Причины возникновения чувства одиночества у подростков

Брагина А.А. (1-й курс, ВСО и М ф-т), Нурдинова Л.Г. (1-й курс, ВСО и М. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра социально работы, психологии и педагогики

Научный руководитель – преп. Чернецова М.О.

Актуальность. Человечество на протяжении всего существования сопровождает множество социальных проблем. Одной из них и является проблема одиночества. Каждый из нас, так или иначе, ощущал на себе влияние этой проблемы, но не все задаются целью понять её. В связи с этим изучение особенностей проявления одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является актуальной проблемой.

Цель исследования: изучение чувства одиночества у подростков. Задачи исследования: узнать на каком этапе полового созревании подросток начинает искать «себя»; выяснить, как подростки справляются с чувством одиночества.

Материалы и методы. Было опрошено 47 школьников, гимназии №76 г. Челябинска и школы №4 п.Лыхма. Использовалось анонимное тестирование с помощью анкеты-опросника. В анкете-опроснике было 17 вопросов. Подсчеты проводились вручную.

Результаты и их обсуждение. По результатам исследования мы составили корреляционные таблицы.

Девушки чаще парней остаются наедине с собой, часто и иногда (44.7% и 21.2% соответственно). Всего одна девушка никогда не остается наедине с собой, ни один из молодых людей такого варианта не дал.

Результаты по идентификации себя как личности: в 14-15 лет подростки чаще всего характеризуют себя как подростка, ищущего себя и пробующего чего-то нового (34%). Молодые люди в 16 лет чаще оценивают себя как уверенного в себе человека, знающего, чего он хочет от жизни (17%).

Чаще всего подростки справляются с чувством уныния, слушая музыку или сидя в интернете и социальных сетях (37.9% - 14 лет, 23.4% - 15 лет, 31.9% - 16 лет), однако, в возрасте 14 и 16 лет подростки также отдают предпочтение еще и прогулкам с друзьями.

У большинства подростков иногда возникают ссоры с родителями (27.7% - 14 лет, 19.1% - 15 лет, 29.8% - 16 лет) и лишь 10.6% всех опрошенных часто ссорятся со своими ближайшими родственниками.

Выводы: подводя итоги исследования, мы сделали вывод, что в 14-15 лет подростки начинают искать себя, к шестнадцати годам они либо до сих пор находятся в поиске, либо уже оценивают себя как уверенного в себе человека, знающего, чего он хочет от жизни. Также мы выяснили, что у большинства подростков иногда возникают ссоры с родителями. Чаще всего молодые люди предпочитают бороться с чувством уныния, тоски и одиночества наедине с собой, т.е. слушают музыку и сидят в социальных сетях. К тому же, основными причинами возникновения чувства одиночества у подростков являются разногласия с друзьями и родственниками, относительно небольшая часть опрошенных дала ответ, что причиной одиночества для них является плохая успеваемость в школе. Таким образом, поставленная нами цель достигнута, а выдвинутые задачи решены.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ПЕРИОД ЗИМНЕЙ СЕССИИ)

Бухало А.С. (6 курс, леч. ф-т), Дудин А.В. (5 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра нервных болезней

Научный руководитель – к.м.н. Ермакова Л.А.

Экзаменационная сессия, являясь периодом хронического стресса, предъявляет высокие требования к когнитивной сфере студентов в целом, в частности к процессам произвольного внимания. Внимание как фактор, отражающий динамику всех произвольных познавательных процессов, обеспечивает такие компоненты когнитивных процессов, как продуктивность и работоспособность.

Целью проведенного исследования явилось изучение динамики произвольного внимания у студентов старших курсов в период экзаменационной сессии. В ходе исследования на разных этапах подготовки и сдачи экзаменационной сессии изучались такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и переключение.

Экспериментальное исследование проводилось поэтапно: перед зимней экзаменационной сессией, в начале сессии, в конце и после каникул. Замеры проводились в утреннее время, до экзамена. Экспериментальную группу составили 33 студента 5 курса ЮУГМУ, сдававших экзаменационную сессию. В качестве группы сравнения выступили 33 студента 6 курса, не проходившие экзаменационные испытания, но близкие к экспериментальной группе уровнем образования и возрастом.

В качестве экспериментального материала в исследовании использовались методики, позволяющие изучить особенности концентрации, устойчивости и переключения внимания –корректурный тест Бурдона и цифровые таблицы Горбова-Шульте. При проведении корректурного теста Бурдона анализировались: работоспособность (количество проверенных знаков в сек.); продуктивность (общее количество проверенных знаков); процессы контроля над протекающей деятельностью (количество ошибок). При исследовании внимания по таблицам Горбова-Шульте регистрировалось время выполнения задания, количество ошибок при выполнении. Полученные результаты были обработаны с помощью методов вариативной статистики с последующим применением критерия Стьюдента.

Результаты проведенного исследования показали достоверные различия динамики процессов внимания в сравниваемых группах. По результатам теста Бурдона, на всех этапах исследования у студентов 5 курса достоверно меньшее (p≤0.01) число ошибок, чем в группе сравнения. Скорость в этом тесте лучше у студентов 6 курса в трёх этапах из четырёх, продуктивность выше без ее колебаний, у студентов 5 курса наблюдается более низкий результат в сочетании с колебанием количества знаков на разных этапах исследования. По результатам теста Шульте шестикурсники затратили больше времени, чем студенты 5 курса без колебаний на этапах и с таковым у пятикурсников. В тесте Горбова шестикурсники затратили больше времени без колебаний на этапах у обеих групп студентов. Ошибок в этом тесте совершили больше студенты 5 курса с повышением их числа на первых 3-х этапах и снижением на четвёртом без разброса у студентов 6 курса.

Таким образом, можно сделать вывод, что хронический стресс предъявляет в первую очередь требования к контролю над протекающим когнитивными процессами, что проявляется большей точностью выполнения заданий, меньшим числом ошибок. Он запускает компенсаторные механизмы, проявляющиеся увеличением скорости корректуры на третьем этапе, значительным превышением скорости поиска чисел в таблицах Шульте. Это свидетельствует о хорошей концентрации и устойчивости внимания, обеспечивающих высокую продуктивность. Наиболее уязвимым является процесс переключения, перераспределения внимания, о чём свидетельствует достоверное превышение количества ошибок при поиске чисел в двухцветной таблице Горбова.

Наши рекомендации