39 правильных ответов — «удовлетворительно».

I Блок.

1.Семья это_____________________

2.Брак это____________________

3.Сфера________ семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется__________________

4.Преобладающий тип брачных отношений в современном обществе ____________________________________________________________

5. Периодизация_____________и_________включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими детьми, семью с подростком, выход повзрослевших детей из семьи, семью на поздней стадии развития.

6. Семья — активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как______развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны, лишь через долгие промежутки времени они регистрируют_____проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные_______лишь тогда, когда_____уже радикально изменилась.

7. Семья представляет собой______________, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.

8.Законом развития семейной системы является стремление к __________

9. Наиболее распространенными типами применяемых стандартных методик в изучении семьи являются: __________________________________

10. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как_____________с ___________ так _________

11.Эффект_________состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению ) качество, мы склонны видеть у него и другое свойство, гармонирующее с этим качеством.

12.Взаимное влечение двух людей определяется главным образом ______________каждого из них.

13. Брачные пары, которые «жили вместе» до заключения брака, обычно в большей мере_______________________, чем те, кто этого не делал.

14. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется______________________

15.Причиной «психологического пресыщения» является_________________ и взаимодействия в семье.

16.Чем более откровенны супруги друг с другом обо всем своем хорошем и плохом, тем больше _______________________________

17. Для большинства брачных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь_______________________________________

18. Качество сексуальной жизни брачной пары это ______________________

19.Все отклонения полового поведения от нормы можно рассматривать как _______________________________________________________________

20. Семья — сложная система отношений, основанная на ___________или родственных связях, она объединяет не только___________, но и их детей,____________

21.Дети, которым родители обеспечивают ___________и__________развиваются______________

22.Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у _______________ребенка в семье.

23.Степень психической стимуляции ребенка в первые месяцы его жизни имеет огромное значение для его ____________________________________

24.Если ребенок видит проявление родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это в дальнейшем способствует ____________________________

25.Способности целиком определяются __________________________

26.Типовой причиной нарушения супружеских отношений является.........................жены.

27.Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к.........

28. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, ______________________

29. Чувство неполноценности делает человека неспособным __________________________________________________________

30.В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет______________________

31. Специфика семейных отношений в России_______________________

32. Основные этапы супружеских отношений_________________

33. Кризисные периоды развития супружеских отношений характеризуются______________________________________________

34. Основные причины разводов_________________

35. Родительство это_____________________

36. Материнская любовь отличается от отцовской тем,что___________________

37. Всего существует ________ стилей воспитания ,но в современном обществе _______________________

38. Постоянство родительской любви заключается ________, а изменчивость___________________

39. К индивидуальным формам работы с семьей можно отнести______________, к групповым________________

40. Основные проблемы партнеров в момент развода_____________

II блок .

1.Наиболее распространенной моделью семьи является:

а) разветвленная;

б) неполная;

в) нуклеарная;

2. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:

а) получить очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений;

г) верны все ответы.

3. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители;

б) родители;

в) сиблинги;

г) все ответы верны.

4. Проблемы какого кризисного периода в развитии семьи характеризуются диспропорциональным распределением нагрузок, различиями в динамике родительских чувств и состояний, депрессией, монотонней, нарушениями сексуального взаимодействия супругов:

а) первый;

б) второй;

в) третий;

г) все ответы верны.

5. Изучение структуры семьи возможно через:

а) выявление статуса составляющих ее индивидов;

б) анализ межличностных отношений в семье;

в) выявление количественного состава группы;

г) определение индивидуального состава группы.

д) все ответы верны.

6. Основой аналитического исследования семьи являются:

а) атомистическая идеология;

б) экспериментальный метод;

в) математико-статистические методы обработки данных;

г) все ответы верны.

6. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он:

а) часто находится поблизости;

б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;

в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся;

г) все ответы верны.

7. Функцией предбрачного периода является:

а) накопление совместных впечатлений и переживаний;

б) узнавание друг друга;

в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;

г) все ответы верны.

8. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих;

г) все ответы верны.

9. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:

а) взаимная любовь к детям;

б) понимание того, что брак священен;

в) убежденность каждого из супругов, что другой — «мой лучший друг»;

г) ни один из ответов неверен.

10. Основные психологические факторы, способствующие возникновению в браке сексуальных неврозов и дисгармонии:

а) низкий уровень сексологической культуры;

б) эгоцентризм и бестактность в интимных отношениях;

в) неблагоприятный психологический фон взаимоотношений супругов;

г) все ответы верны.

11. Какое слово из ниже приведенных лишнее?

а) деверь;

б) шурин;

в) золовка;

г) сноха.

12. Путь достижения гармоничных семейных отношений зависит от:

а) развития Я каждого члена семьи;

б) поддержания и укрепления самопринятия;

в) правильного построения и поддержания семейной иерархии в трех поколениях;

г) все ответы верны.

13. Какой из перечисленных внешних факторов выполняет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка:

а) питание;

б) правильный физический уход;

в) воспитание родной матерью;

г) психическая стимуляция.

14.По Эриксону, второй психосоциальный кризис соответствует первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитием независимости, или, напротив, развитием:

а) недоверчивости;

б) чувства вины;

в) чувства неполноценности;

15. Наказание:

а) действует также, как отрицательное подкрепление;

б) способствует развитию других форм поведения;

в) препятствует определенным формам поведения;

г) все ответы неверны.

16.Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого партнера;

г) все ответы верны.

17. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;

снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

III блок.

Напишите психологическую сказку , тема « Любовь –это то ради чего стоит жить».

Наши рекомендации