Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Назовите финансовые потоки, участвующие в формировании финансовых
ресурсов социальной сферы.

2. Каким образом осуществляется финансирование отраслей социальной сферы
— жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования из бюджет­
ной системы и внебюджетных источников и каковы перспективы их финансового
обеспечения в рамках проводимых социальных реформ?

3. В чем, на Ваш взгляд, экономическое содержание деятельности внебюджет­
ных социальных фондов государственных и негосударственных?

Литература

1. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.М. Экономика социального страхова­
ния. М„ ТЕИС, 1998.

2. Кадомцева СВ. Социальная защита населения. М., РАГС, ] 999.

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика госу­
дарственного регулирования территориального развития. М., i997.

4. Макаренко О.В., Рудник Б.Л. Государство и негосударственные некоммерче­
ские организации: формы поддержки и сотрудничества. М., 1997.

5. Пенсионная реформа в России. Причины, содержание, перспективы. С.­
Петербург, «Норма», 1998.

6. Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. М., «Экономи­
ка», 2001.

7. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее вырав­
нивания. М., «ИНСАН», 1998.



Г

8. Контрольные задания и задачи для самопроверки - student2.ru Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной эконо­
мике. М., РАГС, 1998.

9. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе.
Переходный период и дальнейшее развитие./ Под ред. Барра Н./ ИКЦ «ДИС»
1997.

10. Социальная политика в странах с переходной экономикой. /Под ред
Кадомцевой СВ. М., ИКЦ «ДИС», 1997, 14 п.л.

П. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997. 12. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., Начала-Пресс, 1991.

Глава 4.2.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

План:

1. Теоретико-методологические основы информационного обеспече­
ния социальной политики

2. Практические вопросы информационного обеспечения социальной
политики и основные её направления

3. Контрольные задания и задачи для самопроверки ?.

4. Литература

*■




Контрольные задания и задачи для самопроверки - student2.ru 1. Теоретико-методологические основы информационного обеспечения социальной политики

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «соци­альная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаи­модействия в социальных (общественных) системах от информационных процес­сов, протекающих в физических и технических системах.

Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той ча­стью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содер­жание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо про­блемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Опера­тивность — это включение информации в коммуникативную систему общества не­посредственно после возникновения данной информации. Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непо­средственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике. ,

Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, ор­ганизационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по пе­редачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражатель­ную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция не­разрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наи­большую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управ­ленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть науч­ной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру­гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.

Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе приня­тия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

• на относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно реле­вантная и нерелевантная);

0 на принятую во внимание и не принятую (релевантная принятая во внимание информация называется используемой информацией; релевантная не принятая во внимание информация называется информацией Кассандры; нерелевантная, но принятая во внимание информация называется путающей, нерелевантная и не принятая во внимание информация называется бюрократической).

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

• входная и выходная;

• командная (с помощью которой субъект управляет системой);

• шумы (информация, влияющая на управления системы независимо от субъекта).

Социальную информацию классифицируют по функциям управления на сле­дующие типы:

• исходную;

• организационную;
■ регулирующую;

• учетную;

• контрольную.

На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно свойство
__ структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии на­
копления информации и информационных процессов на структурные характери­
стики экономики и других ключевых социальных систем.

Структурообразующее свойство проявляется как косвенно, через накопление информации и выработку знаний о явлениях природы, эффективных методах про­изводства и управления, так и непосредственно, через использование информации в экономической и общественной деятельности. На микроэкономическом уровне это явно видно при рассмотрении последствий разделения труда на ранних этапах развития экономики и при рассмотрении последствий внедрения новых информа­ционных технологий на современном этапе.

На макроэкономическом уровне это влияние проявляется в изменении состава отраслей, организационной структуры управления национальными экономиками, в смене технологических укладов.

Непосредственное влияние информации на структурные характеристики клю­чевых социальных систем проявляется следующим образом. Возрастающий дина­мизм в экономике требует быстрого реагирования на все внешние и внутренние изменения экономической ситуации. Для правильного принятия управленческих решений необходимо постоянно и в больших количествах получать информацию. Посредством переработки информации происходит принятие управленческих ре­шений, суть которых в уменьшении неопределенности возможных действий. Ин­формация в этих условиях превращается в наиболее ценный ресурс экономической деятельности, за который субъекты экономики согласны платить. Информация становится особым товаром, суммарная стоимость которого постоянно возрастает темпами, превосходящими возрастание суммарной стоимости любого другого то­вара. Формируется мощный информационный сектор экономики, который к шес­тидесятым годам стал играть одну из ключевых ролей в экономике. Появление ин­формационного сектора в экономике существенно изменило структуру занятости, изменив соотношение занятых интеллектуальным и физическим трудом в пользу первого. Данное соотношение постоянно изменяется и по оценкам экспертов, уже





Контрольные задания и задачи для самопроверки - student2.ru более 60% рабочих мест в промышленно развитых странах связано с производст­вом и распространением информации.

Развитие надежных и эффективных средств передачи информации, развиваю­щихся при влиянии информационного сектора экономики, позволило заняться ав­томатизацией безналичных платежей, что привело к развитию систем электронны* безналичных расчетов, на основе которых сформировались межгосударственные банковские сети. Использование электронных платежей с помощью межгосударст­венных банковских сетей, способствует динамичному развитию мирового рынка ценных бумаг, что содействует интеграции национальных экономик и дает воз-можность ускоренного перелива финансов между разными отраслями экономии различных стран.

Появление пластиковых денег и осуществление безналичных расчетных бан­ковских операций с помощью компьютеров и интегрированных систем связи су­щественно меняют характер денежного рынка. Информационные технологии пла­тежей становятся мощным фактором, стимулирующим финансовые операции в глобальном и локальном масштабе. Все платежи и расчеты могут быть осуществ­лены почти мгновенно, И это позволяет предельно ускорить и облегчить проведе­ние всех экономических процессов. Финансовая сфера становится самостоятель­ной и активно растущей отраслью хозяйственных систем.

Социальная информация — основа социального управления — включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального по­ложения и социального развития.

Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

• сбором статистических данных; >

• проведением различных социологических опросов.

Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов — это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

Сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не мо­гут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных И ана­литических средств. Для сбора и обработки подобных данных оформилось специ­альное направление в статистической науке, называемое социальной статистикой.

Социальная статистика — одна из важнейших сфер приложения статистиче­ского метода — дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределе­нии благ между ними.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов И методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями

работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Отличие социальной статистики от математической состоит в объекте исследо­вания. Математическая статистика имеет дело со случайными величинами, кото­рые заданы теоретически или получены экспериментально. Социальная статистика имеет дело со значениями, полученными а результате мотивированных действий, т.е. величинами детерминированными. В отличие от объектов природной среды и технической сферы в социальных системах заложена возможность внутреннего целеполагания: отдельные компоненты социальных систем могут самостоятельно, в определённом смысле — произвольно, устанавливать цели своего развития, каж­дая из которых совсем не обязательно будет совпадать с общей целью системы. Без выхолащивания их смысла невозможно представить компоненты социальной системы в виде формальных конструкций с точным (функциональным или вероят­ностным) описанием их реакций на те или иные «раздражители». Это исключает вероятностную трактовку социальных явлений и процессов. Изучение подобных величин требует невероятностной логики и специализированных методов.

Основные задачи социальной статистики:

• систематический анализ ситуации в социальной сфере;

• анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социаль­
ной сферы;

• изучение состава и характеристик статистических и реальных социальных
групп;

• изучение уровня и условий жизни населения;

• оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни
населения;

• прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более
отдаленную перспективу;

• исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

• оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значе­
ниям;

• выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

• исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляю­
щими общественного развития.

Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней исполь­зуются различные инструментальные измерительные системы и показатели, кото­рые специализированы для соответствующих социальных структур.

В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следую­щие:

• статистика политической системы;

• моральная статистика (девиантного поведения);
" статистика населения и трудовых ресурсов;

• статистика уровня жизни населения;

• статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

статистика жилищно-коммунального хозяйства;

Контрольные задания и задачи для самопроверки - student2.ru пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;

• статистика образования; культуры, спорта, досуга;

• статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В других источниках к подобным направлениям относят;

• статистику потребления населением материальных благ и услуг;
■ статистику уровня жизни;

• статистику труда и заработной платы;

• статистику населения;

• статистику здравоохранения и социального страхования;

• статистику социального обеспечения;

• статистику физической культуры и спорта;

• статистику образования;

• статистику науки;

• статистику культуры;

• статистику средств массовой информации;

• статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на­
селения;

• политическую статистику;

• статистику партийных и общественных организаций;

• судебную статистику;

• статистику преступности и административных правонарушений.
Социальная статистика отличается от простого учёта тем, что она способна ус­
танавливать связь между явлениями, выявлять намечающиеся тенденции, улавли­
вать типичное в отклонениях от намеченной стратегии и давать этому формально
непротиворечивые объяснения. Поэтому большое значение в рамках методов со­
циальной статистики придается проблеме интерпретации полученных данных.
Правильная интерпретация статистических материалов предполагает глубокое
знание природы изучаемого явления.

Социальная статистика использует как количественные, так и неколичествен-чые данные, которце либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шка-те), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

Социальная статистика основывается на данных государственной статистиче-:кой отчетности и социальных обследований — квотных, статифицированных, лногоступенчатых выборок. Для разных задач используются выборки разного объ-;ма — большие и малые {до 100 ед.). Малые выборки служат базой изучения пове­дения людей с особыми умственными способностями, особыми культурными за-i росами.

Главным аналитическим инструментом социальной статистики является обоб-цающий показатель. Статистические данные, касающиеся жизни общества, отно-:ятся к различным областям (это информация и о функционировании экономики в [елом, и о развитии отдельных ее отраслей, экономических процессах в отдельных 1егионах, отдельных субъектах экономики, финансах, состоянии производствен-юй инфраструктуры, экологии, как в отдельных регионах, так и об экологии в 'оссии в целом). В этом случае возникает проблема выработки таких показателей, оторые бы характеризовали уровень социальных параметров населения —~ пока-атели социального положения и социального развития.

Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подоб­ные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся: ■ экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре­делительных отношений;

• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на
повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в
области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и
помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической
ситуации на ее развитие;

• правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и об­
ласти регулирования социальных отношений, уровень правосознания населе­
ния;

• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-
духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их ре­
гиональных особенностей на социальные отношения;

• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды
обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на
стандарты и образ жизни населения;

• социально-демографические, учитывающие численность населения по соци­
альным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми­
грацию, занятость, профессионально—квалификационную структуру;

• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы
в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обы­
чаев;

• социально-психологические, представляющие особенности проявления в со­
циальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их уст­
ремлений, личностных и групповых установок.

Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструк­турой, характером производственных отношений, социальной ориентированно­стью экономики, природно-климатическими условиями. С другой стороны, уров­нем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления.

Количественную и качественную стороны социальных явлений и процессов можно определить при наличии разработанной системы статистических показате­лей. Статистические показатели — это категории (понятия), которые определяют в количественном выражении определенные общественные явления и процессы. Они измеряют величину (степень), соотношение, через которые выражается коли­чественная сторона общественных явлений.

Одни показатели являются общими как для общероссийского, так и для регио­нального уровня, а другие служат для измерения социальных явлений или процес­сов, происходящих лишь на части территории страны. Региональные показатели позволяют отображать региональные особенности развития в виде количественных соотношений, позволяющих сопоставить их с аналогичными показателями других Регионов.





Контрольные задания и задачи для самопроверки - student2.ru Показатели социального положения и социального развития являются сово­купностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффектив­ность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нрав­ственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно­го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

1) Социально-демографический (динамика численности населения, включая по­
ловозрастную характеристику, рождаемости, смертности,-средней продолжи­
тельности жизни по различным половозрастным, профессиональным и регио­
нальным группам, численности семей, их состава, брачности, разводимости,
миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-
демографических показателей).

2) Социально-трудов ой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки,
потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занято­
сти и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по­
роговые значения безработицы, дефадации трудового потенциала).

3) Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне­
душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения
платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом диффе­
ренциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе­
ния уровня и качества жизни населения).

4) Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по ти­
пу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения усло­
вий проживания, пороговые значения жилищных условий).

5) Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее харак­
теристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской
инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6) Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количе­
ства обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, ха­
рактеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры,
кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных
показателей).

7) Экологической И социальной безопасности (динамика показателей чистоты
воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение эколо­
гической безопасности, преступности, пороговые значения экологических по­
казателей и показателей криминогенное™).

8) Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовле­
творенность, у щемлен ность, тревожность, напряженность, толерантность,
конфликтность).

Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позво­ляющим обеспечить потребности региональных органов управления в информа­ции, характеризующей различные стороны социальных условий.

2. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

Большое количество субъективных составляющих и факторов субъективного порядка в социальный информации (такие свойства социальной информации как смысл, ценность, достоверность) и социальной статистики (например, данные со­циологических опросов) ставят ряд проблем в практической области проведения социальной политики. К подобным проблемам относятся:

• проблема измерения качества жизни населения;

• проблема учета;

• проблемы в обеспечении занятости;

■ проблемы в обеспечении социальной защищенности.

Наши рекомендации