Психологические механизмы и причины одиночества

Большую роль в возникновении чувства одиночества играет застенчивость и невозможность адаптироваться.

К. И. Кутрона приводит психологический портрет одинокого студента университета: «недостаточно уверенный в себе при общении, застенчивый и чувствительный при отказе в контакте». Автор показала также, что субъективная удовлетворенность отношениями – фактор более значимый, чем количество друзей и частота контактов с ними. Чувство одиночества не уменьшается при интенсивном общении, оно может сократиться и даже исчезнуть лишь в доверительных отношениях с ощущением эмоциональной и человеческой близости партнера.

Одинокий, не находя друзей, становится аутистичным, чрезмерно закрытым, отчужденным. Человек, выпадающий из привычных, сложившихся социальных связей (при переезде, смене работы, жительства, распаде семьи), свою временную отъединенность может переживать как глобальное одиночество, как личностный крах, может впасть в депрессию (Лабиринты одиночества, 1989).

Многие творческие личности переживают острое чувство одиночества. Вот что пишет Н. Бердяев:

«...Я всегда был ничьим человеком... и это всегда предполагало разрыв с объективным миром. Это означало слабую способность к отдаче себя.

Я никогда не чувствовал себя чему-либо и кому-либо принадлежащим...

Я совсем не погружен исключительно в себя и не занят анализом самого себя. Но ничто не преодолевает моего одиночества. Иногда мне удавалось преодолеть его в мыслях...

Мне всегда было трудно интимное общение с другим человеком, гораздо легче было говорить в обществе. С глазу на глаз наиболее обнаруживалось мое одиночество, моя скрытность вступала в силу. От соприкосновения с людьми я делался сух...

Иногда мне казалось, что я ни в ком не нуждаюсь... Неверно поняли бы мою тему одиночества, если бы сделали заключение, что у меня не было близких людей, что я никого не любил и никому не обязан вечной благодарностью. Многими достижениями своей жизни я обязан не себе. Но внутренний трагизм моей жизни я никогда не мог и не хотел выразить.

Поэтому я никогда не мог испытать счастья...» (Бердяев, 1998).

Джеффри Янг выделил 12 причин возникновения хронического чувства одиночества (Лабиринты одиночества, 1989, с. 575-580):

1. Неспособность переносить вынужденное уединение.

2. Низкое самоуважение («Меня не любят, Я – зануда»).

3. Социальная тревожность (боязнь насмешек, осуждения, чувствительность к чужому мнению).

4. Коммуникативная неуклюжесть, неумелость.

5. Недоверие к людям (изоляция, разочарование).

6. Внутренняя скованность (неспособность раскрыться).

7. Поведенческий компонент (постоянный выбор неудачных партнеров).

8. Страх перед соперником, страх быть отвергнутым.

9. Сексуальная тревожность (невозможность расслабиться, чувство стыда, тревоги).

10. Страх перед эмоциональной близостью.

11. Неуверенная пассивность, нет инициативы, неуверен в своих желаниях.

12. Нереалистические притязания (все или ничего, выбор по образцу).

Аутистичность и отчужденность

Аутистичных и отчужденных людей объединяет то обстоятельство, что они испытывают дефицит общения, хотя причины, приводящие к недостатку полноценного общения с людьми, в этих группах различны.

Понятие аутистичности

Для понимания аутистичности как черты личности, обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация – термины, обозначающие болезненное развитие, аутистичностъ же – свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Термин «ранний детский аутизм» введен Л. Каннером в 1943 г. До сих пор нет единомыслия по поводу природы этого явления: одни психиатры считают детский аутизм просто вариантом болезненного развития, самостоятельным заболеванием, другие же настаивают на том, что он является одним из проявлений вялотекущего шизофренического процесса.

В. Е. Каган предлагает рассматривать аутистичность в качестве защитного барьера шизоидных психопатов, защищающего их от общения на глубоком личностном уровне. При этом он подчеркивает, что «различие между широкой психологической концепцией „аутистического" и аутизмом как клиническим признаком состоит, очевидно, в том, что в рамках нормальной психики возможны все виды аутистического мышления при сохранении возможности произвольного управления им, тогда как в патологии эта возможность нарушается или утрачивается» (Каган, 1981, с. 11),

Шкала аутизации в MMPI позволяет выявить такие свойства непатологического аутистического мышления, как предпочтительная ориентировка на внутренние критерии, снижение и утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к адекватному эмоциональному реагированию, к проигрыванию разнообразных ролей. Поскольку главным стержнем аутизма является недостаточность общения, неконтактность, В. Е. Каган определяет это явление следующим образом: «аутизм как психопатологический синдром характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок опытов общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение» (Каган, 1981, с. 12).

В общую картину поведения и развития ребенка при аутизме входят следующие признаки:

  • чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, другие люди воспринимаются как угроза;
  • презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
  • блестящая механическая память и буквальность в использовании слов;
  • впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица;
  • монотонное повторение звуков и движений;
  • хорошее физическое здоровье; напряженное выражение лица при людях и удовлетворенное при их уходе;
  • «лицо принца» – недетское, сонное, маловыразительное;
  • страх изменений в обстановке; ритуалы;
  • монотонные механические игры с неигровыми предметами;
  • задержка развития речи;
  • отгороженность от внешнего мира; самоизоляция;
  • непереносимость взгляда в глаза (один из важных признаков), взгляд мимо людей, сквозь них;
  • повышенная сенситивность;
  • симбиотическая привязанность к матери;
  • застреваемость, неловкость, прилипаемость, отгороженность, отвергаемость, негибкость.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Исследование Л. Л. Баз и О. В. Баженовой начиналось с наблюдения и анализа особенностей общения 30 пар супругов, ожидающих ребенка, и продолжалось в течение двух лет после рождения ребенка. Оценка развития детей проводилась три раза: в 4,5 мес, в один год и в два года по соответствующим возрасту методикам.

Половина семей составила экспериментальную группу, другая половина – контрольную. При формировании групп учитывались степень и характер нарушения в общении между супругами. В ходе эксперимента анализировалось взаимодействие супругов при выполнении совместной задачи, которое ограничивалось вербальным и визуальным контактом.

Нарушения в общении у родителей зафиксированы по следующим пяти параметрам:

· доминантность (выраженная доминантность одного из супругов);

· аффект (ярко выраженный отрицательный аффект);

· низкая эффективность коммуникации (неуспешность в выполнении задачи);

· конфликт;

· ясность коммуникации (неумение донести до партнера свою мысль).

Нарушения общения у детей проявлялись в следующих формах: низкая потребность в общении, затруднение вступления в контакт, отсутствие адекватных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств общения и др.

Выделены 4 типа общения, сформировавшиеся у детей:

1. Нормальный тип (хорошее взаимодействие со взрослым, адекватные средства общения, активное использование жестов и речи).

2. Сенситивный тип (слабый интерес к взрослому сочетается со сверхчувствительностью к эмоциональным реакциям взрослых, контакт со взрослым часто прерывается, что осложняет совместную деятельность).

3. Некритичный тип (большой и непостоянный интерес к взрослому, легкий контакт, попытки привлечь внимание и даже руководить взрослым).

4. Аутистический тип (нет потребности в общении, не реагируют на обращение, вмешательство взрослого только дезорганизует их деятельность).

Главный вывод, к которому позволило прийти исследование: в семьях с нарушенной коммуникацией более вероятно развитие общения детей по аутистическому и некритичному типам.

Было обнаружено также, что дети, рожденные от родителей с нарушениями в коммуникации, чаще имеют нарушения в общении в течение первых двух лет жизни. При аутистическом типе общения у детей в семье всегда присутствует ярко выраженная доминантность одного из родителей (чаще отца). Аутистический тип общения может быть диагностирован у ребенка уже в возрасте 4, 5 месяца.

(См.: Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации

на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни //

Психологический журнал. – 1996. – № 1. – С. 97 -109.)

По мнению некоторых исследователей, детский аутизм может быть результатом органического поражения мозга у лиц с предрасположенностью к аутистической психопатии. Все перечисленные признаки аутизма в снятом, смягченном виде могут присутствовать у ребенка и характеризоваться как аутистичность. Однако аутистичность может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов.

Причины появления аутистичности различны. Одной из главных причин считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации,

Аутистичные дети, как правило, – первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте.

Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы общения у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой (см. врезку).

Провоцирующим фактором аутистичности могут стать болезни и соматические осложнения (корь, коклюш, краснуха, интоксикации). К настоящему времени насчитывается более 30 патогенных факторов.

Наши рекомендации