Раздел 1. Душа и тело
(Тема 1. Понятие о человеке. Тема 2. Понятие о человеке-индивиде.
Тема 3. Понятие о человеке- личности.
Тема 4. Понятие о человеке - индивидуальности.)
Категории для обсуждения
Психика, филогенез, социогенез, онтогенез, социализация, индивид, личность, индивидуальность, половой диморфизм, идентичность, роль, статус личности, авторитет, экспрессия, этнос, диада, триада, самореализация
Литература для конспектирования и общего обсуждения
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Глава 1, с.209-210.
Темы для сообщений
· Психология: естественная или гуманитарная наука?
(Литература: Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1998. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Книга 1. - М., 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998).
· Душа и тело. Психика и мозг.
(Литература: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. Лурия А.Р. Мозг и психика// Хрестоматия по психологии. - М., 1987. Павлов И.П. Условный рефлекс// Хрестоматия по психологии. - М., 1987 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961 Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. - М., 1985. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.)
· Перспективы и проблемы в развитии человека и человечества.
(Литература: Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 1979. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? - Минск, 1990).
· Категории индивид, личность и индивидуальность в концепции Б.Г. Ананьева.
(Литература: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1969 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977)
· Категории индивид, личность и индивидуальность в концепции
А.Н. Леонтьева.
(Литература: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.)
· Категории индивид, личность и индивидуальность в концепции
В.С. Мерлина.
(Литература: Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988).
· Категории индивид, личность и индивидуальность в современных психологических концепциях.
(Литература: Васильев Г.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Диалоги о человеке. - СПб, 1993. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Книга 1. - М., 1995)
· Эволюционный подход к пониманию развития человека.
(Литература: Ламберт Д. Доисторический человек. - Л., 1991 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. Тих Н.А. Предыстория общества. - Л., 1970. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. - М., 1989)
· Философские концепции о развитии человека и психики.
(Литература: Пьер Т. де Шарден. Феномен человека. - М., 1987 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л., 1989. Леви - Стросс К. Структурная антропология. - М., 1988.)
Задания для работы в микрогруппах
· Обсуждение основного содержания понятий и их сравнение: “Объект - объективность - объектность”, “Субъект - субъективность - субъектность”.
· Студентам предлагается обсудить какие психологически существенные представления о субъекте деятельности содержатся в сказке “Репка”. (При обсуждении обратить внимание студентов на следующие моменты: интеграция сообщества для решения задачи, непосильной для одиночки, взаимное согласие, активность всех, ценность даже “самого маленького” в общем деле).
· Написание эссе, сказок, отражающих главное содержание философских определений человека: универсальная форма жизни, компонент природы, микрокосм, мера всех вещей, причина всех следствий. В качестве примеров можно привести притчи Н. Пезешкиана. Совместное обсуждение содержания и смысла написанных рассказов. (Пезешкиан Н. Торговец и попугай. М, 1992).
· Составление перечня объектных и субъектных характеристик мужчин и женщин с последующим обсуждением.
· Составление и обсуждение перечня объектных и субъектных характеристик людей различных возрастов (например, подростков и лиц пожилого возраста).
· Составление и обсуждение объектных и субъектных характеристик представителей различных этнических групп (например, японцы, турки, финны).
· Составление психологического портрета личности, связанного с определенной ролью, статусом и профессиональной принадлежностью (например, директор завода, постовой милиционер, воспитатель детского сада).
· Обсуждение и интерпретация схемы Б.Г. Ананьева “Понятие о человеке и взаимосвязь его свойств”(Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001).
· Студентам предлагается самостоятельно заполнить третью графу таблицы. Правильные ответы представлены курсивом.
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову (Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986).
Краткое название подстуктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, Личностные смыслы, интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения), особенности эмоциональных процессов | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Практические задания
· Выполнение методики Куна и Мак-Портленда (тест 20 высказываний). Проанализировать полученные характеристики, соотнеся их с категориями индивид, личность и индивидуальность (Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М, 2001).
Творческие работы
· Найти пословицы, иллюстрирующие возрастные, половые и этнические психологические особенности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите объектные и субъектные признаки человека?
2. Почему человека можно назвать универсальной формой жизни?
3. Почему мы рассматриваем человека как меру всех вещей и причину всех следствий?
4. Определите объектные и субъектные свойства человека как индивида.
5. Какое место занимает человек в системе биологической классификации?
6. Назовите объектные и субъектные признаки возраста человека.
7. Назовите объектные и субъектные признаки пола человека.
8. Назовите объектные и субъектные признаки человека как этнофора.
9. Что такое человек как личность? Каковы объектные и субъектные свойства человека-личности?
10. Что такое человек как индивидуальность? Каковы объектные и субъектные свойства человека-индивидуальности?